Виды источников вторичной информации
Наиболее общий способ классификации данных предполагает разделение их источников на внутренние и внешние. Внутренней информацией называются данные, которые получают внутри самого предприятия, для которого проводится исследование рынка. Внутренняя вторичная информация – это внутренние данные, которые собирались для каких-либо целей, отличающихся от задач проводимого исследования (эти данные менее полезны в вопросе принятия решений, ориентированных на будущее, но даже в этом случае они могут послужить отправной точкой предстоящих исследований).
Среди источников внутренней информации выделяются:
- статистическая отчетность предприятия;
- бухгалтерская отчетность предприятия;
- внутренняя статистика;
- материалы ранее проводимых исследований;
- данные заявок, заказов, договоров;
- акты ревизий, проверок;
- поступающие сведения;
- различного рода справки отчеты;
- оперативная и текущая производственная и научно-техническая информация;
- деловая переписка и т.д.
Внешняя информация это та, которая извлечена из посторонних по отношению к предприятию источников.
Внешние источники могут быть в дальнейшем разбиты на те, которые регулярно публикуют статистическую информацию и предоставляют ее заинтересованным лицам бесплатно, и на коммерческие организации, которые продают свои информационные услуги различным пользователям.
Система внешней информации ориентирована на источники, с помощью которых можно получить информацию о событиях и ситуациях, складывающихся во внешней маркетинговой среде.
К вторичным источникам получения внешней информации относятся:
- данные переписей и другие официальные публикации;
- информация по предприятиям и отраслям промышленности;
- отдельные издания, справочники и указатели;
- информация о рынках и потребителях;
- общеэкономическая и статистическая информация;
- общие справочники по экономической информации.
К источникам внешней вторичной информации также относятся выставки, ярмарки, совещания, конференции, презентации, дни открытых дверей, базы и банки данных, а также обширная информация сети «интернет».
Виды источников первичной информации
Первичные данные получаются в результате специально проведенных для решения конкретной маркетинговой проблемы так называемых полевых маркетинговых исследований.
Первичные данные делятся на специфические типы, связанные с определенными характеристиками потребителя:
1) демографические и социоэкономические характеристики;- возраст, образование, профессия, семейное положение, пол, доход и социальный класс.
2) психологические характеристики и стиль жизни-опирается на предположение, что фирма может планировать более эффективную стратегию для достижения целевого рынка, если она знает больше о стиле жизни своих покупателей - как они живут, их интересы и предпочтения.
3) взгляды и мнения- взгляды указывают на индивидуальные предпочтения, наклонности, кругозор и чувства в отношении некоторого явления. Мнения – это словесные выражения взглядов.
4) намерения-человека относятся к ожидаемому или планируемому в будущем поведению человека. В маркетинге намерениям уделяют меньше внимания, чем другим типам первичных данных, в значительной степени, оттого что существует большое несоответствие между тем, что люди говорят о своих намерениях, и тем, что делают на самом деле.
5) мотивация-может указывать на нужду, потребность, стремление, побуждение, желание, импульс или любое другое внутренне состояние, которое направляет поведение к цели. Интерес маркетологов к мотивам обычно касается определения причин, по которым люди поступают каким-то образом.
6) поведение-это физическая активность, которая совершается при конкретных обстоятельствах, в определенное время и затрагивает одного или более участников. Специалист по маркетингу, исследуя поведение, интересуется описанием деятельности и ее различных компонентов.
Понятие рынка и его виды
Ры́нок — совокупность экономических отношений, базирующихся на регулярных обменных операциях между производителями товаров (услуг) и потребителями. Обмен обычно происходит на добровольной основе в форме эквивалентного обмена товара на деньги (торговля) или товара на товар (бартер). При свободном доступе на рынок как производителей, так и потребителей, обмен происходит в условиях конкуренции.
Одним из главных критериев рынка является наличие конкуренции. Чтобы рынок был конкурентоспособным, должно быть несколько независимых друг от друга покупателей и продавцов. Конкурентными считаются рынки со значительным числом независимых участников. Рынок с одним продавцом и несколькими покупателями называется монополией. Рынок одного покупателя и нескольких продавцов — монопсонией. Это крайности несовершенной конкуренции.
По территориальному признаку: местный, региональный, национальный, мировой
По субъектам, вступающим в обмен: рынок потребителей, производителей, промежуточных продавцов, государственных учреждений
По объектам обмена: рынки средств производства, рынок товаров и услуг, финансовый, рынок интеллектуальной собственности
С учетом ассортимента: замкнутый, насыщенный, смешанный
По степени соблюдения законности: легальный (официальный), нелегальный (теневой), чёрный (в некоторых словарях «чёрный» = «нелегальный»)
По степени насыщенности: равновесный (спрос = предложение), дефицитный(спрос > предложение), избыточный (спрос < предложение)
По степени развитости экономической свободы: свободный, регулируемый
По степени конкуренции:конкурентный (совершенная конкуренция), с монополистической конкуренцией, олигопольный, монополия
По характеру продаж: оптовый, розничный
Понятие конъюнктуры рынка
Конъюнктура (от лат. conjungere — соединяю, связываю) — экономическая ситуация на рынке в определенный момент как результат взаимодействия факторов и условий, определяющих соотношение спроса и предложения на товары, а также уровень и динамику цен на них.
Необходнмость изучения конъюнктуры определяется сущностью современного маркетинга, его четко выраженной ориентацией на удовлетворение потребностей рынка. Поэтому оценка конъюнктуры представляет собой важную составную часть не только анализа рынка, но и маркетинговых исследований в целом.
Конъюнктура оказывает значительное влияние на содержание всей маркетинговой деятельности предприятия и его позиции на рынке. Осуществляя исследования конъюнктуры, предприятие может получить объективную информацию о ситуации на рынке и спрогнозировать ее развитие, а следовательно, и конкурентные преимущества. При этом снижается уровень коммерческого риска, определяется соответствующий сегмент рынка или рыночная ниша, выбирается направление диверсификации, устанавливается оптимальный уровень цен и т.д.
Характерными чертами конъюнктуры рынка являются динамичность, пропорциональность, вариабельность и цикличность.
Концептуальные задачи исследования конъюнктуры рынка:
-анализ динамических закономерностей, тенденций
-определение степени пропорциональности развития рынка
-оценка устойчивости рынка как в статике, так и в динамике
-анализ периодичности развития рынка, выделение циклов
По связи с экономическим циклом воспроизводства все коньюнктурообразуюшне факторы подразделяются на две основные группы:
циклические (смена фаз цикла, например кризис, депрессия, оживление, рост)
нециклические (конкретные проявления государственного регулирования экономики, научно-технического прогресса и т.п.)
По продолжительности воздействия конъюнктурообразуюшие факторы подразделяются на:
долговременные (более 8-10 лет)
средне-срочные (2-8 лет)
краткосрочные (от нескольких недель до 2 лет)
В теории и практике исследования конъюнктуры широко применяется деление определяющих факторов по степени предсказуемости на:
прогнозируемые (предсказуемые)
непрогнозируемые (непредсказуемые, случайные)