Управление потребностями на духовном уровне
Духовные потребности формируются на уровне психологии человека.
Основным элементом психологии человека является память.
Память человека включает процессы запоминания, сохранения, узнавания и воспроизведения информации о потребностях.
В структуру памяти человека входит:
- двигательная память;
- эмоциональная память;
- образная память;
- эйдетическая память;
- словесно-логическая память.
Двигательная память формирует потребности в моторной деятельности человека - запоминание и воспроизведение движений и их систем, лежащие в основе выработки и формирования двигательных навыков и привычек.
Эмоциональная память - это память человека о пережитых им в прошлом чувствах.
Образная память - сохранение и воспроизведение образов ранее воспринимавшихся предметов и явлений.
Эйдетическая память, - очень ярко выраженная образная память, связанная с наличием ярких, четких, живых, наглядных представлений.
Словесно-логическая память - запоминание и воспроизведение мыслей, текста, речи.
По объему, функциональному назначению и длительности сохранения информации память делится на:
- оперативную (кратковременную);
- постоянную (долговременную) память.
Оперативная память характеризуется кратковременностью процессов, которые обслуживают непосредственно осуществляемые человеком актуальные действия.
Постоянная память - вид памяти, для которой характерно длительное сохранение материала после многократного его повторения и воспроизведения.
К основным характеристикам памяти относятся: объем запоминаемой информации, скорость запоминания, длительность сохранения (скорость забывания), полнота и точность воспроизведения. Объем сохраняемой в памяти информации зависит от модальности (вида анализатора) и способа предъявления.
Оперативная память позволяет сохранять текущую информацию на время, необходимое для решения тех или иных практических задач. Это время в реальных условиях изменяется от нескольких секунд до нескольких минут.
Объем оперативной памяти определяется количеством запоминаемых стимулов и почти не зависит от их информационного содержания. Средний объем памяти составляет 5-9 стимулов. Оперативная память выполняет функцию буфера с ограниченной емкостью, способного поглощать и удерживать входную информацию.
Скорость запоминания и воспроизведения оперативной информации является важнейшей характеристикой, определяющей пропускную способность системы. Если объем поступающей информации не превышает объем оперативной памяти, то скорость приема информации составляет несколько бит в секунду.
Наряду с объемом и длительностью хранения информации важной характеристикой оперативной памяти является быстрота забывания материала, ненужного для дальнейшей работы. Своевременное забывание исключает ошибки, связанные с использованием устаревшей информации, и освобождает место для хранения новых данных.
Время запоминания кратковременной памяти - несколько секунд.
Долговременная память обеспечивает хранение информации в течение длительного времени.
Объем долговременной памяти ограничен не числом стимулов, а количеством сохраняемой информации и составляет около 1020 бит. Скорость обработки информации долговременной памятью составляет порядка 0,1 V 10 бит/с.
Оперативная память связана, прежде всего, с первичной ориентировкой человека в окружающей среде и направлена, главным образом, на фиксацию общего числа вновь появляющихся сигналов независимо от их информационного содержания.
Задачей же долговременной памяти является организация поведения человека в будущем.
Психологический процесс функционирования памяти состоит из следующих моментов:
- запоминание;
- узнавание;
- забывание;
- воспроизведение;
- ассоциация;
- представления.
Запоминание- процесс закрепления в сознании образов, впечатлений, понятий.
Узнавание- процесс памяти, связанный с осознанием того, что данный объект воспринимался в прошлом.
Забывание- процесс, при котором происходит «выпадение» того или иного материала из памяти.
Воспроизведение - процесс извлечения информации из памяти.
Ассоциация- связь между отдельными представлениями, при которой одно из этих представлений вызывает другое.
Представления - образы предметов или процессов реальной действительности, в данный момент не воспринимаемых человеком.
Принятие решений о покупке является важнейшим компонентом поведения потребителя. Любое решение - это результат приема и переработки информации, однако в зависимости от назначения системы и ее конечной задачи психологические механизмы, обеспечивающие выработку решения, существенно различаются.
Процесс принятия решения включает выявление проблемы, мысленное выдвижение вариантов решения (гипотез), оценку вариантов, выбор того варианта решения, который обеспечивает достижение цели (покупку).
На уровне принятия решения о покупке человек осуществляет осмысление полученного сигнала, вырабатываются необходимые решения и потребности стратегического характера - обеспечение безопасности жизнедеятельности человека в будущем и другие жизненно важные проблемы. На этом уровне осуществляется преобразование ощущений человека L в информацию I, т.е. переход от материи к духу.
Связь материального и духовного начал, формирующих потребности человека, открыл английский психолог В.Е. Хик, который показал, что время реакции Tр человека на входную информацию I зависит не только от ее количества, но и от ее качества – смысла (рис. 8.4):
Tр = Т0 + кI, (8.11)
где Т0 - постоянная времени анализатора человека, с; I - количество информации, поступающей на вход анализатора, бит;
к = - семантический коэффициент, характеризующий важность (смысл) поступающей информации, с/бит;
V = 0,1 – 10 бит/с – скорость обработки информации постоянной памятью человека.
Ограниченные возможности человеческой памяти формируют в пространстве человеческой психики две области (рис. 8.4):
- область устойчивости;
- область катастроф.
В области устойчивости, которая ограничена скоростью обработки информации 0,1 V 10 бит/с, человек осознанно воспринимает и обрабатывает информацию и, следовательно, осознанно формирует свои потребности.
Область, которая лежит за пределами области устойчивости, называется областью катастроф. Здесь человек не в состоянии адекватно воспринимать и обрабатывать информацию, что формирует неадекватные потребности. В этой области человеком можно манипулировать и формировать у него совершенно ненужные потребности.
Человек в информационном плане - система неустойчивая.
Рис. 8.4. Иллюстрация закона Хика
При рассмотрении законов (8.3) и (8.11) можно обратить внимание на два флага катастроф, которые предполагают неустойчивость системы. Для получения третьего флага катастрофы воспользуемся работой Н. Винера, где он показал, что за меру скорости обработки информации принимается площадь под кривой
L = kf2 (первый флаг катастрофы).
Скорость обработки информации человеком можно найти из:
V = . (8.12)
Подставив в (8.12) L = k f2, получим второй флаг катастрофы:
V = af3 + C, (8.13)
где а - коэффициент пропорциональности; С - постоянная интегрирования.
Решая совместно уравнения (8.3) и (8.13) относительно f, получим третий флаг катастрофы(бифуркационное множество):
m V3 + n L2 = 0,(8.14)
где m, n - коэффициенты пропорциональности.
Объединив три флага катастрофы - (8.3), (8.13) и (8.14), получим уравнение катастрофы сборки Х(L,f,V), характеризующее процесс обработки информации человеком [45]:
F(L,f,V) = . (8.15)
Формирование потребностей происходит скачком из одного квазиустойчивого состояния х1 в другое х2:
F = х1 - х2.
Чем больше потребностей формируется у человека, тем больше величина скачка F, которую должен преодолеть человек, удовлетворяя свои потребности.
Для удовлетворения любой потребности необходима определенная материально-энергетическая база, на основе которой создается предмет, удовлетворяющий эти потребности. Естественно, чем больше F, тем больше энергетических ресурсов забирает человек у природы.