ЧАСТЬ 2. РАЗРАБОТКА МОДЕЛИ ИДЕНТИЧНОСТИ бренда
В данном разделе рассматривается концепция идентичности бренда, используемой как отправная точка в бренд-коммуникационных кампаниях.
Будут введены такие ключевые понятия, как «идентичность бренда», «бренд-платформа», «позиция бренда», «позиционирование», «имидж бренда».
На рисунке 2.1 показана взаимосвязь этих понятий.
Рис. 2.1. Взаимосвязь понятий
Модели идентичности бренда
Существует множество моделей создания и описания идентичности бренда. Их можно классифицировать, например, по субъектам, предлагающим услуги по разработке брендов:
1. Рекламные агентства.
- Brand Wheel (Bates, США)
- Thompson Total Branding (J. Walter Thompson, США)
- Leadership Equity model («Родная речь», Россия)
2. (Бренд-) Консалтинговые компании.
- Модель Интегрированного Бренда (Паркер-ЛеПла, Франция)
- Марочный контракт (Prophet Brand Strategy, США)
- 4D Брэндинг (Differ, Швеция)
- Пять кругов индивидуальности бренда («Паприка брэндинг», Россия)
3. Академические исследователи.
- модель планирования идентичности бренда (Аакер Д., University of California, Berkley)
- призма индивидуальности (Жан-Ноэль Кэпферер)
- «атомистическая модель бренда» (Лесли де Чернатони)
Рассмотрим некоторые модели создания идентичности бренда более подробно.
Жан-Ноэль Кэпферер, например считает, что идентичность большинства марок может рассматриваться в шести измерениях, управление каждым из которых способно воздействовать на восприятие потребителями имиджа марок:
1. Физические свойства. Внешний вид марки (название, цвета, логотип и упаковка).
2. Отражение. Образ целевой аудитории, отраженный в марочных коммуникациях.
3. Отношения. Марка-опыт, такая как Virgin позиционируется как «друг» покупателя.
4. Личность. Характер марки.
5. Культура. Прошлое и ценности марки. Скажем, Mercedes олицетворяет традиционные немецкие ценности.
6. Автопортрет. То, как потребитель воспринимает себя по отношению к марке.
Для моделей построения и развития брендов (их идентичности) характерно графическое представление. Не исключение и «призма индивидуальности» Капферера (рис. 10).
Рис. 2.2. Идентичность марки и ее пирамида по Жан-Ноэль Кэпферер
На рис. 2.3. модель идентичности по Капфереру проиллюстрирована на примере марки IBM.
Рис. 2.3. Идентичность марки IBM (по Жан-Ноэль Кэпферер)
Другой известный теоретик – Дэвид Аакер предлагает свою модель идентичности бренда (рис. 2.4).
Согласно этой модели идентичность, например, бренда Virgin можно описать следующим образом:
Сущность бренда:
· Борьба с традиционными предрассудками
Стержневая идентичность:
· Качество обслуживания
Постоянно является лучшим в своей категории, обслуживает клиентов с юмором, своеобразно.
· Новаторство
Первым выступает с подлинно новаторскими «приколами» и услугами, дающими больше ценности за те же деньги.
· Веселье и развлечения
Компания, забавляющая и развлекающая своих клиентов.
· Больше ценности за меньшие деньги
Обеспечивает ценность во всех своих предложениях, а не только в самом дорогостоящем варианте.
Рис.2.4. Модель идентичность марки (по Д. Аакеру)
Расширенная идентичность
· Аутсайдер
Сражается с признанной бюрократической фирмой, выдвигая новые творческие предложения.
· Индивидуальность
o Пренебрегает правилами
o Чувство юмора, подчас бьющее через край
o Аутсайдер, готовый атаковать истеблишмент
o Компетентный, всегда отлично справляется с работой, придерживается высоких стандартов
· Символы Virgin
o Брэнсон и его образ жизни (в восприятии клиентов)
o Дирижабль Virgin
o Написанный «от руки» логотип Virgin
Предложение ценности
· Функциональные ценности
o Предложение ценности, включающее качество плюс новаторские дополнительные возможности, предоставляемые выдумкой и юмором
· Эмоциональные выгоды
o Гордость, что ты связан с аутсайдером, имеющим собственную позицию
o Веселье, отличное времяпрепровождение
· Выгоды самовыражения
o Готовность идти против истеблишмента, быть в определенной степени «возмутителем спокойствия»
Отношения с потребителями
· Клиенты – веселые приятели
В ряде случаев удобно представлять идентичность бренда в следующем виде (табл. 2.1).
Таблица 2.1.
Пример возможной платформы идентичности бренда M-I SWACO
Сфера деятельности (Byline) | Транснациональная нефтегазовая НАУЧНО-ПРОИЗВОДСТВЕННАЯ и СЕРВИСНАЯ компания |
Видение бренда (Brand Vision) | Сохранить лидирующие позиции на рынке промывочных жидкостей и оборудования очистки, развить новые линейки в соответствии с международной стратегией развития бизнеса. Стать для своих Клиентов советником (trusted advisor), которому доверяют, к которому прислушиваются |
Ключевые концепции идентичности (Core Identity Concepts) | 1. Большие инвестиции в НИОКР для постоянного совершенствования технологий решения проблем и задач Клиента 2. Предложение комплексных решений 3. Соблюдение стандартов охраны труда, промышленной и экологической безопасности |
Обещание бренда (Brand promise, or Brand essence) | Мировой опыт; инновации |
Ценностное предложение (Value proposition) | Мы предлагаем наиболее оптимальные решения, проверенные на сотнях проектах по всему миру. Высокая отдача на инвестиции (ROI). Работа с компанией, нацеленной на заботу как о своем персонале, так и о персонале Клиента |
Девиз бренда (Tagline) | «Индивидуальный подход. Оптимальное решение» |
История, легенда бренда (Brand Story) | Мировой опыт – с 1940 года, российский – с 1993 |
Разработка бренд-платформы
В таблице 2.1 «обещание бренда» выступает как бренд-платформа.
Бренд-платформа «Балтимор»
Рис. 2.6. Платформа бренда «Балтимор»
Рис. 2.7. Платформа бренда «Шармэль»