Матрица способов выхода на зарубежные рынки. Экспорт – сущность, виды, достоинства и недостатки.
МАТРИЦА СПОСОБОВ ВЫХОДА КОМПАНИИ НА ВНЕШНИЙ РЫНОК
Собственное производство на внешнем рынке, совместное предприятие | Сборочное производство на внешнем рынке | Фрэнчайзинг |
Совместное предприятие | Кооперирование | Продажа лицензий |
Экспорт через собственное представительство | Управленческий контракт | Экспорт |
Экспорт – реализация на внешнем рынке товаров, произведенных в другой стране. Самый распространенный и простой способ выхода на внешние рынки.
Существуют различные способы осуществления экспортных поставок. Формы экспорта зависят от количества и типа посредников, каждый из которых может выполнять различные функции. Поэтому фирма должна решить, каких посредников ей наиболее целесообразно иметь, и определить, какие функции, обусловленные экспортом товаров и услуг, ей следует выполнять самостоятельно, а какие целесообразно передать посредникам. В зависимости от использования фирмой посредников можно выделить достаточно много различных форм экспортных поставок.
Виды:
- прямой и косвенный
- активный и пассивный
- регулярный и нерегулярный
Прямой – товаропроизводитель продает свои товары непосредственно импортеру или некоторому покупателю на зарубежном рынке. При этом производство товаров и международный маркетинг осуществляются непосредственно товаропроизводителем. Продажа товаров конечным потребителям и их обслуживание могут осуществляться как непосредственно фирмой, так и могут быть переданы некоторой структуре на зарубежном рынке.
Косвенный – фирма осуществляет продажу своих товаров на внешних рынках через независимые отечественные посреднические организации.
Активный – компания сама заинтересована в том, чтобы экспортировать свой товар.
Пассивный– инициатива исходит от импортера.
Регулярный – компания экспортирует свой товар с определенной периодичностью, регулярно.
Нерегулярный – компания экспортирует свой товар периодически, от случая к случаю (например, если остались излишки продукции).
Экспорт – сущность, виды, достоинства и недостатки. Прямой и косвенный экспорт.
Экспорт – реализация на внешнем рынке товаров, произведенных в другой стране. Самый распространенный и простой способ выхода на внешние рынки.
Существуют различные способы осуществления экспортных поставок. Формы экспорта зависят от количества и типа посредников, каждый из которых может выполнять различные функции. Поэтому фирма должна решить, каких посредников ей наиболее целесообразно иметь, и определить, какие функции, обусловленные экспортом товаров и услуг, ей следует выполнять самостоятельно, а какие целесообразно передать посредникам. В зависимости от использования фирмой посредников можно выделить достаточно много различных форм экспортных поставок.
Виды:
- прямой и косвенный
- активный и пассивный
- регулярный и нерегулярный
Активный – компания сама заинтересована в том, чтобы экспортировать свой товар.
Пассивный– инициатива исходит от импортера.
Регулярный – компания экспортирует свой товар с определенной периодичностью, регулярно.
Нерегулярный – компания экспортирует свой товар периодически, от случая к случаю (например, если остались излишки продукции).
Косвенный и прямой экспорт
Рассмотрим более подробно такие виды экспорта, как прямой и косвенный.
Косвенный экспорт -фирма осуществляетпродажу своих товаров на внешних рынках черезнезависимые отечественные посреднические организации.Товаропроизводитель напрямую экспортную деятельность не осуществляет. Этим занимается, брокер или экспортная или торговая фирма. Онисамостоятельно реализуют товар на внешних рынках, без какого-либо участиятоваропроизводителя.
Преимущества к. э.:основным мотивом осуществления косвенногоэкспорта является улучшение результатов предпринимательскойдеятельности при наличии ограниченных ресурсов и минимальном объеме инвестиций. При этом фирма должна обладать опытом экспортной деятельности, а политический и экономический риск должен
быть минимальным. Вместе с тем косвенному экспорту присущи и некоторые недостатки.
Недостатки к. э.: фирма теряет контроль над политикой распределения и продвижения товара на отдельном внешнем рынке, не может обеспечить наиболее приемлемую ценовую политику во всех странах. Фирма может в определенной мере осуществлять контроль только за реализацией отдельных элементов товарной политики. Фирма теряет непосредственный контакт с потенциальными покупателями и потребителями товара. А это не позволяет ей выявить отношение к товару, определить реальные потребности в нем, а также установить возможные изменения в запросах и потребностях в товаре в будущем. Это может привести к тому, что фирма не сможет в полной мере использовать свои маркетинговые возможности на зарубежных рынках.
Прямой экспортТоваропроизводитель осуществляет прямой экспорт, если он продает свои товары непосредственно импортеру или некоторому покупателю на зарубежном рынке. Осуществление прямого экспорта требует установления непосредственных контактов с зарубежными партнерами, проведения маркетинговых исследований, разработки и реализации стратегий международного маркетинга. Производство товаров и международный маркетингосуществляются непосредственно товаропроизводителем. Продажа товаров конечным потребителям и их обслуживание могут осуществляться как непосредственно фирмой, так и могут быть переданы некоторой структуре на зарубежном рынке. Осуществляя прямой экспорт, фирма увеличивает свои расходы на сбытовую деятельность и повышает степень риска в предпринимательской деятельности. Однако при благоприятном стечении обстоятельств прямой экспорт позволяет ей получать более высокие доходы.
Преимущества п. э.:
• возможность установления непосредственных контактов с потенциальными покупателями и потребителями экспортного товара;
• создание каналов распределения экспортного товара более низкого уровня;
• возможность обеспечения более высокого уровня организации продаж и сервисного обслуживания;
• получение более полной информации о состоянии отдельного внешнего рынка, запросах и потребностях потребителей;
• возможность реализации на более высоком уровне международного маркетинга.
Осуществляя прямой экспорт, фирма вынуждена тратить дополнительные средства на сбытовую деятельность. Она может иметь некоторые проблемы и в осуществлении коммуникационной политики, обусловленные прежде всего культурными различиями. Могут возникнуть некоторые трудности и в реализации ценовой политики из-за сложности
среды международного маркетинга.