Составление прогноза развития рынка
Составление прогноза развития рынка с учетом предполагаемой его реакции на выход продукции компании является завершающим этапом изучения рынка. Прогноз развития рынка во многом напоминает конъюнктурный прогноз, однако, в маркетинговом исследовании цель ставится более значительная – прогноз должен быть долгосрочным и перспективным, чтобы компания оказалась способной, основываясь на нем разработать эффективную маркетинговую стратегию.
По своему содержанию и последовательности прогноз развития рынка аналогичен исследованию рынка, то есть он также определяет будущие показатели по емкости и насыщенности рынка, объему, характеру и эластичности спроса на продукцию, характеристику конкурентоспособности продукции, показатели по производству, внутренней и внешней торговле, денежно-кредитной и финансовой сфере, а также по инвестициям, заказам, фирменной структуре и т.д.
Также следует иметь в виду, что маркетинг предполагает составление прогноза развития рынка, включающий:
a) прогноз общехозяйственной конъюнктуры,
b) оценку перспектив развития уровня потребления,
c) оценку политической стабильности,
d) оценки совокупной степени риска и т.д.
В соответствии с периодом времени, на который составляется прогноз, выделяют:
1) долгосрочные прогнозы (на срок от 3 до 5 и более лет);
2) среднесрочные прогнозы (на срок от 1 года до 3 лет);
3) краткосрочные прогнозы (на срок до 1 года).
Построение этих прогнозов основывается на объективной особенности развития явлений социально-экономической жизни общества, а именно на его инерционности.
Изучение внутренней среды компании
Выбор целевых рынков и разработка маркетинговых стратегий опирается не только на изучение и прогноз рынка, но и на изучение и анализ возможностей маркетинга компании. Для того, чтобы разработать эффективную маркетинговую стратегию необходимо не только знать и понимать то, что происходит и будет происходить на рынке, но и какими возможностями обладает компания.
В общем случае изучение внутренней среды компании с точки зрения ее маркетинга предполагает оценку производственно-сбытовых и научно-технических возможностей компании, иными словами, при маркетинговом исследовании подвергаются анализу потенциал, конкурентные преимущества и недостатки компании.
Оценка потенциальных возможностей компании – одна из основных составляющих ее комплексного маркетингового исследования. Она позволяет обеспечить баланс рыночных запросов с реальными возможностями самой компании, выработать обоснованные программы ее производственного развития и поведения на рынке, а также подвести реальную компетентную основу под принимаемые управленческие решения и выбор оптимального рынка для своей работы.
Тема 4. Сегментация рынка
4.1.Сегментация рынка- это расчленение на однородные в определенном отношении группы покупателей которые различаются своими требованиями к данному товару.Сегментирование рынка является маркетинговой стратегией, а также одним из этапов изучения спроса при проведении исследования рынка и представляет собой классификацию потребителей на группы (сегменты), различающиеся как по характеру требований к продукции, так и по своей реакции на те или иные маркетинговые стратегии. Количество сегментов на рынке может быть различным.
Изучение процесса выбора потребителями той или иной разновидности продукции позволяет выделить множество рыночных сегментов, каждому из которых соответствуют различные модели потребительского поведения, более того, в пределах каждого сегмента по разному оценивают маркетинговую стратегию компании и маркетинговую программу, создаваемую в ее рамках.
Итогом сегментирования рынка должно стать выявление одного или нескольких сегментов, работая на которых компания сможет достичь наилучших из возможных результатов.
Сегментирование рынка бывает нескольких видов:
1) макросегментация, делящая рынки по регионам, странам, их степени индустриализации и т.д.;
2) микросегментация, определяющая группы потребителей в рамках одной страны или района по более детальным критериям;
3) сегментация вглубь, когда исследователи рынка начинают сегментацию с широкой группы потребителей, а затем углубляют ее и суживают;
4) сегментация вширь, когда исследователи рынка начинают сегментацию с узкой группы потребителей, а затем расширяют ее;
5) предварительная сегментация, определяющая начало маркетингового исследования и охватывающая большое число возможных рыночных сегментов, предназначенных для изучения;
6) окончательная сегментация, определяющая завершающую стадию исследования рынка и формирующаяся исходя из условий рынка и возможностей самой компании. Она связана с определением наиболее оптимальных сегментов рынка, по которым в дальнейшем компанией будет разрабатываться маркетинговые стратегии и программы, и, как правило, охватывает ограниченное число рыночных сегментов.
Сегментирование осуществляется с помощью ряда критериев, характеризующих характер и объем спроса определенной группы на продукт компании. Для классификации потребителей продукции индивидуального пользования могут применяться следующие группы критериев:
1) географические:
- климат,
- рельеф,
- урбанизация;
2) демографические:
- численность и плотность населения,
- уровень рождаемости и смертности,
- возрастная пирамида,
- половая структура,
- состав семьи,
- мобильность,
- национальности и языки;
3) экономические:
- доходы,
- уровень потребления,
- уровень сбережений,
- отношение к престижным товарам, брэндам;
4) социально-культурные:
- профессия,
- уровень образования,
- социальная среда и социальное окружение,
- отношение к религии,
- религиозные конфессии,
- обычаи и традиции;
5) психолого графические:
- привычки,
- представления о себе,
- образ жизни,
- жизненная позиция,
- тип личности.
Сегментирование потребителей продукции производственного назначения может осуществляться с использованием следующих критериев:
1) производственно-экономические:
- состояние отраслей и компаний-потребителей данной продукции,
- состояние первичного спроса,
- уровень применяемых технологий,
- оценка перспектив развития кластера, региона или страны, в которых находится компания-потребитель;
2) организационные:
- наличие специфических проблем в области закупки средств производства (скорость и сроки поставки, комплектность поставки, требования к техническим характеристикам, организация гарантийного обслуживания; условия оплаты и методы расчетов);
- форма взаимоотношений с поставщиками (долгосрочная постоянная, разовая и т.д);
3) психолого графические:
- личностные характеристики лиц, принимающих решения о покупке продукции;
- склонность их к рискам;
- отношение к новаторству и консерватизму;
- качество контактов с вышестоящими структурами (отраслевыми организациями, материнской компаний и т.д.).
Процесс сегментирования рынка осуществляется в следующей последовательности:
1. выбор агрегированного рынка и исследование структуры спроса на продукцию в ретроперспективе;
2. выявление основных изменений в структуре спроса и анализ факторов, обусловивших эти изменения;
3. разработка и критериев сегментирования для конкретного рынка;
4. собственно сегментирование, составление профилей сегментов;
5. анализ качественной стороны спроса на продукцию (специфики, характера) сегментов;
6. анализ количественной стороны спроса сегментов определение емкости, насыщенности и т.д.);
7. отбор наиболее привлекательного сегмента (сегментов), где выявлены наиболее благоприятные для маркетинга компании факторы;
8. разработка стратегии маркетинга для каждого сегмента;
9. анализ сильных и слабых сторон стратегии сегментирования.
Сегментирование рынка осуществляется в соответствии со следующими принципами:
a) каждый сегмент должен быть четко очерчен и ясно, полно описан;
b) каждый сегмент должен быть достаточно большим, чтобы мог поглотить предлагаемую продукцию, обеспечить требуемые объемы издержек и прибыли;
c) каждый сегмент должен быть доступен для маркетинговых действий компании, содержать барьеры, которые компания способна преодолеть с запланированными усилиями.