В результате должны быть получены интегральные оценки привлекательности для потребителей каждого из конкурентов.

Таблица 4

Определение уровня потребительских оценок компаний-конкурентов

Фирмы Вес А В С D
факторы   балл взв. балл взв. балл взв. балл взв.
Известность 0,1 30% 0,03 30% 0,03 9% 0,009 31% 0,031
Ассортимент 0,12 21% 0,0252 7% 0,0084 9% 0,0108 63% 0,0756
Качество товара 0,14 69% 0,0966 5% 0,007 5% 0,007 21% 0,0294
Оформление торгового зала 0,04 78% 0,0312 5% 0,002 3% 0,0012 14% 0,0056
Удобство совершения покупки 0,17 39% 0,0663 19% 0,0323 4% 0,0068 38% 0,0646
Удобный подъезд на автомобиле 0,04 50% 0,02 0% 0% 50% 0,02
Режим работы 0,02 33% 0,0066 9% 0,0018 21% 0,0042 37% 0,0074
Качество обслуживания 0,09 46% 0,0414 12% 0,0108 5% 0,0045 37% 0,0333
Скорость обслуживания 0,01 42% 0,0042 5% 0,0005 13% 0,0013 40% 0,04
Уровень цен 0,27 5% 0,0135 22% 0,0594 64% 0,1728 9% 0,0243
Сумма   0,335   0,1522   0,2176   0,2952
Рейтинг     33,5%   15,2%   21,76%   29,52%

На основе полученных данных строится сводная таблица Ксп и карта конкуренции.

Уровень Ксп рассчитывается по формуле:

 
 
__________ Сi = √ Si² + CMi² , где   Сi – уровень конкурентоспособности i-той фирмы Si – уровень СФУ i-той фирмы Cmi – уровень потребительских оценок i-той фирмы

Таблица 5

Сводная таблица конкурентоспособности компаний

Конкуренты Уровень СФУ Уровень потребительских оценок Конкурентоспособность Место
А 33% 34% 0,09
В 16% 15% 0,024
С 20% 22% 0,039
D 31% 30% 0,119

Рассчитанные показатели являются основными для построения карты конкуренции, на которой можно выделить типовые стратегические положения фирмы.

Карта конкуренции представляет собой поле, по осям которого откладываются значения уровня СФУ и уровня потребительских оценок фирм-конкурентов.

Положение фирмы на карте определяется соответствующими координатами.

Фирма на карте изображается в виде круга, радиус которого соответствует значению показателя её конкурентоспособности.

Конкурентная карта рынка

В результате должны быть получены интегральные оценки привлекательности для потребителей каждого из конкурентов. - student2.ru В результате должны быть получены интегральные оценки привлекательности для потребителей каждого из конкурентов. - student2.ru

Карта конкуренциипозволяет относительно верно определить соотношение сил на рынке и выявить маркетинговые задачи по позиционированию фирмы в конкретной ячейке матрицы, установлению текущих и перспективных конкурентов, наметить рекомендации по выбору стратегии конкуренции.

Для правильного понимания содержания карты конкуренции необходимо внести некоторые пояснения:

Граничные значения осей карты в общем случае равны 50%. Это крайняя точка, в которой возможно одновременное присутствие нескольких фирм, между которыми вероятны конкурентные столкновения. Такое положение вещей обусловлено рассмотренным ранее эффектом «встречных курсов»: уровень Ксп конкретной фирмы определяется на основе сравнения с показателями её соперников, поэтому усиление конкурентных позиций одного из игроков рынка автоматически приводит к снижению Ксп остальных.

Поскольку вероятность столкновения между фирмами снижается по мере увеличения разрыва между уровнями их Ксп, то в рассматриваемой модели фирма, имеющая показатели СФУ и потребительской оценки, превышающие 50%, либо не нуждается в выявлении основных конкурентов (фирма является монополистом или на рынке всего 2 игрока), либо уровень Ксп значительно превышает аналогичные показатели соперников (для 3 и более участников рынка) и конкурентные столкновения с ними маловероятны.

Поле карты можно условно разделить на 4 зоны, каждая из которых обладает характерными особенностями.

Наши рекомендации