Программа курса по маркетингу (специальность «Менеджмент организации»)
Программа курса по маркетингу (специальность «Менеджмент организации»)
Тема 1. Предмет и задачи дисциплины
Значение изучения маркетинга в современных условиях. Предмет дисциплины и его место в системе преподавания общих и специальных экономических Дисциплин. Метод дисциплин.
Основное содержание дисциплины и логика ее построения. Основные задачи дисциплины. Инструментарий маркетинга. Области применения маркетинга.
Тема 2. Понятие и история возникновения маркетинга
Предпосылки возникновения маркетинга. Хронология, периодов развития маркетинговой мысли. Маркетинг как сбытовая деятельность и как теоретический курс. Исторический аспект развития сущности и содержания маркетинга. Этапы развития маркетинга как науки. Маркетинг как философия и методология современного предпринимательства. Рольмаркетинга в экономическом развитии страны.
Понятие и сущность маркетинга: комплексное исследование товарного рынка; планирование товарного ассортимента; разработка мероприятий для более полного удовлетворения реально существующих и потенциальных потребностей и покупательских предпочтений; выявление неудовлетворительного спроса и потенциальных потребностей клиентов; планирование и стимулирование сбыта; воздействие маркетинга на организацию и управление производством и другие проблемы. Маркетинг как функция и как «философия бизнеса».
Основные цели и принципы маркетинга. Ориентация деятельности предприятия на конкретный рынок и характеристика целей, вытекающих из данного принципа маркетинга. Целевая ориентация и комплексность маркетинга. Сегментирование рынка как один из принципов маркетинговой деятельности предприятия. Цели маркетинга: завоевание рынка, создание и укрепление рыночных позиций и престижа фирмы. Основные принципы и функции маркетинга. Комплекс маркетинга. Исследование рынка.
Субъекты маркетинга в предпринимательской сфере: производители товаров и услуг, потребители и посредники.
Маркетинговая среда. Факторы внутренней и внешней среды предприятия. Системный подход в маркетинге. Элементы маркетинговой системы: поставщики, конкуренты, посредники, потребители (рынок) и фирма (компания).
Темя 5. Сегментации (сегментирование) рынка
Сегментации (сегментирование) рынка, ее роль в маркетинге. Понятие сегмента и сегментации рынка. Смысл и цели сегментаций. Сегментация и деление рынков. Выбор целевого рынка. Понятие рыночной ниши.
Необходимые и достаточные условия для успешной реализации принципов сегментации рынка. Основные характеристики и принципы сегментации рынка: емкость сегмента и его доступность, существенность и информационная насыщенность сегмента, прибыльность и совместимость сегмента с рынком основных конкурентов, эффективность работы на выбранном сегменте рынка.
Основные требования, предъявляемые к критериям сегментации рынка. Критерии сегментации рынка товаров народного потребления: общие объективные и субъективные специфические критерии. Критерии сегментации рынка товаров производственного назначения.
Социальная ориентация маркетинга. Потребности и процесс их развития. Классификация потребностей. Типология потребителей.
Классификация подвидов маркетинга в зависимости от выбора сегмента на рынке.
Позиционирование товаров на рынке: понятие и содержание, цели и направления.
Тема 6. Функции маркетинга
Понятие маркетинга как процесса, позволяющего сформулировать маркетинговые функции.
Характеристика аналитической функции маркетинга, Проведение ранжирования рынков с помощью основных и дополнительных критериев. Изучение потребителей, фирменной и товарной структуры рынка. Анализ и методы изучения внутренней среды предприятия.
Характеристика производственной функции маркетинга. Организация производства новых товаров (товаров «рыночной новизны»), разработка новых технологий. Организация материально-технического снабжения производства готовой продукции. Прогрессивные зарубежные системы снабжения компаний. Управление качеством и конкурентоспособностью готовой продукции.
Характеристика сбытовой функции маркетинга. Организация системы товародвижения, сервиса, а также системы формирования спроса и стимулирования сбыта. Проведение целенаправленной товарной и ценовой политики.
Функция управления и контроля в маркетинге. Характеристика подфункции планирования: организация стратегического и оперативного планирования на предприятии. Информационное и коммуникационное обеспечение управления маркетингом. Организация контроля маркетинга: обратные связи, ситуационный анализ.
Тема 16. Планирование маркетинга на предприятии
Система маркетинговой информации и методы ее сбора. Определение типа информации и источники се получения. Информационное обеспечение маркетинга. Анализ рынка. Анализ потребителей, Анализ предпочтений и мотивации потребителя. Анализ конкурентов. Анализ предприятия.
Планирование в системе маркетинга: цели, стратегии, .средства и стадии. Общая схема планирования маркетинговой деятельности предприятия. Стратегическое и оперативное планирование маркетинга. Стратегические цели маркетинга.
Стратегия маркетинга и критерии ее выбора. Содержание разработки маркетинговой стратегии, ее этапы. Виды маркетинговых стратегий.
Долгосрочные методы планирования маркетинга: метод Дельфи, морфологический анализ,портфельный анализ.Среднесрочные и краткосрочные методы планирования маркетинга: сетевое планирование, метод дерева решений, финансово-математические методы, эвристические методы.
Бюджет маркетинга как составная часть планамаркетинга. Способы составления бюджета маркетинга.
Маркетинговые решения и их классификация. План маркетинга. Контроль и контроллинг в системе маркетинговой деятельности. Оценка эффективности маркетинговой деятельности. Критерии эффективности. Роль и значение маркетингового аудита.
Программа курса по маркетингу (специальность «Менеджмент организации»)
Тема 1. Предмет и задачи дисциплины
Значение изучения маркетинга в современных условиях. Предмет дисциплины и его место в системе преподавания общих и специальных экономических Дисциплин. Метод дисциплин.
Основное содержание дисциплины и логика ее построения. Основные задачи дисциплины. Инструментарий маркетинга. Области применения маркетинга.