Подразделения службы маркетинга
В структуре службы маркетинга могут формироваться следующие подразделения:
1. Отдел маркетинговых исследований существует практически во всех фирмах, работающих в системе маркетинга. В его функции обычно входят:
· анализ рыночной ситуации;
· анализ конкуренции на рынке;
· составление прогнозов изменения рынка;
· изучение реальных и потенциальных потребителей;
· изучение рыночной оценки новых товаров и услуг;
· формирование и поддержание банков маркетинговой и коммерческой информации (баз данных).
2. Отдел планирования продукции формируется при функциональной или рыночной (региональной) организации маркетинга или близких к ним смешанных формах и решает следующие задачи:
· разработка и. реализация ассортиментной политики фирмы;
· разработка новых товаров и услуг;
· управление качеством продукции и контроль качества;
· позиционирование новых товаров и услуг на рынке;
· решения в области товарных марок и упаковки.
3. Отдел продвижения (рекламы) выполняет функции:
· информационно-рекламное обеспечение имиджа фирмы;
· рекламное обеспечение новых, видов товаров и услуг;
· работа по привлечению клиентов;
· обеспечение связи общественностью;
· координация деятельности подразделении, занимающихся маркетингом отдельных товаров или товарных групп (в случае товарной организации службы маркетинга).
4. Сбытовые службы. Могут представлять собой централизованную разветвленную структуру, являющуюся составной частью службы маркетинга, или несколько подразделений, каждое из которых выполняет локальные функции: транспортно-экспедиторские, собственно сбытовые, хранения и т.п. Основные задачи» выполняемые сбытовыми подразделениями:
· заключение контрактов с потребителями;
· хранение произведенной продукции;
· транспортировка и экспедирование;
· формирование каналов товародвижения и сбыта компании и контроль над ними;
· стимулирование агентов по сбыту и других работников, занятых в системе сбытовой деятельности.
5. Отдел ценообразования. В зависимости от специфики фирмы и особенностей продукта он может или входить в службу маркетинга, или работать в составе других организационных структур. Функции отдела ценообразования:
· разработка стратегий ценообразования на продукцию фирмы;
· выбор методики ценообразования;
· обоснование и установление цен (тарифов) на конкретные товары и услуги.
6. Отдел сервисного обслуживания формируется в качестве самостоятельного подразделения или выделяется из состава отдела сбыта в случае особой важности сервисного обслуживания для успеха компании на рынке. Функции сервисного отдела:
· установление стандартов и параметров качества сервисного обслуживания;
· контроль за уровнем сервисного обслуживания в сервисных центрах и пунктах обслуживания;
· поддержание товарно-материальных запасов на пунктах оказания сервисных услуг;
· сбор информации о степени удовлетворенности клиентов сервисным обслуживанием и особенностях сервиса конкурентов.
7. Отдел разработки маркетинговой стратегии создается, как правило, в крупных фирмах и решает следующие задачи:
· разработка вариантов маркетинговых стратегий;
· подготовка обобщающих аналитических материалов для руководства фирмы;
· внесение приложений по совершенствованию организационной структуры маркетинга компании.
8. Отдел (сектор) анализа эффективности маркетинговой деятельности проводит:
· исследование эффективности (торговой и коммуникативной) рекламы и других видов продвижения;
· изучение эффективности системы сбыта;
· оценку целесообразности стимулирования работников, занятых в системе маркетинга.
Необходимо отметить, что структура самой службы маркетинга и ее внутренних подразделений будет меняться в зависимости от размеров фирмы, особенностей выпускаемых ею товаров и услуг, специфики рынков и других факторов.
Вставка 3.2. В отделе маркетинга ОАО «Самарский хлебозавод № 9» работают 4 человека: начальник отдела, два менеджера по продажам и один менеджер отдела маркетинга. Сотрудники выполняют следующие функции: · заключение договоров на поставку продукции (на месте или с выездом к клиенту); · оформление протоколов разногласий и дополнительных соглашений; · переоформление деклараций детских учреждений; · оформление спецификаций (расчет и согласование цен); · контакты с клиентами с целью предложения новинок, посещение магазинов для расширения ассортимента; · предложение новинок с целью расширения матрицы, подтверждение заявок, возобновление работы; · подготовка отчетов по реализации: по сетям, по группам клиентов, по группам товаров, по клиентам, прекратившим работу или индивидуально по требованию руководителя; · работа с сетями: составление графиков доставки, отслеживание недопоставок, проведение промо-акций, ввод новинок: предложения, спецификации карточек товаров, расчет и оформление документации на премии; · проведение мероприятий по мерчендайзингу; · обработка претензий, отслеживание объемов продаж, подготовка коммерческого предложения и необходимых документов для участия в конкурсных торгах; · отслеживание текущих долгов клиентов, ввод и вывод магазинов; · мониторинг цен конкурентов; · работа со СМИ: обработка предложений, доработка и согласование макетов статей, фото и видео изображений, оформление сопроводительной документации; · работа с рекламно — полиграфической продукцией, а также с упаковочными материалами (подготовка технического задания, доработка и согласование дизайна, согласование перед печатью, оформление документации). В 2010 году ОАО «Самарский хлебозавод № 9» участвовал в следующих мероприятиях: отраслевые выставки, промо-акции, городские мероприятия, участие в подготовке и проведении выставок-продаж: выставка «от А до Я» (г.Самара), выставка «Торгово - Промышленная Компания» (теплоходное путешествие по р.Волге), «Сельскохозяйственная выставка» (Самарская область), выставка «Золотая осень» (г. Москва). Также провели промо—акции в ряде магазинов Тандер, Ашан. В 2009 году на развитие службы маркетинга было израсходовано 1,4 млн. руб. в 2010 году планируется израсходовать около 1,7 млн. руб. Подготовила Мартьянова Ю.И. |
3.2.4. Маркетинговый план