Разработка товарной политики
В комплексе маркетинга инструменты – товар, цена, продвижение и распределение должны быть реализованы таким образом, чтобы обеспечить достижение маркетинговой цели согласно базовой стратегии. Целью товарной политики и тактики является обеспечение качества в широком, потребительском смысле: товар соответствует потребностям и желаниям целевой группы как по рациональным характеристикам, так в эмоциональном отношении. К вопросам товарного планирования относится изменения ассортимента – расширение, сужение товарной линии или ее ликвидация.
Ревизия товара:
а) Стадия жизненного цикла – растет, сокращается или остается неизменным потребление товара (характеристика динамики спроса);
б) Текущие финансовые показатели, относящиеся к товару (товарной группе), представленные в таблице 4.
Таблица 4
Товар (товарная группа) | Доход (валовая реализация) | Доля в общем обороте фирмы | Прямые затраты (производственная себестоимость) | Прибыль |
1. | ||||
2. |
в) Инвестиционные цели в отношении товара (товарной группы):
- развитие – расширение возможности текущего потребление, позиционирование или перепозиционирование товара;
- развитие – вывод на новые рынки;
- развитие через модификацию – расширение товарной линии;
- сохранение текущей позиции;
- решение о снятии с производства.
г) Ограничения оборота (сертификация; стандартизация и др.).
Разработка стратегии в отношении товара
(товарной линии):
- потребитель и позиция товара;
- стандартный/специализированный (особенности специализации);
- необходимый уровень качества, основные критерии качества, решения относительно улучшения, совершенствования, конкурирования;
- решение о степени инновации: модификация, имитация, инновация.
Решения относительно ассортимента:
- марочная политика;
- параметры ассортимента (расширение или сужение товарной линии; общее количество товаров и товарных модификаций).
Разработка ценовой политики
В соответствии с характеристикой целевой группы и ее чувствительностью к ценам определяется рыночная стоимость (ценность) товара или услуги, оказываемой фирмой. Планирование цены, в маркетинговом смысле, «приспособление» товара под доходы своих клиентов, причем принципиального значения не имеет кто эти клиенты – конечные потребители, посредники или институциональный рынок (государство).
1. Стратегия фирмы: захват рынка, максимизация прибыли, удержание позиции, уход с рынка.
2. Цели ценообразования и стратегия назначения цены.
3. Определение затрат и структура себестоимости, определение базовой цены.
4. Определения окончательной цены (с учетом стратегии ценообразования):
· на основе цен конкурентов: выше на … %, ниже на … %, паритетная;
· на основе текущего спроса: степень эластичности спроса
· с учетом психологии восприятия цены;
· договор с торговлей: оптовая наценка, розничная наценка, рекомендуемые цены;
· скидки;
· инфляционная корректировка.
Процедура определения базовой и окончательной цены может быть сведена в общую форму (табл. 5).
Таблица 5
Вид затрат | Товар (товарная группа) 1 | Товар (товарная группа) 2 |
1. Прямые затраты сырья, материалов, труда | ||
2.Накладные затраты (издержки обращения) | ||
3. Общая себестоимость | ||
4. Планируемая прибыль фирмы | ||
5. Базовая цена | ||
6. Окончательная цена | ||
7. Маржа на ед. (стр. 6 – (стр. 2 + стр. 4)) |
Разработка политики распределения
Маркетингу необходимо обеспечить определенный уровень доступности товара, причем стремление к максимальной доступности не всегда является целесообразным. Необходимо при планировании сети распределения определить количественную интенсивность распределения торговых точек (баз, магазинов, складов) и их качественные характеристики, т.е. величину оборота товара в денежном и товарном выражении. Кроме того, если речь идет о розничной сети, обязательно учитывается имидж магазинов, специализацию и уровень обслуживания. На насыщенных рынках перед маркетингом встает проблема подконтрольности деятельности торговли и возможность приспособить существующую торговую сеть под развивающийся ассортимент.
Производится оценка существующей сети распределения фирмы (табл. 6).
Таблица 6
Показатель оценки | Торговые точки или торговые сети | ||
Числовой охват | |||
Оборот (реализация) | |||
Вклад в реализацию фирмы | |||
Имидж | |||
Специализация | |||
Другие показатели |