SWOT-анализ классический подход
SWOT-анализ является необходимым элементом исследований, обязательным предварительным этапом при составлении стратегических и тактических планов любого уровня.
SWOT-анализ позволяет выявить сильные (Strengths) и слабые (Weaknesses) стороны организации, возможности (Opportunities) и угрозы (Threats) рынка (название состоит из первых букв этих слов).
Суть метода состоит в построении матрицы (см. табл.5.3), с помощью которой определяются сильные и слабые стороны внутренней среды предприятия в сравнении с конкурентами, а также возможности и угрозы внешней среды деятельности предприятия [48]. Это процедура экспертной диагностики среды, которая позволяет описать основные тенденции ее развития, сформулировать базовые гипотезы о перспективах деятельности компании и определить поле альтернативных направлений ее дальнейшего развития.
Направление развития, показывает, может ли компания использовать благоприятную ситуацию на рынке для своего развития, достаточно ли у нее ресурсов.
Компенсация угроз, показывает, есть ли у компании возможности приспособиться к рыночным условиям и использовать свои сильные стороны для противостояния угрозам, исходящим из внешней среды.
Что необходимо изменить, показывает, можно ли, используя возможности среды, компенсировать свои слабости.
Таблица 5.3.
Матрица SWOT-анализа
Внешняя среда деятельности предприятия | ||
Внутренняя среда предприятия | Возможности (Opportunities) | Угрозы (Threats) |
Сильные стороны (Strengths) | Направление развития | Компенсация угроз |
Слабые стороны (Weaknesses) | Что необходимо изменить | Основные угрозы |
Основные угрозы, представляют собой список стратегических угроз и показывает, что может помешать предприятию развиваться и достигать целей.
Однако сегодня SWOT-анализ, претерпев огромное количество изменений по сравнению с первоначальной стадией, пришел к абсурду. Огромное количество переменных, несистематизированных параметров, отсутствие единой шкалы измерения параметров, большое количество невзаимосвязанных методик количественной оценки, большие методические погрешности измерения - все это привело к нивелированию SWOT-анализа как серьезной и необходимой процедуры в маркетинге.
Приведем в связи с этим высказывание К. Боумэна: «К сожалению, SWOT-анализ в неумелых руках приводил к составлению длинного списка рекомендаций, и чем длиннее был этот список, тем туманнее была возникающая стратегическая картина».
Поэтому разработка более простого и адекватного подхода к количественной оценке SWOT-анализа является актуальной проблемой.
5.3. SWOT-анализ дуалистический подход
Для упрощения сбора и обработки информации, а также повышения точности результатов измерения предлагается двухмерную модель SWOT-анализа свести к одномерной модели, выделив сильные стороны и возможности как «Возможности» предприятия, а слабые стороны и угрозы как «Риски» предприятия (рис. 5.1). Такую одномерную модель SWOT-анализа можно назвать «Риски - Возможности» [48] .
Рис. 5.1. Построение одномерной модели SWOT-анализа «Риски - Возможности».
В качестве метрики измерения маркетингового пространства воспользуемся безразмерной единицей измерения.
Для измерения шкалы «Возможности» можно выбрать 0 + 1.
В качестве метрики измерения шкалы «Риски» можно выбрать 0 - 1 (см. рис. 5.2).
Рис. 5.2. Одномерное пространство «Риски - Возможности»
Методику расчета одномерного SWOT-анализа «Риски - Возможности» можно свести к четырем этапам.
1 этап - определение параметров матрицы одномерного SWOT-анализа «Риски - Возможности».
2 этап - количественная оценка параметров одномерного SWOT-анализа «Риски - Возможности».
3 этап - построение матрицы SWOT-анализа «Риски - Возможности».
4 этап - количественная оценка принятия решения.
1 этап. Определение параметров матрицы.В качестве примера для дальнейших расчетов можно привести следующие параметры матрицы одномерного SWOT-анализа «Риски - Возможности»:
1. Цена. 2. Качество. 3. Ресурсы. 4. Надежность. 5. Транспорт.
6. Персонал. 7. Конкуренция. 8. Потребности рынка. 9. Имидж.
2 этап. Количественная оценка параметров.
Количественная оценка возможностей предприятия
Количественную оценку возможностей предприятия можно разбить на два показателя: вес и вероятность параметра, формирующего возможности.
Вес параметров возможностей предприятия находится из условия
В = = 1,0, (5.1)
где Bi - весовое значение i-го параметра возможностей предприятия;
n – число параметров.
Вероятностьпараметра, формирующего возможности предприятия:
Рi = , (5.2)
где mi – число возможных событий, определяющих возможности предприятия i-го параметра;
Mi – общее число возможных событий.
Оценка возможности i-го параметра предприятия находится из:
Wi = Bi Рi . (5.3)
Суммарная оценка возможностей предприятия находится
W = . (5.4)
Количественная оценка рисков предприятия
Тяжесть рискапредприятия находится из условия:
S = = 1,0, (5.5)
где Si -весовое значение i-го параметра риска предприятия;
n – число параметров.
Вероятностьпараметра, формирующего риски предприятия:
Vi = , (5.6)
где ni – число возможных событий, определяющих риски предприятия i-го параметра;
Ni – общее число возможных событий.
Оценка риска i-го параметра предприятия находится:
Ri = Si Vi . (5.7)
Суммарная оценка риска предприятия находится:
R = (5.8)