Понятие и задачи маркетингового исследования
Маркетинговые исследования – любая исследовательская деятельность, направленная на удовлетворение информационно-аналитических потребностей маркетинга.
Цель маркетингового исследования – создать информационно-аналитическую базу для принятия маркетинговых решений и тем самым снизить уровень неопределенности, связанный с ними.
Сущность маркетинговых исследований заключается в проведении комплекса мероприятий по изучению и анализу предпочтений, желаний и поведения потребителей, стратегий и тактик конкурентов, а также других факторов и элементов, влияющих на экономическое состояние рынка.
В маркетинговые исследования частично входят такие понятия как прикладная социология, практическая психология, бизнес-анализ и т.д.
Задачи:
− Изучение характеристик рынка и его потенциальные возможности
− Распределение долей рынка между фирмами
− Анализ сбыта
− Изучение товаров конкурентов
− Краткосрочное прогнозирование
− Изучение реакций покупателей на новый товар
− Долгосрочное прогнозирование
− Изучение политики цен
Функции маркетинговых исследований
Общепринято считать, что маркетинговые исследования выполняют три основные функции:
• описательную функцию подразумевающую подробное описание всех характеристик изучаемых событий, явлений и процессов.
• аналитическую функцию заключающуюся в получении аналитической информации, в выявлении причинно-следственных связей в изучаемом явлении и т.д.
• прогнозирующая функция, которая формируется на основании первых двух функций, которая позволяет делать прогноз дальнейшего развития событий.
Виды маркетинговых исследований
1) Разведовательное исследование- происходит исследование отдельных частей рынка. Метод- экспресс-опрос.
2) Описательное исследование- на базе статистических данных статистическами методами
3) Аналитическое исследование- проводится выяснение причин связей. Метод- сравнительный анализ.
Объект- маркетинговая среда.
Маркетинговая среда и ее составляющие
Маркетинговая среда предприятия это – совокупность активных субъектов и сил, действующих за пределами фирмы и влияющих на возможности руководства службой маркетинга устанавливать и поддерживать с целевыми клиентами отношения успешного сотрудничества».
Маркетинговая среда бывает как внешней (макросреда), так и внутренней (микросреда).
Внешняя маркетинговая среда
Микросреда фирмы- силы, которые непосредственно связаны с деятельностью фирмы на рынке (поставщики, покупатели, конкуренты 9их можем контролировать)
Макросреда фирмы- силы и факторы, которые существенно независимо от усилий фирмы (полит. Ситуация, демографическая, экономическая обстановка, технологические факторы и т.д.)
Внутренняя среда маркетинга
Можем контролировать. Это подразделения и структура фирмы.
Поставщики – это фирмы и отдельные лица, поставляющие компании материальные ресурсы, необходимые для осуществления ее деятельности.
Деятельность фирмы напрямую зависит от отношений с поставщиками.
Посредники – это организации, помогающие компании в продвижении, сбыте, распространении ее товаров на рынке. Гораздо выгоднее и разумнее пользоваться посредником с развитой сетью торговли, чем создавать такую сеть для своей фирмы. Найти хорошего, добросовестного, честного посредника сложно, так как на хорошо организованном рынке посредник – это некая сила, которая диктует свои условия.
Фирмы-специалисты– это такие организации, которые помогают фирме в движении товара от места их непосредственного производства до места назначения. Это железные дороги, водный, сухопутный и авиатранспорт.
Склады – это место, выбранное фирмой, для накопления и сохранности своего товара на пути их движения к очередному месту назначения.
Кредитно-финансовые учреждения – это банки, кредитные, страховые компании, помогающие фирме по финансовым и страховым вопросам.
Клиенты – это лица или организации, имеющие с фирмой деловые взаимоотношения.
Общественность – это публика за пределами самой фирмы. К мнению публики необходимо прислушиваться и реагировать на претензии потребителей.
Внутренние контактные аудитории – это весь персонал компании.