Этапы мотивационного механизма
Механизм мотивации – взаимосвязь элементов, позволяющих формировать условия, побуждающие людей к деятельности
Он включает два элемента:
1) внешнее целенаправленное стимулирование (заинтересованность или принуждение);
Мотивы деятельности в этом случае возникают извне. такую мотивацию могут вызвать, например, приказы, оплата за работу, правила поведения.
2) внутреннюю психологическую предрасположенность (внутреннее побуждение).
Иными словами, мотивы порождает сам человек, сталкиваясь с какой-то задачей. Это могут быть, например, стремление к достижению цели, желание доказать окружающим свою компетентность, познание чего-то нового.
Действие механизма мотивации
Чтобы механизм мотивации работал, все его составляющие должны располагаться в определенной последовательности. Вот как она выглядит.
Возникновение потребностей - восприятие импульсов (осознание потребности) – анализ ситуации с учетом ожиданий, притязаний и стимулов – включение мотивов – формирование мотивированности – определение и осуществление конкретных действий.
Из этого определения следует, что сотрудники организации могут иметь разную мотивацию, а, следовательно, и разную активность трудовой деятельности, и разную степень использования своего потенциала.
Справка
Обратите внимание на следующие результаты исследования влияния факторов мотивации. Из каждых100 опрошенных считают, что они работали бы лучше, если бы::
· повысилась заработная плата – 48%;
· имелись шансы для карьерного роста – 25%;
· было больше самостоятельности;
· работа была интересной;
· отпуск был продолжительнее – 22%
· можно было влиять на управление – 22%;
· имелся гибкий рабочий график – 21%
· осуществлялся иной стиль управления – 13%;
· сложился комфортный климат в коллективе – 11%
Обязанность менеджера – добиться высокой мотивации работников «для достижения их эффективного использования и профессионального совершенствования». Так, как известно, написано в должностной инструкции любого руководителя.
Мотивация действительно повышает базовую производительность труда. Высокомотивированный сотрудник на самом деле лучше работает. Организации, чьи сотрудники хорошо работают, в целом показывают лучшие результаты, а изменение отношения работников к труду повышает прибыльность компании.
Способы мотивации
Как вы считаете, какие потребности сотрудников должны быть для этого мотивированы, низшие или высшие? Ответ очевиден, конечно, высшие. Поэтому предлагаем вам несколько способов повышения мотивации и улучшения качества работы сотрудников, которые хорошо зарекомендовали себя на практике.
Социальные потребности | Потребности в уважении | Потребности в самовыражении |
1. Создайте в коллективах чувство единой команды 2. Стройте работу так, чтобы сотрудники могли общаться. 3. Проводите с подчиненными периодические совещания. 4. Не старайтесь разрушить неформальные группы, если они не наносят организации ущерба. 5. Создайте условия для социальной активности работников организации вне ее рамок. | 1. Предлагайте подчиненным содержательную работу. 2. Обеспечьте им положительную обратную связь с достигнутыми результатами. 3. Высоко оценивайте и поощряйте достигнутые подчиненными результаты 4. Привлекайте подчиненных к формулировке целей и выработке решений. 5. Делегируйте подчиненнымдополнительные права и полномочия. 6. Продвигайте подчиненных по служебной лестнице. 7. Обеспечивайте обучение и переподготовку, которая повышает уровень компетентности. | 1. Обеспечивайте подчиненным возможности для обучения и развития, которые позволили бы полностью использовать их потенциал. 2. Давайте подчиненным сложную и важную работу, требующую от них полной отдачи. 3.Поощряйте и развивайте у подчиненных творческие способности. |
Итак, для успешного руководства сотрудниками, необходимо знать основные мотивы их поведения и уметь правильно сформировать мотивацию работников. А теперь рассмотрим способы, с помощью которых можно этого достичь.
Существуют различные способы мотивации. Вот некоторые из них.
1. Нормативная мотивация. Побуждение человека к действию происходит в этом случае в результате идейно-психологического воздействия на него, то есть путем убеждения, внушения или других психологических методов управления.
2. Принудительная мотивация. Она основана на использовании власти и достигается с помощью преимущественно административных и организационных методов управления персоналом.
3. Стимулирование. В этом случае воздействие предполагает заинтересованность в определенном поведении (в том числе, и в трудовом) с помощью определенных стимулов.
Последний способ мотивации – объект нашего внимания в последующем разделе лекции. В нем мы рассмотрим формы стимулирования персонала, которые могут быть материальными и нематериальными.
Стимулирование персонала