Что включает в себя SWOT-анализ?
7. Какое воздействие на планирование могут оказать факторы внешней среды, в которой действуют предприятии?
8. Раскройте содержание понятия «контроль маркетинга».
9. Назовите основные виды контроля маркетинга.
10. Перечислите основные направления контроля результатов маркетинга и ревизии маркетинга.
4 Контрольная работа
Контрольная работа – одна из основных форм отчетности студентов заочного обучения и эффективный вид учебной деятельности. Основное требование к контрольной работе –глубокое раскрытие темы – выполнимо при условии изученности литературных источников по теме работы.
Цель работы с источниками – их аннотация и сопоставление различных взглядов на проблему. Это не исключает изложения самостоятельных суждений и выводов, основанных на собственных наблюдениях. Контрольная работа предполагает проведение студентом самостоятельного исследования, обработку и анализ результатов, их интерпретацию и обобщение.
Порядок выполнения контрольной работы:
– выбор темы, подбор литературы, анализ литературных источников;
– разработка плана контрольной работы;
– разработка программы исследования и инструментария;
– проведение исследования, анализ результатов и их интерпретация;
– сопоставление результатов исследования с выводами, концепциями по данной теме, отраженными в литературе.
Контрольная работа должна содержать следующие разделы:
– титульный лист: 1 с. (Приложение А);
– содержание: 1 с.;
– основную часть: 10-15 с.;
–список использованных источников: 1-2 с.;
– приложения.
Основная часть контрольной работы должна включать в себя два теоретических вопроса, представленных в данном пункте и практическое задания из методических указаний по выполнению практических заданий. Вариант контрольной работы выбирается из таблицы 4.1.
Определение номера варианта контрольной работы формируется по первой букве фамилии студента по приведенной таблице 2.1. При многократном повторении одинаковых вариантов, по порядковому номеру официального списка студентов группы или выдается студенту руководителем работы индивидуально. Практические задания представлены в методических указаниях по практическим занятиям.
Т а б л и ц а 4.1 – Выбор варианта контрольной работы
Буква фамилии | Номер | Задания | Буква фамилии | Номер | Задания | Буква фамилии | Номер | Задания |
А | 1, 29, З 1.А | Л | 11, 39, З 4А | Х | 21, 49,З 6А | |||
Б | 2, 30, З 2.А | М | 12, 40,З 4Б | Ц | 22, 50,З 7А | |||
В | 3, 31,З 2.Б | Н | 13, 41, З 4В | Ч | 23, 51,З 5А | |||
Г | 4, 32, З 3.А | О | 14, 42, З 5Ж | Ш | 24, 52,З 5Б | |||
Д | 5, 33, З 3.Б | П | 15, 43, З 8А | Щ | 25, 53,З 5В | |||
Е | 6, 34, З 3.В | Р | 16, 44, З 9А | Э | 26, 54,З 5Г | |||
Ж | 7, 35, З 3.Г | С | 17, 45, З 4Г | Ю | 27, 55,З 5Д | |||
З | 8, 36, З 3.Д | Т | 18, 46, З 4Д | Я | 28, 56,З 1А | |||
И | 9, 37, З 3.Е | У | 19, 47, З 7 | |||||
К | 10,38,З 3.З | Ф | 20, 48, З 8 |
5 Задание на контрольную работу
Теоретические вопросы к контрольной работе
1. Сущность маркетинга и его роль в системе управления фирмой.
2. Нужды, потребности, спрос, товар, обмен, сделка, рынок. Определение, взаимосвязи.
3. Процесс управления маркетингом: основные этапы и подэтапы.
4. Основные концепции управления маркетинга. Концепции 21 века.
5. Задачи, цели, функции маркетинга. Принципы маркетинга.
6. Виды маркетинга.
7. Определение рынка. Элементы рыночного окружения.
8. Классификация и типы рынков.
9. Определение «целевого рынка», «рыночной ниши», «конъюнктуры рынка». Формулы расчета емкости, доли и насыщенности рынка.
10. Маркетинговая среда и ее структура.
11. Комплекс маркетинга: определение и характеристика.
12. SWOT-анализ: характеристика, этапы.
13. Характеристика маркетинговой информационной системы.
14. Первичная и вторична информация.
15. Методы, объекты и основные этапы проведения маркетинговых исследований.
16. Сегментирование рынка: этапы, виды, особенности сегментации потребительских рынков и рынков промышленного назначения.
17. Выбор целевых сегментов. Три варианта охвата рынка.
18. Позиционирование товара на рынке. Девять стратегий позиционирования.
19. Понятие и общая характеристика потребностей.
20. Теории мотиваций по Фрейду и Маслоу.
21. Модели покупательского поведения на рынках.
22. Этапы процесса принятия решения о покупке.
23. Товарная политика: определение, цели, составляющие.
24. Товар с позиции маркетинга: классификация, комплексный подход к определению успеха товара на рынке.
25. Товарный знак и его применение. Упаковка и маркировка.
26. Жизненный цикл товара: этапы. Виды кривых ЖЦТ.
27. Общая схема разработки нового товара.
28. Понятие и сущность конкуренции, конкурентоспособности предприятия и товара. Виды конкуренции.
29. Уровни конкурентоспособности предприятий.
30. Методы оценки конкурентоспособности предприятия и продукции.
31. Ценовая политика: определение, процесс разработки и реализации ценовой политики.
32. Постановка целей ценообразования, связанные с: прибылью, объемом продаж, конкуренцией и характеристика факторов, определяющих политику ценообразования.
33. Виды стратегий ценообразования по уровню цен на новые товары: стратегия «снятия сливок», стратегия проникновения, стратегия среднерыночных цен, нейтральная стратегия ценообразования.
34. Виды стратегий ценообразования по степени изменения цены: стратегия стабильных цен, стратегия «скользящей падающей цены», стратегия «роста проникающей цены».
35. Виды стратегий ценообразования по степени дифференциации товаров и потребительских цен: стратегия «дифференциации цен на взаимосвязанные товары», стратегия «ценовых линий», стратегия «ценовой дискриминации».
36. Девять ценовых стратегий, ориентированных на различные виды цен.
37. Виды стратегий скидок.
38. Девять стратегий маркетинга применительно к показателям цены и качества.
39. Характеристика трех методов ценообразования
40. Затратный метод ценообразования (установление цены по методу «средние издержки плюс прибыль). Характеристика статей калькуляции.
41. Сбытовая политика фирмы. Выбор каналов сбыта.
42. Розничная торговля: функции и классификация организаций.
43. Оптовая торговля: функции и классификация организаций.
44. Организация и реализация товародвижения.
45. Сущность маркетинговых коммуникаций. Коммуникационный процесс.
46. Состав комплекса маркетинговых коммуникаций: характеристика и определения.
47. Реклама: функции, преимущества и недостатки видов рекламы.
48. Определение и виды PR.
49. Определение и виды стимулирования сбыта.
50. Определение и виды прямого маркетинга.
51. Организационное построение службы маркетинга.
52. Основные функции службы маркетинга.
53. Типы организационных структур управления маркетингом.
54. Система маркетинговых планов. Структура плана маркетинга.
55. Контроль и ревизия маркетинга.
56. Оценка экономической эффективности маркетинговой деятельности.
6 Содержание и оформление контрольной работы
Контрольная работа должна содержать следующие разделы:
– титульный лист (1) – приложение А;
– содержание (1);
– основную часть (12-15);
– список используемых источников (1-2).
– приложения.
Основная часть контрольной работы выполняется на листах формата 210х297 мм с использованием средств компьютерной техники через полтора интервала на одной стороне листа. Допускается использование цветной печати. Рекомендуется использовать шрифт текстовых редакторов Times New Roman, размер шрифта – 14 пунктов. Размеры полей: правое – 1,5 см, верхнее и нижнее – 2,0 см, левое – 2,5 см. Текст форматируется по ширине страницы, абзацный отступ – 1,0 см. Для акцентирования внимания допускается применение шрифтов разной гарнитуры.
Иллюстрации, входящие в состав основной части контрольной работы, рекомендуется именовать как «рисунки» и помещать на следующем после их первого упоминания листе. Наименование рисунка производится шрифтом основного текста работы. Внутри рисунка допускается использование различных шрифтов и уменьшение их размера. Нумерация рисунков в основном тексте и в приложениях - двойная: номер раздела или буква приложения - номер рисунка, разделенные точкой, например: «Рисунок 2.7 – Механизм управления маркетингом» (седьмой рисунок второго раздела). Слово «рисунок» и его наименование располагают по центру строки, под иллюстрацией. Если наименование рисунка имеет две и более строк, то первая буква последующей строки размещается под первой буквой предыдущей. На каждый рисунок в основном тексте работы должна даваться ссылка, например, «… на рисунке 3.1».
Листы основной части контрольной работы нумеруют арабскими цифрами, соблюдая сквозную нумерацию по всему тексту работы, включая приложения. Титульный лист и содержание включают в общую нумерацию, но на них номер не ставится. На последующих листах номера проставляются в центре нижней части листа без точки.
При оформлении контрольной работы с использованием компьютера применяются следующие способы выделения разделов:
– между наименованием раздела и подраздела устанавливается двойной пробел;
– наименования разделов и подразделов выделяются жирным шрифтом;
– допускается увеличение размера шрифта для наименования раздела до 16 пунктов.
Формулы размещаются в центре строки и нумеруются арабскими цифрами в пределах раздела: номер формулы состоит из номера раздела и порядкового номера формулы внутри раздела, разделенных точкой и помещенных в круглых скобках в крайнем правом положении на строке. Название итогового показателя и его размерность указываются в тексте, а промежуточных – ниже формулы.
Цифровой материал, как правило, оформляют в виде таблиц. Каждая таблица должна иметь заголовок, начинающийся со слова «Таблица». Начало заголовка таблицы соответствует левой границы ее сетки.
Если заголовок имеет две и более строк, то первая буква последующей строки размещается под первой буквой предыдущей.
Если таблица не помещается на одном листе, то ее переносят с надписью, например, «Продолжение таблицы 2.1» или «Окончание таблицы 2.1». При этом в месте разрыва нижняя линия сетки таблицы не отображается.
Все таблицы нумеруются в пределах раздела арабскими цифрами, отделенными точкой от номера раздела, например: «Таблица 2.1 – Классификация предприятий оптовой торговли» (первая таблица второго раздела). На все таблицы должны быть ссылки в тексте, например, «... в таблице 2.1».
Графу «номер по порядку» в таблицу включать не допускается.
Ссылки на источник информации даются в виде заключенного в квадратные скобки номера источника и страниц, например, [25, с. 233-235]. В «Списке» источники могут располагаться в порядке их упоминания в тексте.
Рекомендуется при изложении текста давать ссылки на используемые источники литературы в сносках, приводимых в нижней части страницы. При этом в «Списке» источники располагаются в алфавитном порядке, наименования источников удаленного доступа указываются в конце «Списка».
В тексте контрольной работы допускаются общепринятые сокращения:
– употребляемые только с географическим наименованием:
г. – перед названием городов, но не в начале предложения;
– употребляемые только при датах, написанных цифрами:
г – год, гг - годы, в – век, вв – века;
– употребляемые при ссылках:
с. – страница;
– употребляемые только при указании сумм, написанных цифрами (как экономические единицы): тысяча рублей – 103 руб, миллион рублей – 106 руб, миллиард рублей – 109 руб, руб – рубль, тысяча долларов – 103 доллар, условная единица – усл.ед. В количественных оценках используются следующие сокращения: 20 тыс. шт., 30 млн шт., млрд ед.
При оформлении «Списка использованных источников» необходимо библиографические описания представлять в следующем виде:
– Для норм и нормативов:
Нормы и нормативы на представительские расходы, расходы на рекламу./ Министерство финансов РФ: Утв. 29 апр. 1994 г № 56 // Экономика и жизнь, 1994. – № 20. – С. 13.
– Для законов:
О рекламе. Федеральный закон. Принят Государственной Думой 14 июня 1995 г // Российская газета, 25 июл. 1995. – С. 5.
– Для статей из журналов:
Блинов А.О. Малое предпринимательство в современной модели рыночного хозяйствования России // Проблемы прогнозирования, 1996. – № 1. – С. 66-75.
– Для отдельных изданий:
Аникеев С.Н. Методика разработки плана маркетинга: Сер. «Практика маркетинга». – М.: Фолиум, 1995. – 100 с.
– Для ресурсов удаленного доступа:
Электронный каталог ГПНТБ России [Электронный ресурс]: база данных содержит сведения о всех видах лит., поступающей в фонд ГПНТБ России. – Электрон. дан. (5 файлов, 178 тыс. записей). – М., [2005]. – Режим доступа: http: //www.gpntb.ru/ win/search/help/el-cat.html. – Загл. с экрана.
Список рекомендуемой литературы
1. Аникеев С.Н. Методика разработки плана маркетинга / С.Н. Аникеев. – 2- е изд., доп. – М.: Фолиум, «Информ-Студио», 2006. – 128 с. |
2. Багиев Г.Л. Маркетинг: принципы и стратегия: учебник для вузов / Г.Л. Багиев, В.М. Тарасевич. – СПб.: Питер, 2012. – 736 с. |
3. Басовский Л.Е. Маркетинг: курс лекций \ Л.Е. Басовкий, Е.Н. Басовская. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: ИНФРА-М, 2011. – 420 с. |
4. Беляев В.И. Маркетинг: основы теории и практики: учебник / В.И. Беляев. – 4-е изд., стер. – М.: КНОРУС, 2010. – 676 с. |
5. Беляевский И.К. Маркетинговое исследование. Информация. Анализ. Прогноз: учебное пособие / И.К. Беляевский. – М.: Финансы и статистика, 2007. – 319 с. |
6. Бурцев В.В. Сбытовая и маркетинговая деятельность. Типовые должностные инструкции, внутрифирменные документы / В.В. Бурцев. – М.: Экзамен, 2004. – 226 с. |
7. Годин А.М. Маркетинг: учебник / А.М. Годин. – 8-е изд., перераб. и доп. – М.: «Дашков и Ко», 2009. – 651 с. |
8. Голубков Е.П. Основы маркетинга: учебник / Е.П. Голубков. – М.: Издательство «Финпресс», 2011. – 704 с. |
9. Данько Т.П. Организация и управление торговым предприятием: учебник / Под ред. д-ра экон. наук, проф. Л.А. Брагина, д-ра экон. наук, проф. Т.П. Данько. – М.: «ИНФРА-М», 2009. – 303 с. |
10. Дж.О’Шонесси. Конкурентный маркетинг: стратегический подход; пер. с англ; Под ред. Д.О. Ямпольской. – СПб.: Питер, 2007. – 864 с. |
11. Дурович А.П. Маркетинг в предпринимательской деятельности / А.П. Дурович. – Мн.: НПЖ «Финансы, учет, аудит», 2007. – 464 с. |
12. Завьялов П.С. Маркетинг в схемах, рисунках, таблицах: учеб. пособие / П.С. Завьялов. – М.: ИНФРА-М, 2010. – 496 с. |
13. Йеннер Томас. Маркетинговое планирование. – М.: Институт Прикладной Психологии "Гуманитарный Центр", 2010. – 276 с. |
14. Котлер Ф. Основы маркетинга / Ф. Котлер, Г. Амстронг, Дж. Сондерс, В. Вонг; перс. с англ. – М.: «Вильямс», 2012. –1200 с. |
15. Ким. С.А. Маркетинг: учебник / С.А. Ким. – М.: "Дашков и К", 2010. – 257 с. 16. Крылова Д.Г., Соколова М.И. Маркетинг. Практикум / Г.Д.Крылова, М.И. Соколова. – М.: Проспект, 2008. – 359 с. 17. Линдон Дени, Леви Жюльен, Ландреви Жак. Библия современного маркетинга. Меркатор: комплект в 2 томах: перевод с фр. – М.: Международный центр финансово-экономического развития (МЦФЭР), 2007. – 512 с. |
18. Маркетинг: учебник / Под ред. Алексунина В.А. – М.: "Дашков и К", 2010. – 216 с. 19. Маркетинг: учебник / Коллектив авторов; под ред. проф. Н.П. Ващекина. – 3-е изд.,– М.: ИД ФБК – ПРЕСС, 2004. – 312 с. 20. Маркетинг: учеб. пособие; под ред. А.М. Немчина, Д.В. Минаева. – СПб.: Издательский дом «Бизнес-пресса», 2010. – 512 с. 21. Маркетинг: учебник / А.Н. Романов, Ю.Ю. Корлюгов, С.А. Красильников и др.; под ред. А.Н. Романова. – М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 1995. – 560 с. |
22. Муравьева Н.Н. Маркетинг услуг / Н.Н. Муравьева. – Ростов н/д: Феникс, 2009. – 251 с. 23. Минаев Д.В. Маркетинг: игровой практикум. Деловые игры, упражнения и тесты / Д.В. Минаев. – Ростов н/Д: Феникс, 2004.–256 с. 24. Ноздрева Р.Б. Международный маркетинг: учебник / Р.Б. Ноздрева – М.: Экономисть, 2005. – 990 с. 25. Основы маркетинга: практикум / Под ред. проф. Д.М. Дайитбегова, проф. И.М. Синяевой. – М.: Вузовский учебник, 2011. – 365 с. 26. Синяева И.М. Маркетинг: учеб. пособие – М.: Вузовский учебник, 2011. – 384 с. 27. Синяева И.М. Маркетинговые коммуникации: учебник / И.М. Синяева, С.В.Земляк, В.В. Синяев. – М.: "Дашков и К", 2011. – 323 с. 28. Соловьев Б.А. Маркетинг: учебник / Б.А. Соловьев. – М.: ИНФРА-М, 2009. – 383 с. |
29. Титова В.А. Маркетинг: учеб. пособие / В.А. Титова. – Ростов н/Д: Феникс, 2008. – 448 с. |
30. Томилов В.В. Маркетинг в системе предпринимательства / В.В. Томилов, Е.В. Песоцкая. – СПб.: «Геликон Плюс», 2006. – 520 с. 31. Черняховская Т.Н. Маркетинговая деятельность предприятия. Теория и практика: учеб. пособие для ВУЗов / Т.Н. Черняховская. – М.: Высшее образование, 2008. – 536 с. 32. Хандамова Э.Ф.Управление брендами в системе маркетинга на современном производственном предприятии: монография / Э.Ф. Хандамова, А.С. Шумской. – Краснодар: Изд. КубГТУ, 2008. – 189 с. 33. Щепакин М.Б. Экономика рекламной деятельности: учеб. пособие для вузов / М.Б. Щепакин., Э.Ф. Хандамова. – 3-е изд., изм. – Краснодар: Изд. КубГТУ, 2010. – 493 с. |
Приложения
Пример оформления титульного листа контрольной работы
Министерство образования и науки РФ
ФГБОУ ВПО «Кубанский государственный технологический университет»
(КубГТУ)
Кафедра материаловедения и автосервиса
Факультет машиностроения и автосервиса
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
по дисциплине «Маркетинг»
Вариант №
Выполнила студентка группы , ___ курса
_______________________________
Работа допущена к защите________________________
Руководитель контрольной работы,
_______________________________
Краснодар