Стратегии корпоративного роста
Компания может использовать различные возможности для обеспечения роста. Обычно эти возможности представляют в матрице стратегий корпоративного роста Ансоффа (называется еще - матрица «продукт - рынок».) (см. табл. 7.1 ).
Таблица 7.1
Матрица стратегий корпоративного роста Ансоффа
Продукт Рынок | Существующие продукты | Новые продукты |
Существующие рынки | Проникновение на рынок: | Развитие продукта: |
- увеличение числа новых покупателей; - повышение интенсивности потребления; - поиск новых возможностей использования продукта; - «увод» клиентов от конкурентов. | - инновации; - внедрение новых марок; - модификации продукта; - изменение и/или улучшение родукта. | |
Новые рынки | Развитие рынка: | Диверсификация: |
- расширение географии продаж; - поиск новых сегментов. | - связанная; - несвязанная. |
Проникновение на рынок (стратегия концентрированного роста). Компания стремится к росту путем увеличения объема продаж уже имеющегося ассортимента продукции или услуг на существующем рынке.
Развитие рынка. Компания развивает новые рынки для своей продукции. Это могут быть новые географические рынки или новые рыночные сегменты.
Развитие продукта. Компания добавляет новую продукцию, которая технически связана с существующим продуктом и ассортиментом.
Диверсификация. Компания ищет возможности увеличения объема продаж с помощью новой продукции на новых рынках. Отличие от стратегии развития продукта состоит в том, что связь с текущей деятельностью гораздо слабее, чем при других стратегиях. В зависимости от степени связи с текущей деятельностью и существующей технологией производства различают:
- связанную диверсификацию;
- несвязанную диверсификацию.
При выборе стратегии роста важным является:
– объем и рост рынка либо сегментов рынка;
– возможности сохранения конкурентного преимущества в течение продолжительного времени;
– возможности проникновения на рынок или на какую-либо его часть.
Кроме указанных в матрице Ансоффа стратегий роста можно выделить пятую группу стратегий – стратегии роста в производственных цепях, основанные на изменении влияния и функций предприятия в отдельных участках производственной цепи конечного продукта.
Производственная цепь–совокупность предприятий, являющихся звеньями последовательного процесса создания конечного продукта. Предприятия каждого последующего звена производственной цепи являются рынком сбыта для предшествующего звена. И наоборот, предшествующее звено является рынком закупок для последующего звена производственной цепи. Исходное (начальное) звено любой производственной цепи – добыча ископаемых, выращивание сельскохозяйственных культур и т.п., а последнее звено – потребление конечного продукта потребителем.
В производственной цепи встречаются четыре типа изменений, которые как расширяют, так и сокращают существующую производственную цепь (или её отдельные звенья):
1. Расширение в связи с интеграцией
Интеграция означает включение дополнительной деятельности в сферу деятельности предприятия. Различают следующие варианты стратегии интеграции:
- «интеграция вперед» - установление в той или иной форме контроля над последующей стадией производственной цепи. Целью обычно является стабилизация сбыта предприятия, усиление контроля и влияния предприятия в сбытовых сетях;
- «интеграция назад» - установление в той или иной форме контроля над предшествующей стадией производственной цепи. Целью обычно является стабилизация поставок, контроль цены и качества поставок;
- «горизонтальная интеграция» - поглощение компаний-конкурентов. Целью может быть расширение рынка своих продаж, снижение конкуренции, достижение эффекта экономии на масштабе производства, стремление к лидерству и т.п.
2. Сокращение в связи с дифференциацией
Дифференциация означает исключение части видов деятельности предприятия. Дифференциация предполагает передачу части функций предприятия в предшествующее или последующее звено производственной цепи.
3. Расширение в связи с диверсификацией
Диверсификация применительно к производственной цепи означает её слияние на определенных звеньях с производственной цепью другого продукта.
4. Сокращение в связи со специализацией
При специализации в звене производственной цепи происходят процессы сокращения обслуживаемого сегмента. Например, для рассмотренного примера НПЗ перейдет на выпуск только одной марки топлива – дизельного, отказавшись от производства других.