В зависимости от эффектов их влияния - на болевые, тепловые, холодовые и др.

Например, человеческий мозг воспринял быстро несущийся навстречу человеку автомобиль как сигнал угрозы. При этом мозжечок посылает сигнал отреагировать на угрозу и либо замереть на месте, либо побежать, либо лечь на дорогу и покориться неизбежному, и человек способен сделать это еще даже до того, как кора головного мозга раскодирует поступившую информацию, не говоря уже об осознании и осознанной реакции. Ответственная за эмоции часть головного мозга успевает раньше отреагировать на поступающие сигналы. Аналогичные рассуждения применимы к сигналам, регистрируемым прочими органами чувств.

Стимул в физилогии(от лат.Stimulare – побуждать) - агент внешней или внутренней среды организма, который, действуя на ткани и организм в целом, вызывает активную реакцию живого субстрата. По энергетической природе стимулы подразделяются на химические, механические, температурные, лучистые, электрические и др. По биологическому значению стимулы подразделяются на адекватные и неадекватные.

Адекватный стимул - агент, воздействующий на те или иные системы организма в естественных условиях его существования. Неадекватный стимул - агент внешней среды, который не встречается в естественных условиях, но при достаточной силе и длительности воздействия способен вызвать возбуждение в раздражаемой ткани.

Таким образом, потребности и эмоции имеют некоторое временное превосходство над рациональностью и здравым смыслом, выраженное на физиологическом уровне функционирования человека как биологического организма.

(2) Психологический аспект.

Мотивация в психологии – динамический процесс формирования мотива как основания для поступка (действия). Мотивация поведения всегда эмоционально насыщена, т.к. к чему мы стремимся, нас эмоционально волнует. Это и определяет мотивационные состояния человека, к которым относятся желания, стремления, намерения, влечения, страсти, установки.

Желание - мотивационное состояние, при котором потребнос­ти соотнесены с конкретным предметом их удовлетворения. Жела­ния подразделяются на три группы - естественные и необходимые; естественные но, не необходимые; желания ни естественные, ни необходимые - желания, связанные с честолюбием, славой, влас­тью, превосходством над другими людьми и т.д. Желание связано со стремлением - повышенным эмоциональным тяготением к объ­екту желания.

Страсть - очень стойкое эффективное стремление к определен­ному объекту, потребность в котором доминирует над всеми осталь­ными потребностями и придает соответствующую направленность всей жизнедеятельности человека. Страсть интегрирует волевые и эмоциональные побуждения и может быть положительной и отри­цательной в зависимости от ценностей конкретного человека.

Влечение - состояние навязчивого тяготения к определенной группе объектов. Оно может быть естественным и сформирован­ным в социальных условиях. Естественные органические влечения это, во-первых, ориентировочные реакции, сексуальное влечение, голод (пищевое влечение), жажда.

Влечения человека в отличие от инстинктов животных соци­ально обусловлены. Одна из основных особенностей развитого че­ловеческого сознания - способность осуществлять разумный выбор среди собственных влечений. Этот выбор осуществляется иерархи­чески организованной ценностной системой личности.

Мотивация человека может быть сознательной и подсознательной.

Сознательная мотивация связана с намерением - сознательно принимаемым решением достичь определенной цели с отчетливым представлением средств и способов действия. В намерении объединяются побуждение к действию и его сознательное планирование. Намерения организуют поведение человека, обеспечивают произвольность его действий, выступают как сознательный акт поведения. Сознательным обоснованием на­мерения является мотив - это осознанное побуждение к достижению конкретной цели, понимаемое индивидом, как личностная необходимость, личностный смысл поступка.

Все мало осознанные импульсивные действия совершаются на основе установки (бессознательный мотив).

Установка - состояние готовности к определенному способу поведения в определенных ситуациях. Это нейродинамическая за­кодированная модель поведения. Установка - постоянная, устой­чивая основа поведения человека.

Различаются два вида установок: общая и дифференцированная. Общая установка возникает в отношении больших классов явлений, дифференцированная - по отношению к отдельным объек­там. Установка лежит в основе целостности и последовательности поведения человека, определяет норму его реакции.

Установки могут быть связаны с различными компонентами деятельности. Смысловые установки определяют личностный смысл конкретных объектов, явлений, готовность действовать по отношению к значимому объекту определенным образом. Целевые установки обеспечивают устойчивую направленность действий, они выражаются в тенденции к завершению действия при любых обстоятельствах, что иногда может привести к негибкости поведения. Операционные установки обеспечивают психофизиологическую настройку индивида на совершение действия определенными способами, последовательной системой привычных операций с использованием привычных для человека средств.

Важную роль в объяснении психологической природы мотивации трудовой деятельности играет темперамент личности.

Термин "темперамент" происходит от латинского слова, озна­чающего соотношение, смешение частей, соразмерность. Темпера­ментом называют индивидуально своеобразную, природно обус­ловленную совокупность динамических проявлений психики ­интенсивности, скорости, темпа, ритма психических процессов и состояний. Известны три основные системы объяснения сущности темперамента.

Первая (гуморальная) система связывала состояния организма с соотношением в нем различных жидкостей. В связи с этим выде­лялось четыре типа темперамента. Преобладание крови (лат. "сангвис") - сангвинический темперамент; желчи ("холе") - холе­рический; слизи ("флегма") - флегматический, а черной желчи ("мелана холе") - меланхолический темперамент. Такая термино­логия и описание различных типов возникли в V веке до н.Э. в трудах Гиппократа и Галена и сохранились до наших дней.

Вторая система (конституциональная), возникла в ХХ веке и описана немецким психиатром Э. Кречмером. Она связывает тем­перамент с телосложением человека. Кречмер выделял четыре конституциональных типа: лептосоматик (астеник), атлетик, пик­ник, диспластик и соотнес с ними три выделенных им типа темперамента: шизотимик, иксотимик и циклотимик (таблица 1.3.1).

Таблица 1.3.1

Наши рекомендации