Исследования посредством Интернета
Хотя исследования, проводимые в Интернете, — это модифицированный почтовый опрос, все же стоит отдельно рассмотреть возможности данного способа связи, поскольку эта сфера исследований сейчас очень популярна и активно развивается.
В настоящее время Интернет используется для сбора как вторичной, так и первичной информации. Интернет предоставляет доступ к разнообразным информационным источникам по любой тематике с любого конца света; ни одна традиционная библиотека не сравнится с этим эффективным и дешевым средством сбора информации.Посредством Интернета можно получать и передавать тексты, изображения и голосовые сообщения физическим лицам, коммерческим организациям или государственным учреждениям.
Ценность Интернета для исследований связана с предоставляемыми сервисными услугами:
- электронная почта;
- дискуссионные форумы;
- списки рассылки;
- гипертекстовая система.
К сожалению, и этому способу связи присущ серьезный недостаток, ограничивающий его применение в маркетинговых исследованиях. Хорошие выборки можно организовать только там, где высок уровень пользования сетью. Такие исследования можно проводить среди пользователей Интернета и в некоторых секторах бизнеса, например в сфере информационных технологий. Эта проблема, скорее всего, будет решена со временем. В настоящее время Интернет не может полностью удовлетворить требования исследователей, хотя и предлагает ряд уникальных преимуществ.
Таблица 5 – Достоинства и недостатки Интернет – опросов
Достоинства | Недостатки |
-Низкие затраты - Высокая скорость - Возможность использовать демонстрационные видеоматериалы - Интерактивный характер коммуникации - Коммуникация, удобная для респондента - Глобальный охват | - Нерепрезентативная выборка - Этические проблемы доступа к личной информации, риск нарушения конфиденциальности |
16. Типы вопросов анкеты. Разборка вопросов. Разборка и тестирование анкет.
Анкета (опросный лист) – это система вопросов, направленных на выявление характеристик объекта или предмета исследование.
Введение, реквизитная часть, заключение
Введение – убедить респондента принять участие в опросе. Зачем ему нужно заполнить эту анкету, что это даст респонденту. Нужно заинтересовать опрашиваемого
Реквизитная часть – сам опрос
Заключение – благодарность за ответы.
Важно: вопросы должны быть понятными, следует начинать с простых вопросов, нельзя использовать двойные отрицания (не считаете ли вы что не), интервалы вариантов не должны создавать сомнения, не следует использовать выражения мало, редко и тп., кол-во вопросов от 10 до 15.
Вопросы могут быть как открытые, так и закрытые
1. Открытые | Предполагается любой развернутый ответ, который не спланирован заранее. Частью открытых вопросов являются вопросы, начинающиеся с вопроса "почему". Имеют цель изучения мотивов ответов, например на вопрос: Для чего нужна пена при стирке белья? |
2. Закрытые | Предлагается выбор из нескольких ответов. Респондент не может выйти за рамки темы и дает понятные, однозначные ответы. Эти вопросы все чаще вытесняют открытые. Аналогично, тесты все чаще заменяют устный экзамен. Разновидности закрытого вопроса[1]: • дихотомический или простой альтернативный; • альтернативный многовариантный или "с классификацией"; • вопрос-меню |
3. Полузакрытые | Комплексные вопросы в форме сочетания закрытого вопроса с открытым. Если респондент не находит нужного ответа среди предложенных, то ему предлагается дать свой развернутый открытый ответ вместо того, чтобы лишь отметить вариант "иное" |
4. Ассоциации и завершение предложения[2] | Пример по ассоциации, вызванной словами: О каких марках порошка вы думаете, когда слышите следующее "..."? Пример вопроса по завершению предложения: При покупке порошка основными причинами для меня являются "...". Этот тип вопроса отличается оригинальной формулировкой и может быть и закрытым, и открытым |
5. С выбором градации | Основаны на использовании порядковой шкалы, например: Укажите, как высоко вы оцениваете качество (степень привлекательности) данного продукта? Варианты ответов (градаций) от "очень низко" до "очень высоко". Возможно применение и типовых шкал, например семантического дифференциала или шкалы Лайкерта, когда градации только обозначены, по еще не оцифрованы |
6. С выстав-лением оценки | Предполагается выставить оценку (рейтинг) товару или его конкретному свойству, для чего используется количественная оценка или результат оцифровки порядковой шкалы. Сами шкалы могут быть разными и в том числе – шкала Степела и шкала с постоянной суммой |
7. С ранжированием | Предлагается провести ранжирование предложенных объектов, категорий, свойств в порядке возрастания или убывания, например важности. Пример вопроса: Расскажите о причинах, начиная от самой главной и до наименее важной, по которым вы предпочитаете товар X. Другой вопрос: Расставьте в порядке убывания важности следующие свойства товара |