Понятие и основные виды маркировки
Маркировка– это текст, условные обозначения или рисунок, нанесенные на упаковку и (или) товар, а также другие вспомогательные средства, предназначенные для идентификации товара или отдельных его свойств, доведения до потребителя информации об изготовителях (исполнителях), количественных и качественных характеристиках товара. Она обычно проводится с использованием этикеток и ярлыков, прикрепленных к товару или его упаковке. Одновременно с этим в последние годы составной частью маркировки каждого товара становятся его штрих-код.
Этикетка –самостоятельный носитель информации, который приклеивается или прикладывается к товару либо наносится типографским или иным способом на товар или упаковку. Этикетка используется для того, чтобы покупатель мог:
· узнать товар;
· убедиться в том, что это тот товар, который может удовлетворить его нужды и потребности;
· убедиться в целесообразности совершения повторных покупок.
Чтобы этикетка могла выполнять перечисленные функции, она должна быть соответствующим образом оформлена, и содержать определенный объем информации о товаре.
Ярлыки – носители маркировки, которые приклеиваются, прикладываются или подвешиваются к товару. Для них характерны: меньшая информационная емкость; ограниченный перечень сведений. Ярлыки содержат наименование товара, фирмы-изготовителя, адрес, цену, дату выпуска, сорт, размер и пр.
штриховой код, содержащий информацию о стране места нахождения производителя, о предприятии и его товаре.
Использование штрихового кода при маркировке товаров
Совершая покупки, каждый из нас обращает внимание на маркировку товаров, которая в большинстве своем содержит черно-белые или цветные изображения, состоящие из штрихов и пробелов разной ширины, а также соответствующих им букв и цифр. Это и есть штриховой код, содержащий информацию о стране места нахождения производителя, о предприятии и его товаре.
Благодаря штриховому кодированию каждому товару, присваивается индивидуальный, не повторяющийся нигде в мире, код, уникальность которого позволяет использовать его не только для получения информации о производителе, но и как основу для учета внутризаводских, внутрискладских, внутримагазинных перемещений. Это является исходной базой для учета, анализа и планирования производства и реализации товаров и услуг, как на внутреннем, так и на внешних рынках.
Штриховой код, в соответствии с установленными правилами, могут использовать только фирмы, вступившие в члены международной организации товарной нумерации EAN International через свои национальные ассоциации товарной нумерации. Лишь в таком случае присвоенный изделиям код является международно-признанным.
В 1998 году Республика Беларусь также получила свой штрих-код – 481.
Сущность ценовой политики
Цена товара – это количество денег соответствующей валютной системы, которое может получить продавец от покупателя за весь товар или единицу товара при определенных устраивающих обе стороны условиях.
Из данного определения цены следует, что она является эквивалентом обмена товара на деньги. В реальной жизни товар может меняться не только на деньги, но и на некоторый другой товар или определенную услугу. В таком случае говорят о бартере. При осуществлении бартерной сделки оплата данного товара или услуги проводится не деньгами, а определенными товарами или услугами. В дальнейшем ограничимся рассмотрением лишь денежного выражения цены.
Прежде чем назначить цену на тот или иной товар, руководству фирмы следует решить, какой конечный результат фирма должна достичь благодаря реализации ценовой политики. Эти конечные результаты могут быть самыми различными, однако, основными считаются:
· обеспечение выживаемости фирмы;
· максимизация текущей прибыли;
· повышение эффективности использования инвестиций;
· увеличение объемов продаж;
· завоевание определенных позиций на рынке по показателям доли рынка;
· обеспечение стабилизации цен;
· создание определенного противостояния конкурентам.
Основной целью в долгосрочной деятельности фирмы должно быть обеспечение максимальной прибыли от реализации всех изготовляемых фирмой товаров.
Процесс установления цены принято называть ценообразованием. Ценообразование является составной частью ценовой политики(рис. 7.1.). В свою очередь ценовая политика является составной частью комплекса маркетинга. Она не сопряжена со столь значительными затратами, которые необходимы для реализации товарной политики, политики распределения и продвижения товара. Вместе с тем она должна быть достаточно обоснованной, и ее реализация должна обеспечить на высоком уровне решение таких задач, как:
· формирование цены на новые товары;
· своевременная реакция на изменение цен конкурентами;
· обеспечение гибкости в установлении и изменении уровня цен;
· своевременный учет в цене изменений внутренней и внешней среды маркетинга;
· своевременный учет в цене изменений в реализации политики распределения, товарной политики и политики продвижения;
· своевременный учет временного фактора при формировании цены с учетом жизненного цикла товара.