Расчет коэффициента конкордации
Для крайних значений коэффициента конкордации могут быть высказаны следующие предположения. Если W = 0, то согласованности в оценках нет, поэтому для получения достоверных оценок следует уточнить исходные данные о событиях и (либо) изменить состав группы экспертов. При W = 1 далеко не всегда можно считать полученные оценки объективными, поскольку иногда оказывается, что все члены экспертной группы заранее сговорились, защищая свои общие интересы.
Необходимо, чтобы найденное значение W было больше заданного значения Wз (W > Wз). Можно принять Wз = 0,5, т.е. при W > 0.5 действия экспертов в большей степени согласованы, чем не согласованы. При W < 0,5 полученные оценки нельзя считать достоверными, и поэтому следует повторить опрос заново. Жесткость данного утверждения определяется важностью проводимого исследования и возможностью повторной экспертизы. Практика показывает, что очень часто этим требованием пренебрегают.
Расчет коэффициента W при учете компетентности экспертов приводится в работе [13].
ПРИКЛАДНЫЕ ВОПРОСЫ МАРКЕТИНГОВЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ
Исследование внешней предпринимательской среды
Наибольший интерес при проведении маркетинговых исследований представляет изучение следующих групп факторов, характеризующих состояние внешней предпринимательской среды: политических, экономических, правовых, социально-демографических, культурных, научно-технических и экологических. Часто каждую такую группу факторов называют отдельным видом внешней предпринимательской среды. При этом в зависимости от исследуемой маркетинговой проблемы могут исследоваться только отдельные группы факторов. Внешняя предпринимательская среда может рассматриваться в международном, страновом и региональном аспектах.
Для сбора и анализа маркетинговой информации в зависимости от специфики рассматриваемой проблемы используются те или иные методы из ранее рассмотренных. Используются первичная и вторичная информация, маркетинговые исследования и маркетинговая разведка. Обычно основой для сбора информации служат вопросники (ниже, а также в конце разделов, приводятся перечни вопросов, из числа которых могут формироваться анкеты для проведения конкретных маркетинговых исследований).
Сведения, характеризующие внешнюю среду, полезны для проработки альтернативных сценариев развития рынка и спроса.
Вопросник для изучения внешней предпринимательской среды
Политическая среда
Характеризуется ли политическая ситуация в стране (регионе) рынка достаточной стабильностью?
Станет ли она стабильной ко времени нашей коммерческой деятельности?
Готовы ли мы пойти на риск несения убытков из-за нестабильности политической ситуации?
Осуществляет ли страна (регион) протекционистские меры, делающие невозможным или ограничивающие ввоз нашего продукта?
Экономическая среда
Каков ожидаемый темп роста ВНП или промышленной продукции?
Какова ожидаемая динамика цен?
Какое изменение в экономике способно отрицательно повлиять на развитие рынка или спроса?
Какие меры следует принять, если такое изменение произойдет?
Будем ли мы испытывать трудности по использованию в стране (регионе) рынка прибыли из-за неконвертируемости валюты, выхода за пределы рублевой зоны, отсутствия наличности?
Принципиальными ли являются эти трудности?
Не может ли препятствовать покупке нашего товара недостаточный уровень благосостояния потенциального покупателя?
Если да, то в существенной ли мере?
Не отразится ли на величине нашей прибыли высокий уровень инфляции в стране (регионе) рынка?
Если да, то в существенной ли степени?
Не отразятся ли на величине нашей прибыли высокие таможенные тарифы?
Если да, то в существенной ли мере?
Существует ли со стороны государственных и/или муниципальных органов контроль цен на наши товары?
Существенно ли этот контроль повлияет на эффективность нашей коммерческой деятельности?
Повлияют ли существенным образом налоги в стране (регионе) на эффективность нашей деятельности?
Целесообразно ли нам использовать трудовые, финансовые и другие ресурсы страны (региона) рынка?
Правовая среда
Какой закон или какие правила, способные повлиять на наш бизнес, могут быть приняты в ближайшем будущем?
Что следует сделать в таком случае?
Какой закон или какие правила могут повлиять на наши процессы продаж, сбыта, коммуникации?
Что следует сделать в таком случае?
Какие финансовые или налоговые инструкции могут повлиять на рентабельность нашего бизнеса?
Подвергается ли наша отрасль критике со стороны ассоциаций потребителей?
Как мы должны на это реагировать?
Не противоречат ли законодательству наши продукты с точки зрения их безопасности и ненанесения ущерба внешней среде и потребителю?
Возможна ли доработка нашего продукта на предмет его соответствия данному законодательству?
Не запрещен ли таможенными законами ввоз нашего продукта?
Обладает ли наш продукт достаточной патентной чистотой?
Возможна ли доработка продукта, чтобы она удовлетворяла требованиям патентной чистоты?
Существует ли необходимость адаптировать продукт под стандарты и нормы страны (региона) рынка, например, в следующих направлениях:
— система измерений;
— размеры;
— содержание токсичных элементов в выхлопных газах;
— специальные требования к конструкции и параметрам;
— использование определенных материалов;
Соответствует ли упаковка по размеру и дизайну требованиям региона?