Частота потребления данного товара на рязанском рынке
Большая часть молодёжи(41,7%) обновляет свой гардероб от 1-го до 3-х раз в полгода, тогда как из молодых людей, кто раз в полгода обновляет гардероб, в два раза меньше – всего 21,5%.
Есть и такие, которые сами совсем не покупают одежду (2,7%), а предпочитают чтобы им покупали или дарили предметы гардероба.
1 раз в месяц одежду покупает четвёртая часть (25,6%), а еще чаще – от 2-х до 4-х раз в месяц – свой гардероб обновляют 5,8%. Анализ проведен по результатам анкетирования (табл. 2).
Частыми походами по магазинам одежды занимается молодежь. Связано это, скорее всего, с изменившимися за последние 15 лет ценностями. Ведь сейчас одеваться стильно и в ногу с модой стало одним из важнейших компонентов успеха, как в неформальном, так и в деловом мире.
Табл. 2
От 18 до 30 | |
1 раз в неделю | 2.7% |
2-3 раза в месяц | 5.8% |
1 раз в месяц | 25.6% |
2-3 раза в полгода | 41.7% |
1 раз в полгода или реже | 21.5% |
Сам не обновляю (дарят, покупают) | 2.7% |
4. Факторы влияющие на выбор данного товара
Одежда формирует внешний облик человека, поэтому в комплексе требований, предъявляемых к ней, эстетические требования занимают особое место.
Наиболее высокие эстетические требования к одежде предъявляет молодежь, особенно в возрасте 17—21 года, и студенчество. Они руководствуются модой при выборе одежды на 70— 80 %. Особое внимание этой группе потребителей оправдано уже только тем, что она, по данным ЮНЕСКО, составляет 45 % населения планеты. При этом к молодым относится население в возрастном диапазоне 14—30 лет.
Эстетические требования должны обеспечить соответствие одежды направлению моды и эстетическим вкусам потребителей.
Мода — это непродолжительное господство в определенной общественной среде, в определенный период времени тех или иных эстетических вкусов, которые проявляются в одежде, обуви, прическе, мебели и т.д.
Мода в одежде — это те линии, цвета, элементы покроя и отделки, которые люди в определенный период времени, в определенной общественной среде считают наиболее красивыми.
Для моды как универсального явления характерны определенные черты (рис.1) .
Рис.1 Отличительные черты моды
Их содержание учитывает ряд особенностей:
♦ престижность, т.е. стремление индивида выделиться в общественной среде или в собственной самооценке через обладание модным изделием;
♦ канон (эталон) красоты, т.е. модное — это красивое, исторически присущее человеку;
» универсальность. Суть этой черты моды в том, что с ней связывают не только одежду и другие товары, но и слова, места встреч молодежи, модные ансамбли и исполнителей и т.д.;
♦ плюралистичность определяет ориентацию при разработке тенденций моды на наиболее требовательную в эстетическом плане часть населения. Однако тенденции модного оформления изделий позволяют учесть и другие (возрастные, социальные) группы потребителей;
♦ обновляемость — это характерная черта, которая отмечалась давно. Так, Вольтер писал: «Богиня прихотей, чья ветрена природа, возникнет, увлечет и вновь придет. Она рождается, меняясь каждый год. Отец ее — Протей, она зовется "Мода". Критерий обновления является ответом на закон возвышения потребностей, в соответствии с которым они постоянно развиваются и усложняются, а общество должно находить возможность их наиболее полного удовлетворения. Новизна товара (модели) является очень важной в коммерческой деятельности, так как дизайн, внешнее оформление новых изделий на 75 % определяют решение человека о покупке.
Мировая практика показывает, что по критерию новизны товары можно разделить на группы:
♦ особо (принципиально) модные;
♦ модные (улучшенные или модифицированные);
♦ морально устаревшие (неизменные).
Соотношение между этими группами (в процентах): 16 : 68 : 16.
Это соотношение тесно связано с типологией потребителей на рынке, а именно: лидеры (новаторы), последователи и консерваторы. Следовательно, при формировании ассортимента одежды с учетом критерия новизны основное внимание должно быть уделено модным на данный период изделиям. Именно им отдает предпочтение основная часть населения (68 %). В то же время, наряду с остромодными (16 %) изделиями, на рынке должно быть такое же примерно количество изделий, рассчитанных на консервативных потребителей.
Мода как сложное и очень важное в практике торговли явление зависит от многих факторов (рис. 2).
Рис.2 Факторы моды
Только выявление сущности и полноты их учета позволяет рассчитывать на успех в коммерческой деятельности. При этом следует учесть и определенные закономерности, характерные для развития моды:
♦ мода возникает в наиболее развитых центрах и распространяется вширь и вглубь;
♦ развиваясь в определенном направлении, мода постоянно утомляет восприятие человеком ее повторяющихся элементов и уничтожает себя.
Современный период развития коммуникаций сокращает цикл возникновение - распространение моды.
Обобщение многообразия факторов, определяющих развитие моды, выявляет, что существенные изменения в ней происходят за период 5—7 лет . Это имеет важное значение для практики формирования ассортимента одежды в торговле. На основе этой закономерности целесообразно отслеживать зарождение новой моды и одновременно проявлять осторожность при закупке, особенно больших партий, изделий через пять лет после их внедрения в производство.