Всего подано 100 заказов, из них удовлетворено 80, определите уровень обслуживания

а) 80 %

б) 100 %

в) 40 %

г) 20 %

Количество заказов составляет 1000 позиций, было отгружено – 750 позиций. Определите уточненный по числу позиций уровень обслуживания.

а) 50 %

б) 25 %

в) 75 %

г) 100 %

Уровень обслуживания по сроку составил 0,80, уровень обслуживания по объему составил 0,90, определите общий уровень обслуживания по этим двум характеристикам.

а) 0,90

б) 0,80

в) 0,28

г) 0,72

Общий объем отгрузок за весь отчетный период составил 900 ед., отчетный период составляет 300 дней. Определите среднюю потребность в запасе за отчетный период.

а) 3 ед.

б) 5 ед.

в) 10 ед.

г) 50 ед.

8. Для определения уровня обслуживания используется метод:

а) метод экспертного принятия решений

б) статистический метод

в) метод учета затрат

г) все ответы верны

9. Уровень обслуживания запасом зависит от следующих факторов:

а) стратегии развития компании, расходов (издержек) дефицита, затрат на содержание запаса;

б) затрат на содержание запаса, доходов, рентабельности;

в) производительности труда и фондоотдачи

г) товарооборачиваемости, рентабельности, средней заработной платы.

Из 100 выполненных заказов 80 были выполнены точно в срок, 5 – с опозданием, определите уровень обслуживания потребности по срокам.

а) 50 %

б) 20 %

в) 80 %

г) 100 %

Тема 10. Проектирование моделей управления запасами в звеньях цепей поставок

План

1. Проектирование алгоритма управления запа­сами.

2. Классификация элементов моделей управления запасами.

Краткое содержание темы

Использование классических моделей управления запасами (модели с фиксированным размером заказа и модели с фиксированным интервалом времени между заказами) ограничено рамками относительного постоянства потребности в запасе.

Классические модели управления запасами требуют выполнения следующих труднодостижимых на практике условий:

‐ постоянный темп потребления запаса,

‐ фиксированный интервал времени, необходимый на выполнение заказа на восполнение запаса,

‐ фиксированная возможная задержка времени выполнения заказа на восполнение запаса.

При этом именно классические модели определяют логику движения запаса. Анализ поведения запаса при конкретно заданных характеристиках поставок и потребления в рамках основных моделей позволяет сформулировать необходимые правила принятия решений в таких ситуациях, когда основные модели дают сбои. На основе таких правил можно построить новый, оригинальный или авторский алгоритм управления запасами.

Даже незначительная доработка классических моделей позволяет получить удовлетворительные результаты обслуживания запасом изменяющейся потребности (см. модель управления запасами с установленной периодичностью пополнения запаса по постоянного уровня и модель «Минимум-максимум»). Все же, как и классические модели, они связаны с конкретными и жестко прописанными условиями работы. Первая из упомянутых модификаций эффективно работает в том случае, когда потери от дефицита запаса значительно превышают затраты на содержание запаса, вторая – в случае, когда, напротив, затраты на содержание запаса значительно выше издержек дефицита. В промежуточных ситуациях эти модели либо чрезвычайно дороги в реализации (как модель с установленной периодичностью пополнения запаса до постоянного уровня), либо завышают допустимые риски отказа в обслуживании потребляющему звену (модель «Минимум-максимум»).

Большинство организаций вынуждено разрабатывать новые, авторские или так называемые корпоративные модели управления запасами, которые призваны реализовывать процесс управления запасами оптимальным для заданных условий деятельности организации способом.

Проектирование алгоритма управления запасами является одним из этапов процедуры управления запасами и включает следующие этапы:

1. Имитация движения запаса при использовании модели с фиксированным размером заказа.

2. Имитация движения запаса по использовании модели управления запасами с фиксированным интервалом времени между заказами.

3. Сравнение поведения запаса по результатам этапов 1 и 2.

4. Формулирование основных и дополнительных правил принятия решений по управлению запасами.

5. Разработка инструкции или технического задания на основе разработанного на этапе 4 алгоритма.

Каждый из перечисленных этапов (за исключением, очевидно, последнего) включает в себя креативные действия, основанные на результатах анализа поведения классических моделей управления запасами, отработанного с помощью имитации.

Имитация движения запаса в различных организационно-методических условиях состоит в следующем.

Шаг 1. Расчет оптимального размера заказа для восполнения запа-

са.

На этом шаге требуется рассчитать или определить с использованием экспертных оценок оптимальный размер заказа, необходимый для восполнения запаса. Для принятия окончательного решения необходимо обосновать выбор практически используемого размер заказа.

Шаг 2. Имитация поведения модели управления запасами с фиксированным размером заказа.

Прежде всего, требуется провести расчет параметров модели управления запасами с фиксированным размером заказа. Далее, на основе полученных параметров модели управления запасами с фиксированным размером заказа требуется построить графики движения запаса для случаев отсутствия задержек поставок.

Анализ графиков движения запаса в классической модели с фиксированным размером заказа в условиях постоянного усредненного и колеблющегося спроса позволит выявить сильные и слабые стороны логики фиксированного размера заказа применительно к конкретным условиям.

Шаг 3. Имитация движения запаса с фиксированным интервалом

времени между поставками.

В рамках второй и последней классической модели управления запасами требуется провести расчет параметров модели с фиксированным интервалом времени между заказами. На основе полученных параметров модели с фиксированным интервалом времени между заказами требуется построить графики движения запаса для случаев отсутствия задержек поставок, наличия единичного сбоя поставки, наличия неоднократных сбоев поставок.

Так же, как и при имитации движения запаса при фиксированном размере заказ, анализ графиков движения запаса в модели с фиксированным размером заказа в условиях постоянного усредненного и колеблющегося спроса позволяет определить преимущества и недостатки использования логики фиксации размера заказа.

Шаг 4. Разработка алгоритма управления запасами.

Используя результаты шагов 2 и 3, можно определить, какая из двух классических моделей управления запасами (с фиксированным размером заказа или с фиксированным интервалом времени между заказами) более эффективно работает в рассматриваемых конкретных условиях.

На основе проведенных имитаций и анализа их результатов требуется разработать правила, которые должны быть положены в основу разработки нового алгоритма работы с запасом и дать рекомендации по поддержанию модели в нормальном состоянии (с наличием страхового запаса).

Шаг 5. Разработка инструкции принятия решений по управлению

запасами.

Завершающим шагом разработки алгоритма управления запасами является подготовка инструкции по контролю за состоянием запаса. Такая инструкция предназначается для работников, ведущих учет и контроль запаса (логистов, товарных менеджеров, операторов, менеджеров по запасам и пр. в зависимости от принятой системы организации управления). Инструкция должна содержать блок-схему алгоритма действий и конкретные указания по определению моментов заказа и размеров заказа для каждого возможного случая функционирования модели управления запасами.

Классификация элементов моделей управления запасами

Для максимально чистой классификации элементов моделей и правил управления запасами в различных организационно-экономических условиях требуется воспользоваться различными критериями. Такими критериями, например, могут быть

‐ степень взаимодействия отдела логистики с другими подразделениями компании в решении вопроса управления запасами,

‐ функции управления ― планирование, организация, учет и контроль, степень оперативности принятия решений,

‐ степень воздействия на систему управления запасами ( корректировка расчетных параметров либо изменение всей политики управления запасами),

‐ субъект реализации корректирующих воздействий (отдел логистики или другие подразделения компании) и др.

Рассмотрим содержание некоторых из упомянутых классификаций.

По степени взаимодействия отдела логистики (или специалистов по управлению запасами, товарных менеджеров и пр.) с другими подразделениями компании дополнительные по отношению к классическим моделям управления запасами правила алгоритмов могут быть разделены на две группы:

1) действия, не требующие тесного взаимодействия,

2) действия, требующие тесного взаимодействия (см. таблицу 40).

Таблица 40 - Классификация дополнительных правил алгоритмов управления запасами по степени взаимодействия отдела логистики с другими подразделениями компании

1. Тесное взаимодействие 2. Не тесное взаимодействие
1. Постоянный контроль за уровнем спроса 2. Согласование оценок прогноза спроса 3. Назначение дополнительного поставщика 4. Развития тесных взаимоотношений с организациями и звеньями-поставщиками 5. Возможность оперативного изменения условий поставки 6. Включение в алгоритм действий лица, принимающего решения (экспертных решений) 7. Использование сложных экономикоматематических моделей и др. 1. Оперативное изменение размера заказа на восполнение запаса по результатам анализа уровня потребления 2. Дозаказ в момент получения информации о задержке поставки 3. Плавающие уровни порогового уровня запаса, страхового запаса, максимального желательного запаса 4. Плавающий интервал времени между заказами 5. Оперативное изменение уровня страхового запаса и др.

По функциям управления дополнительные правила алгоритмов управления запасами могут быть разделены на классы, связанные с процессами планирования, организации, учета и контроля (см. таблицу 41).

Таблица 41 - Классификация дополнительных правил алгоритмов управления запасами по функциям управления

Функция управления Правило алгоритма
1. Планирование 1. Увеличение размера заказа на определенное количество товара. 2. Плавающий уровень максимального размера запаса 3. Плавающий уровень страхового размера запаса 4. Применение сложных экономико-математических моделей 5. Оценка оптимального уровня глубины прогноза. и др.
2. Организация 1. Выдача заказа в момент поставки 2. Выдача заказа в момент задержки поставки 3. Введение дополнительного поставщика 4. Обеспечение оперативной смены поставщика 5. Развитие тесных взаимоотношений с организациями и звеньями поставщиками 6. Оперативное изменение условий поставок 7. Учет изменения стратегии компании и его влияния на поли- тику управления запасами 8. Включение в алгоритм действий лица, принимающего решения (экспертных оценок) 9. Обеспечение взаимодействия отдела логистики (специалистов по управлению запасами, товарных менеджеров и пр.) с другими подразделениями компании для совместного принятия решений 10. Смена поставщика 11. Бездефицитное управление
3. Учет 1. Учет запаса в пути 2. Отслеживания уровня спроса 3. Выдача заказа в момент задержки поставки 4. Плавающий пороговый уровень запаса с учетом текущего или прогнозируемого уровня спроса 5. Плавающий уровень страхового запаса с учетом текущего или прогнозируемого уровня спроса 6. Плавающий интервал времени между заказами с учетом текущего или прогнозируемого уровня спроса 7. Учет издержек хранения и дефицита при принятии решения о выдаче заказа на восполнения запаса и др.
4. Контроль 1. Контроль отклонений плавающих уровней порогового, страхового и максимального желательного уровней запаса от нормативных 2. Наличие коридора возможных изменений порогового уровня, максимального желательного запаса и страхового уровня запаса и др.

По оперативности принятия решений дополнительные правила алгоритмов управления запасами можно разделить на группы оперативных и стратегических правил (см. таблицу 42).

Таблица 42 – Классификация дополнительных правил алгоритмов управления запасами по оперативности принятия решений

1. Оперативные 2. Стратегические
1. Использование дополнительного поставщика для экстренных поставок 2. Оперативная корректировка планового заказа на восполнение запаса 3. Оперативное изменение размера заказа на восполнение запаса 4. Выдача заказа на восполнение запаса в момент получения информации о задержке поставки 5. Включение в алгоритм действий лица, принимающего решение (экспертных оценок) 6. Учет изменения уровня спроса в расчете значений порогового уровня запаса, максимально желательного уровня запаса и страхового запаса 7. Оперативное изменение условий поставки 8. Плавающий пороговый уровень запаса, максимально желательный страховой запасы 9. Плавающий интервал времени между заказами на восполнение запаса 10. Корректировка уровня глубины прогноза и др. 1. Организация учета отгрузок, продаж и уровня спроса 2. Организация взаимодействия отдела логистики (специалистов по управлению запасами, товарных менеджеров и пр.) с другими подразделениями компании 3. Учет запаса в пути 4. Организация тесного взаимодействия с организациями и звеньями-поставщиками 5. Стратегическое изменение условий поставки 6. Определение порогового уровня запаса, максимально желательного и страхового уровня запаса 7. Определение интервала времени между заказами на восполнение запаса и др.

Все однокритериальные классификации дополнительных к классическим правилам алгоритмов управления запасами, как видно из приведенного выше материала, являются недостаточными для превращения классификации правил в действенный инструмент проектирования новых алгоритмов управления запасами.

Результаты попыток провести многокритериальные классификации правил алгоритмов управления запасами представлены в таблице 43. В таблице 43 все правила разделены на следующие группы:

1) расчетно-методические правила,

2) правила внутрифирменного межфункционального взаимодействия,

3) правила межорганизационного взаимодействия с внешними контрагентами.

Таблица 43 – Вариант многоплановой классификации правил алгоритмов управления запасами

1. Правила расчетно-методические 2. Правила межфункционального взаимодействия 3. Правила межорганизационного взаимодействия
1.1. Корректировка размера заказа - изменение размера заказа на основе экспертных оценок - учет запаса в пути - скорректированный заказ в зависимости от потребления, времени выполнения заказа и времени задержки поставки - фиксация возможных колебаний размера заказа и пр. 1.2. Корректировка частоты выдачи заказа - выдача заказ в момент получения информации о задержке поставки - выдача заказа при достижении страхового уровня запаса - изменение частоты подачи заказа в зависимости от колебания спроса - введение порогового уровня в модель с фиксированным интервалом времени между заказами - определение плавающих значений максимального желательного запаса, порогового уровня запаса и гарантийного запаса - введение неснижаемого размера запаса и пр. 2.1. Эмпирические - выдача заказа в момент задержки поставки - выдача откорректированного размера заказа в момент получения плановой поставки - изменение порогового уровня запаса с учетом изменения спроса - корректировка размера заказа на восполнение запаса по прогнозу спроса и пр. 2.2. Учетные - учет текущего спроса - учет информации о сбоях в поставках и пр. 2.3. Превентивные - участие лица, принимающего решение (экспертных оценок) при изменении параметров модели - корректировка размера заказа с учетом имеющейся информации - оценка оптимального уровня глубины прогноза - предварительный расчет возможных комбинаций параметров моделей и пр. 3.1. Работа с поставляющими звеньями цепи поставки - введение дополнительного или страхующего поставщика - смена поставщика - корректировка условий поставки - получение информации о состоянии исполнения заказа и пр. 3.2. Работа с потребляющими звеньями цепи поставки - отслеживание объема продаж - прогнозирование спроса на период и пр.

Несмотря на многоплановость предложенного разделения, критерий классификации можно определить как уровень интеграции управления запасами.

Возможны и другие подходы к классифицированию правил, позволяющих развить содержание классических моделей управления запасами с фиксированным размером заказа и с фиксированным интервалом времени между заказами. Любая из таких попыток, безусловно, позволит получить новое видение возможностей совершенствования алгоритмов управления запасами. Главное же, на что требуется обратить внимание, это то, что управление запасами может представлять собой строго методически продуманную последовательность действий, гарантирующую достижение поставленных результатов [2, с.332-351].

Тесты

1. Классические модели управления запасами требуют выполнения следующих труднодостижимых на практике условий:

а) постоянный темп потребления запаса

б) фиксированный интервал времени, необходимый на выполнение заказа на восполнение запаса

в) фиксированная возможная задержка выполнения заказа на восполнение запаса

г) верны ответы а), б), в)

2. Формулирование основных и дополнительных правил принятия решений по управлению запасами – это:

а) один из этапов проектирования алгоритма управления запасами

б) характеристика страхового запаса

в) характеристика одной из функций управления - контроля

г) характеристика одной из функций управления - планирования

3). Имитация движения запаса в различных организационно- методических условиях состоит из следующих шагов:

а) шаг 1 - расчет оптимального размера заказа для восполнения запаса; шаг 2 - имитация поведения модели управления запасами с фиксированным размером заказа.

б) шаг 1 - имитация движения запаса с фиксированным интервалом времени между поставками; шаг 2 - разработка алгоритма управления запасами; шаг 3 - разработка инструкции принятия решений по управлению запасами.

в) шаг 1 - расчет оптимального размера заказа для восполнения запаса; шаг 2 - имитация поведения модели управления запасами с фиксированным размером заказа; шаг 3 - имитация движения запаса с фиксированным интервалом времени между поставками; шаг 4 - разработка алгоритма управления запасами; шаг 5 - разработка инструкции принятия решений по управлению запасами.

г) нет правильного ответа

4). По степени взаимодействия отдела логистики (или специалистов по управлению запасами, товарных менеджеров и пр.) с другими подразделениями компании дополнительные по отношению к классическим моделям управления запасами правила алгоритмов могут быть разделены на следующие группы:

а) классические и внезапные

б) действия, не требующие тесного взаимодействия и действия, требующие тесного взаимодействия

в) бухгалтерские и логистические

г) все ответы верны

5). По функциям управления дополнительные правила алгоритмов управления запасами могут быть разделены:

а) на группы, связанные с процессами планирования и учета

б) на классы, связанные с процессами планирования и организации

в) на группы, связанные с процессами учета и контроля

г) на классы, связанные с процессами планирования, организации, учета и контроля

6). По оперативности принятия решений дополнительные правила алгоритмов управления запасами можно разделить:

а) на группы оперативных и стратегических правил

б) на группы территориальных и временных правил

в) на группы учетных и контрольных правил

г) на группы экономических и неэкономических правил

7). Использование дополнительного поставщика для экстренных поставок относится:

а) к стратегическим дополнительным правилам алгоритмов управления запасами

б) к оперативным дополнительным правилам алгоритмов управления запасами

в) к пространственным дополнительным правилам алгоритмов управления запасами

г) нет верного ответа

8). Организация учета отгрузок, продаж и уровня спроса относится:

а) к стратегическим дополнительным правилам алгоритмов управления запасами

б) к оперативным дополнительным правилам алгоритмов управления запасами

в) к пространственным дополнительным правилам алгоритмов управления запасами

г) нет верного ответа

9). По многокритериальной классификации дополнительные правила алгоритмов управления запасами можно разделить на:

а) правила расчетно-методические и правила расчетно-бухгалтерские

б) правила межфункционального взаимодействия и правила расчетно-экономические

в) правила расчетно-бухгалтерские и правила расчетно-экономические

г) правила расчетно-методические, правила межфункционального взаимодействия и правила межорганизационного взаимодействия

10. Работа с поставляющими звеньями цепи поставки относится:

а) к правилам межорганизационного взаимодействия

б) к правилам межфункционального взаимодействия

в) к правилам расчетно-методическим

г) нет верного ответа

Наши рекомендации