Контроллинг и аудит маркетинговых решений.
Контроллинг - концепция системного менеджмента, управления организацией или отдельным функциональным процессом для обеспечения успешных в долгосрочной перспективе бизнес-коммуникаций.
Главное назначение контроллинга состоит в обеспечении менеджмента результатами стратегической и оперативной оценки состояния и динамики окружающей среды и поведения организации на рынке в процессе достижения поставленных целей.
На практике контроллинг подразделяется на оперативный и стратегический.
Маркетинг-контроллинг - система организации контроллинга результатов маркетинговой деятельности предприятия. Включает подсистемы контроля и аудита, которые предполагают планирование, организацию и проведение процессов измерения, ревизии и оценки результатов реализации концепций, стратегий и планов маркетинга, эффективности управляющих мероприятий для достижения тактических и стратегических целей маркетинга.
Традиционно выделяют четыре основные сферы деятельности и политики маркетинга, более известные в литературе под названием маркетинг-микс.
политика в отношении продукта;
сбытовая политика;
ценовая политика;
коммуникационная политика.
Следует особо подчеркнуть, что сами маркетинговые мероприятия предприятия на рынке не являются предметом контроллинга. В концепцию контроллинга маркетинга входит планирование, учет и контроль результатов маркетингового мероприятия, но не путь и методы его реализации.
Для контроллинга маркетинговые мероприятия представляют собой "черный ящик", на входе и выходе которого - количественные параметры, получаемые из системы финансового и управленческого учета. Чаще всего такими параметрами являются издержки, цены, объемы выпуска, продаж, поступлений и выплат.
В теории и на практике различают задачи стратегического и оперативного контроллинга маркетинга.
Стратегический маркетинг-контроллинг координирует функции стратегического планирования и контроля при поддержке стратегического информационного обеспечения.
Оперативный маркетинг-контроллинг координирует процессы оперативного планирования, контроля, учета и отчетности на предприятии с использованием имеющейся системы информационного обеспечения.
Стратегический контроллинг маркетинга включает в себя стратегическое планирование и контроль, предусматривающие:
· анализ стратегического портфолио (матрица "продукт-рынок");
· методическую и информационную поддержку менеджмента при выборе и обосновании идей нового продукта;
· координацию стратегических планов.
Оперативный контроллинг маркетинга предусматривает решение ряда задач.
1. Формирование и контроль ценовой политики:
o планирование цены и изменения цен отдельных продуктов или их групп для существующей программы сбыта;
o планирование мероприятий по дифференцированию цен для различных групп клиентов.
2. Формирование и контроль сбытовой политики:
o анализ оборота, издержек и маржинальной прибыли по прямым и непрямым каналам сбыта;
o подготовка информации относительно количества продаж и оборота по менеджерам, отвечающим за продажи;
o анализ и оценка выгодности клиентов и продуктов относительно получения маржинальной прибыли;
o анализ и оценка эффективности запланированных мероприятий по сбыту;
o экономическое консультирование менеджеров подразделения маркетинга.
3. Формирование и контроль коммуникационной политики:
o анализ динамики собственных коммуникационных издержек;
o анализ распределения коммуникационных издержек на плановые единицы (продукты, подразделения, сегменты рынка и т.п.);
o сравнительный анализ динамики коммуникационных издержек в отрасли и по конкурентам;
o проведение анализа при выборе рекламных агентств по критерию отдача/затраты;
o проведение сравнительных расчетов затрат для альтернативных мероприятий по стимулированию продаж.
Маркетинг-аудит, или стратегический контроль системы маркетинга, -это всеобъемлющая, систематическая, независимая и периодическая ревизия (проверка) среды маркетинга, целей, стратегий и отдельных видов маркетинговой деятельности фирмы и ее подразделений.