Функции и субъекты маркетинга
Основные субъекты М.: конечные потребители, организации-потребители, специалисты по М., производители и обслуживающие организации, оптовая и розничная торговля.
Функции
- М. исследование(исследование внешней и внутренней среды предприятий, исследование рынка сбыта, рынка капиталов, рынков труда и материальных ресурсов, капитала, рекламы, объем продаж и спроса, сбор и обработка информации, изучение конкурентов)
- Планирование политики в области выпуска и ассортимента продукции(разработка товарной политики, определение ассортиментной структуры производства, улучшение качественных характеристик и конкурентоспособности продукции, разработка новой продукции)
- Сбыт и распределение(разработка политики сбыта и распределение товаров, организация сбыта через торгово-распределительную сеть, выбор каналов сбыта, организация складирования и перевозки грузов, определение товарооборотов и торговых бюджетов, анализ сбыта и контроль физических потоков в системе распределения)
-Продвижение(разработка политики в области ракламы и стимулирование сбыта, координация действий торговых агентов, организация поощрений покупателей, организация public relation)
-Ценовая политика(разработка стратегии, анализ цен конкурентов, прогнозирование цен на новую продукцию)
- Маркетинг-менеджмент(организация управления маркетингом, оптимизация управленческих решение в системе маркетинга, оценка действий службы маркетинга)
Понятие маркетинговой среды
Среда М. – совокупность активно действующих объектов и сил на рынке, оказывающих сильное влияние на деятельность предприятия.
Факторы М. среды:
1.контролируемые
2.неконтролируемые
Различают ф-ры, контролируемые: Высшим руководством предприятия; службой М.; управленческими службами.
Неконтролируемые ф-ры – ф-ры внешней среды предприятия. Внешняя среда складывается из микросреды(деятельность поставщиков, посредников, клиентов, конкурентов, контактной аудитории) и макросреды(демографические, экономические,, природные, научно-технические, политико-правовые и культурные ф-ры).
Ф-ры микросреды М.
Поставщики – независимые фирмы, осуществляющие поставку сырья данному предприятию.
Посредники – это фирмы, помогающие предприятию продвижении товаров.
Конкуренты – непосредственные потребители товара.
Контактные аудитории – любые группы, которые проявляют реальный или потенциальный интерес к деятельности предприятия и оказывающие влияние на его работу.
Контактная аудитория включ: финансовые круги, СМИ, гос. учреждения, гражданские группы действий, местное население, контактная аудитория широкой публики, внутренние контактные аудитории
10. Ф-ры макросреды М.
1. Демографические (фирма должна знат, как изменяется численность населения, его возраст, половой состав, этнический состав)
2. экономические (покупательская способность населения и возможности её изменения в будущем)
3. политико-правовые (ни одна фирма не может осуществлять свою деятельность не учитывая сложившуюся в гос. политико-правовую среду)
4. Научно-технические (развитие науки и техники может оказать сильное влияние на предпринимательскую деятельность каждой фирмы)
5. Природные (возрастает необходимость рационального потребления природных ресурсов)
6. Культурные (ур. Развития культуру во многом определяет взгляды, ценности, нормы поведения каждого конкретного человека)
Информационная база М.
Маркетинговая информация – сов. Сведений, слухов, оценок, и др. данных необходимых для анализа и прогнозирования маркетинговой деятельности.
Классификация:
1. по периоду (историческая, текущая, прогнозная)
2. По отношению к этапам принятия м. решений (констатирующая, поясняющая, плановая, информ. ипольз. при контроле м.)
3. По возможности численной оценки (количественная, качественная)
4. по периодичности возникновения (постоянная, переменная, эпизодическая)
5. По характеру информации (демоскопическая, экоскопическая)
6. По источника получ. информ.(вторичная, первичная)
Маркетинговая информационная с-ма включ:
1. подсистема внутренней информации
2. подсистема внешней информации
3. подсистема маркетинговых исследований
4. подсистема анализа м. информации
Бенчмаркинг
Бенчмаркинг – деятельность, основывающаяся на изучении опыта партнеров с целью перенятия лучшего.
Это процесс постоянного исследования лучшей практики, предполагающей перенятие опыта, методов, практики управления др. предприятий.
Сущность МИ.
МИ-это система планирования, сбора и анализа инф-и, необходимой для решения мар-х проблем.
Основные направления МИ: исследования рынка; покупателей;конкурентов; цен;предложения.
Функции МИ:
1)описательная;
2) аналитическая;
3)прогнозная.
Цели МИ: информационно-аналитическое обеспечение маркетинговой деятельности.
Процесс МИ состоит из 6 этапов:
1)определение рыночной проблемы;
2) разработка плана исследования;
3)сбор данных;
4)анализ собранных данных;
5) обобщение результатов и подготовка отчетов;
6)принятие маркетингового решения;
2метода МИ:
1.Кабинетное исследование (на основе вторичной инф-и);
2.Полевое(первичная инф-я).
Бенчмаркинг-это деятельность, основывающаяся на изучении опыта партнеров и конкурентов с целью перенятия лучшего.