Понятие маркетинга, актуальность его использования
Актуальность данной темы объясняется тем, что в настоящее время наибольший эффект в управлении дает маркетинговая концепция, ориентированная на выяснение и удовлетворение запросов потребителей определенного целевого рынка.
Этапы эволюции маркетинга
Появление маркетинга, с точки зрения Питера Друккера, связано с Японией. По его мнению, маркетинг появился в Японии примерно в 1650 г., когда первый член семьи Мицуи поселился в Токио и открыл там магазин, который может быть назван первым универмагом. Там он проводил политику, на 250 лет предвосхитившую то, что осуществляли потом крупнейшие торговые фирмы, а именно:
1) стал покупателем для своих потребителей, закупая в лавку те продукты и товары, которые были нужны им;
2) искал средства и источники для их производства;
3) ввел принцип безусловного возврата денег за возвращаемый товар;
4) значительно расширил ассортимент товаров для покупателей.
Развитие теории маркетинга
Так, Ф.Котлер определил маркетинг как: "… вид человеческой деятельности, направленной на удовлетворение нужд и потребностей посредством обмена…" Как философию бизнеса маркетинг охарактеризовал американский экономист П.Друкеру: "Маркетинг не только намного шире сбыта, это вообще не определенный вид деятельности. Он охватывает весь бизнес. Это ведение бизнеса с точки зрения конечного результата, то есть с точки зрения покупателя. Серьезное отношение и ответственность за маркетинг должны пропитывать все части предприятия". Определение же маркетинга как процесса управления может звучать следующим образом: "Процесс планирования и воплощения замысла товара, ценообразования, продвижения и реализации товаров и услуг посредством обмена, удовлетворяющего цели отдельных лиц или организаций, называется маркетингом".
Можно и далее приводить определения маркетинга, но их окончательный анализ позволяет, с достаточной долей уверенности, утверждать, что большинство из них содержат или базируются на идее обмена. Речь идет о том, что маркетинговый процесс состоит в приведении в некое соответствие существующих в природе материалов/ресурсов или произведенных из них товаров, с одной стороны, и потребностей семей, индивидов, организаций - с другой. Один из западных теоретиков в области маркетинга Р.Олдерсен в своей статье "Аналитические основания маркетинга" ввел понятие концепции сортировки, суть которой состоит в том, что маркетинг предназначен для регулирования разнообразных по своему составу совокупностей нужд и ресурсов. В данном контексте концепция сортировки может дать объяснение роли маркетинга в экономике в целом, направленной на производство и распределение товаров и человеческих усилий.
Как концепция управления, используемая в деятельности организаций, маркетинг стал известен в мире примерно в конце девятнадцатого века. Анализ инструментария, методов и принципов маркетинговой деятельности субъектов хозяйствования в разные временные периоды позволяет сделать следующие выводы в части эволюции ее теории.
Этапы эволюции теории маркетинга:
Первый этап - восьмидесятые годы 19-го века - период Великой депрессии 1929-1933 гг. В это время приоритетным фактором выступало производство, а соответственно доминировал рынок продавца.
Второй этап - середина 30-ых - середина 80-ых годов двадцатого века. По мере того как общество минует стадию, на которой его главными проблемами выступает недостаток продуктов питания, предметов одежды и жилья, оно претерпевает реорганизацию, связанную, в первую очередь, с пересмотром приоритетов в отношении качества удовлетворения потребностей. В результате, в начале данного периода акцент делается на товаре, его свойствах, а также на способах его продвижения. По мере же развития товарных рынков, насыщения товарного предложения, и роста доходов населения, происходит переориентация на "потребителя".
Третий период - середина 80-ых годов двадцатого столетия - по настоящее время. К данному моменту большинство производителей и продавцов уже не просто ориентируются на получение прибыли путем удовлетворения интересов своих целевых групп, но и "заботятся" об общественных интересах и качестве уровня жизни населения в целом.
К факторам, определяющим данную эволюцию можно отнести следующие:
Первый этап эволюции, совпадающий во временном периоде с эпохой дикого капитализма, имел в качестве регулятора рыночную стихию, что объясняет доминанту фактора производства в маркетинге. Второй этап - этап продаж. В большинстве западных стран активно внедряются методы государственного регулирования экономики, предпринимаются попытки на макро - уровне сбалансировать спрос и предложение, которые хотя бы в какой-то мере могли бы смягчить циклические кризисы перепроизводства. Несколько затянула развитие данного этапа Вторая мировая война, в этой связи на некоторое время произошел откат к стадии производства. Данный факт свидетельствует о том, что ориентация маркетинга является весьма гибкой, она адекватно отвечает ситуации в области спроса и предложения. Можно сказать, что именно в это время сформировалась классическая концепция маркетинга, сущность которой заключается в обеспечении сбалансированности спроса и предложения, преодолении стихии производства на макроуровне, путем выявления и удовлетворения реально существующих потребностей. В дальнейшем это стало основой для появления принципиально новой концепции маркетинга - маркетинга стратегического характера, присущей современному этапу развития рыночной экономики.
Кондратьев выделял три больших цикла, начало падения последнего из них датировано им же 1914-1920 гг. Кризис 1929-1933 гг. завершил очередную "большую волну". В соответствии с этим, если принять за точку начала отсчета следующей волны середину 30-ых годов, а продолжительность волны, составляющую 50 лет (по Кондратьеву) затем прибавить к данному времени, то начало пятого цикла приходится на середину 80-ых (такой подход к определению временных рамок цикла является практически оправданным). Кроме того, Кондратьев заметил, что начало "повышательной волны" каждого большого цикла сопровождается значительными изменениями в условиях хозяйственной жизни общества, техническими изобретениями и открытиями, изменениями производства и обмена, денежного обращения, усилением роли новых стран и т.д. Рождение энергосберегающих и экологически чистых технологий, развитие телекоммуникаций и информатики, биотехнологий, трансформация макроэкономических подходов к рыночным основам экономики - все это указывает на то, что 80-ые годы являются началом большой новой волны.
Таким образом, фазы эволюции теории маркетинга совпадают с этапами развития рыночной экономики, и с периодами "больших волн". Причем, в начале "повышательных периодов" больших циклов происходит становление новых форм маркетинга.