Маркетинг некоммерч орг-й. Маркетинг отдельных лиц. Маркетинг идей.
Особенности маркетинга в некоммерч секторе
1. В отличие от коммерч компаний некоммерч орг-и не стремятся к получ прибыли и имеют “нефин” цели и задачи. Если в коммерч компании показателем успешной маркетинг деят-ти может служить получаемая прибыль, то для некоммерч орг-и такой показатель работать не будет. Эфф-ть некоммерч орг-й опред-ся “обществ выгодой”. 2. Чтобы нормально работать, любая орг-я нуждается в ресурсах. Коммерч фирмы платят за используемые ресурсы - труд, мат-лы, землю, знания специалистов. Некоммерч орг-и часто могут получить эти ресурсы бесплатно (добровольный труд, бесплат консультации экспертов, бесплатное помещение, налог льготы) или по более низкой цене (например, без учета НДС). В то же время коммерч фирмы рассчитывают на покрытие своих затрат из прибыли, полученной за счет продажи производимой ими продукции. Некоммерч же орг-и не могут покрывать свои затраты из доходов от реализации продукции или услуг и должны привлекать необходимые ср-ва за счет пожертвований, грантов, соц заказа и др., обеспечивая непрерывное поступление ср-в. 3. Т. о., некоммерч орг-ям приходится в обл маркетинга иметь дело с двумя взаимосвязанными задачами - 1) деят-тью по привлеч необходимых ср-в и ресурсов и 2) использованием привлеченных ср-в и ресурсов в соответствии с миссией орг-и. 4. Необходимость заботиться как о привлечении ресурсов, так и об их использовании в соответствии с миссией орг-и означает, что рук-лям приходится иметь дело с 2 группами “клиентов”. Сохранение баланса м-у интересами и ожиданиями этих 2 групп часто явл-ся весьма сложной задачей. В деят-ти орги часто заинтересованы и “третьи стороны”-компании, занимающиеся, кот так или иначе могут поддержать/не поддержать деят-ть орг-и; СМИ. 5. Краеугольным камнем успешной коммерч деят-ти явл-ся правило “Клиент всегда прав”. Однако этот камень разбивается вдребезги, когда речь идет о некоммерч орг-ях. Часто “правота клиента” и его представление о том, что для него хорошо, может вступать в противоречие с миссией орг-и. В этом случае “маркетинг идеи” может на некот время стать осн фокусом ее деят-ти.
Маркетинг отдельных лиц – деят-ть, предпринимаемая для создания, поддержания или изменения позиций и поведения по отношению к конкретным лицам. Две наиболее распространенные формы этой деят-ти: 1. Маркетинг знаменитостей. Несмотря на то что маркетинг знаменитостей имеет длинную историю и восходит ко временам древних греков и римлян, в последнее время он ассоциируется с шумихой вокруг «звезд» Голливуда и эстрады. Для поддержания и возвыш своего «звездного образа» голливудские актеры и актрисы стали нанимать себе пресс-секретарей. Сегодня популяризацией знаменитостей занимаются целые орг-и. Менеджер знаменитости не в состоянии сотворить чудеса, многое зависит и от «звезды».
2.Маркетинг политич кандидатов превратился в крупную отрасль деят-ти, потребовавшую особой специализации всех занимающихся ею.. Политич кампания включает в себя посещения кандидатом рынка избирателей и использование маркетинг исслед-й и коммерч рекламы для обеспечения максим ур-ня «покупки» кандидата избирателями. Идеи тоже можно предлагать в рамках системы маркетинга. В определенном смысле любой вид маркетинга явл-ся маркетингом идеи, будь то идея чистки зубов, или идея использования зубной пасты как наиболее действенного средства предотвращения кариеса, или что-л др. Обществ маркетинг - разработка, претворение в жизнь и контроль за выполнением программ, имеющих целью добиться восприятия целевой группой (или целевыми группами) обществ идеи, дв-я или практики. Для достиж максим ответной реакции целевой группы в процессе обществ маркетинга прибегают к сегментир-ю рынка, изуч потребителей, разработке замысла, разработке коммуникаций, приемам облегчения усвоения, стимулам и использованию приемов теории обмена. Деятели обществ маркетинга могут преследовать самые разнообразные цели: 1) достиж понимания (знание питат ценности пищевых продуктов); 2) побуждение к единовременному действию (участие в кампании массовых прививок); 3) стремление изменить поведенч привычки (пользование автомобильными ремнями безопасности); 4) изменение основополагающих представлений (убеждение противников в неотъемлемом праве женщин на аборт). Многие рекламные кампании, обращенные к общественности, терпят неудачу только потому, что пользуются исключительно рекламой, упуская из виду необходимость разработки и использования всех средств, входящих в состав комплекса маркетинга. При разработке стратегии достиж обществ перемен деятель обществ маркетинга преодолевает все этапы обычного процесса планир-я маркетинга – формулир-е целей, анализ убеждений, отношений, ценностных представлений и поведенч проявлений, разработка замыслов идей, оценка вариантов коммуникации и ее распространения на целевом рынке, разработка плана маркетинга и структуры службы для его претворения в жизнь, разработка методики постоянной оценки достигнутых рез-ов и принятия корректирующих действий.
49.Междунар.маркетинг и его роль в развитии предпринимательства. Концепция
международного марк-га. Глобализация экономики. Стратегии междунар.развития.
Междунар маркетинг представляет собой определенный образ мышления, подход к принятию коммерческо-хоз решений с позиции наиболее полного удовлетворения всех требований как отечеств, так и иностранных потребителей. Междунар маркетинг предусматривает планомерную, пост, активную работу на междунар рынке на разных этапах продв-я товарн. продукции, услуг к потребителю. Отличит чертой междунар маркетинга явл-ся полная и четкая ориентация на зарубежного потребителя, стремление удовлетворить его нужды и потребности. Сущ-ют 4 подвида маркетинга, кот характерны для развития международных эк связей: 1) внутр (нац) маркетинг; 2) экспортный маркетинг; 3) междунар маркетинг; 4) глобальный маркетинг.Осн принципом междунар маркетинга явл-ся ориентация конечных рез-ов пр-ва на реальные требования и пожелания зарубежных потребителей. Из этого принципа вытекает ряд требований: • Надо знать междунар рынок, всесторонне изучать состояние и динамику потребит спроса на данный т (у), использовать полученную инфо в процессе разработки и принятия научно-технич, производств и хоз решений. • Максимально приспосабливать пр-во к требованиям рынка для повыш эфф-ти функционир-я предпр-я, выпускать товары, ожидаемые потребителем, т. е. производить то, что продается. • Воздействовать на рынок и потребит спрос доступными средствами в целях формир-я его в необходимых для предпр-я направлениях. • Развивать и поощрять на предпр-и творч подход к решению возникших в рез-те маркетинг исслед-й технич и хоз проблем, совершенствовать и повышать кач-во продукции и услуг. • Организовать доставку товара в таких кол-вах, в такое время и такое место, кот больше всего устраивали бы конечного потребителя.Обеспечить целевое упр-е всем процессом: науч разработки, пр-во, реализация, сервис.• Не опаздывать с выходом на рынок с новой продукцией. • Разбивать междунар рынок на относительно однородные группы потребителей (осуществлять сегментацию рынка) и ориентироваться на те сегменты, в отношении кот предпр-е обладает наилучшими потенц возможностями, и выпускать продукцию с учетом особенностей отдельных сегментов рынка. • Завоевывать рынок товарами наивысш кач-ва и надежности. • Добиваться преим-в в конкурентной борьбе за счет повыш технич ур-ня и кач-ва продукции, предоставления покупателю большего v и лучшего кач-ва сопутствующих услуг. • Оказывать содействие торговым посредникам, предоставлять им помощь в решении технич проблем и обучении персонала. • Ориентировать стратегию маркетинга на перспективу, ставя конкретные задачи по завоеванию междунар рынка, расшир v продаж, особенно на перспективных секторах рынка. • Использовать по возможности максимально орг-ю упр-я по товарному принципу, что способствует приобретению персоналом высокопрофессиональных навыков упр-я пр-вом и сбытом конкретных видов продукции и повышает ответственность рук-ля за работу на отдельных товарных рынках. Главное в междунар маркетинге – целевая ориентация и комплексность, т. е. соединение предпринимат, хоз, производств и сбытовой деят-ти в последовательную взаимосвязанную систему. Только комплексный подход позволяет успешно прорваться на междунар рынок, особенно с новыми товарами и оригинальными услугами. Формы внешнеэк деят-ти:
1. Прямой экспорт. 2. Оплачиваемый торг представитель. 3. Технич помощь за рубежом. 4. Контракт об упр-и. 5. Делегир-е полномочий предпр-я за рубежом. 6. Использование услуг междунар посредников. 7. Передача или экспорт ноу-хау. 8. Совместное предпр-е. 9. Создание дочернего производств филиала, занимающегося на территории ин гос-ва пр-вом продукции. 10. Создание сбытового филиала с элементами инвестиц политики с соответствующим контролем. 11. Прямое владение предусматривает расположение, маркетинг, пр-во, сбыт в др странах без участия каких-л партнеров, т. е. самостоят осуществление внешнеэк деят-ти. Глобализация эк-ки - усиление взаимосвязей, взаимодействий и взаимозависимости эк-ки, экономич систем разных стран мира; интернационализация пр-ва и капитала, ведущая к установлению идентичных норм и условий ведения хоз деят-ти в странах, различающихся уровнем развития, видом общественно-политич и соц-эк системы. Вызывает неприятие и противодействие лиц, отстаивающих нац специфичность эк-ки отдельной страны.