Понятие об общении. Основные функции общения.
Говоря об общении, обычно имеют в виду процесс передачи и приема сообщений с помощью вербальных и невербальных средств, включающий обратную связь, в результате чего осуществляются обмен информацией между участниками общения, ее восприятие и познание ими, а также их влияние друг на друга и взаимодействие по достижении изменений в деятельности.
Функции общения:
1. Прагматическая функция общения отражает его потребностно-мотивационные причины и реализуется при взаимодействии людей в процессе совместной деятельности. При этом в само общение очень часто выступает самой важной потребностью.
2. Функция формирования и развития отражает способность общения оказывать воздействие на партнёров, развеивает их во всех отношениях. Общаясь с другими людьми, человек усваивает общечеловеческий опыт, исторически сложившиеся социальные нормы, ценности, знания и способы деятельности, а также формируется как личность. В общем виде общение можно определить как универсальную реальность, в которой зарождаются, существуют и проявляются в течение всей жизни психические процессы, состояние и поведение человека.
3. Функция подтверждения обеспечивает людям возможность познать, утвердить и подтвердить себя.
4. Функции объединения/разъединения людей, с одной стороны, посредством установления между ними контактов способствует передаче друг другу необходимых сведений и настраивает их на реализации общих целей, намерений, задач, соединяя их тем самым в единое целое, а с другой стороны, она может быть причиной дифференциации и изоляции личности в результате общения.
5. Функция организации и поддержания отношений служит интересам налаживания и сохранения достаточно устойчивых и продуктивных связей, контактов и взаимоотношений между людьми в интересах их совместной деятельности.
6. Внутриличностнаяфункция общения реализуется в общении человека с самим собой (через внутреннюю или внешнюю речь, построенную по типу диалога).
Виды и стороны общения.
Стороны общения.
Межличностные, когнитивные, коммуникативно – информационные, эмотивные, конативные.
- Межличностная сторона общения отражает взаимодействие человека с непосредственным окружением: другими людьми и теми общностями, с которыми он связан своей жизнью.
- Когнитивная сторона позволяет ответить на вопросы о том, кто собеседник, что он за человек, чего от него можно ожидать, и многие другие, связанные с личностью партнёра.
- Коммуникативно–информационная сторона представляет собой обмен между людьми различными представлениями, идеями, интересами, настроениями, чувствами, установками и т.п.
- Эмотивная сторона общения связана с функционированием эмоций и чувств, настроения в личных контактах партнёров.
- Конативная (поведенческая) служит цели согласования внутренних и внешних противоречий в позициях партнёров.
Виды общения – вербальное и невербальное; межличностное и массовое; межперсональное и ролевое; доверительное и конфликтное; кратковременное и длительное; законченное и не законченное; прямое и опосредованное; личное и деловое.
- Межличностное общение связано непосредственными контактами людей в группах или парах, постоянных по составу участников.
- Массовая общение – это множество непосредственных контактов незнакомых людей, а также коммуникация, опосредованная различными видами средств массовой информации.
- Персональное - участниками общения являются конкретные личности, обладающие специфическими индивидуальными качествами, которые раскрываются по ходу общения и организации совместных действий.
- Ролевое - участники выступают как носители определённых ролей (покупатель – продавец, учитель – ученик, начальник – подчинённый). В ролевом общении человек лишается определённый спонтанности своего поведения, так как те или иные его шаги, действия диктуются исполняемой ролью. В процессе такого общения человек проявляет себя уже не как индивидуальность, а как некоторая социальная единица, выполняющая определённые функции.
- В ходе доверительного общения передается особо значимая информация. Доверительность – существенный признак всех видов общения, без него нельзя осуществлять переговоры, решать интимные вопросы.
- Конфликтное общение характеризуется взаимным противостоянием людей, выражениями неудовольствия и недоверия.
- Личное общение – это обмен неофициальный информацией.
- Деловое – процесс взаимодействия людей, выполняющих совместные обязанности или включённых в одну и ту же деятельность.
- Прямое (непосредственное) общение является исторически первой формой общения людей друг с другом. На его основе в более поздние периоды развития цивилизации возникают различные виды опосредованного общения.
- Опосредованное общение – это взаимодействие при помощи дополнительных средств (письма, аудио и видео техники).