В первой части раскрывается категориальный аппарат, механизмы, структуры маркетинга в зависимости от выбранной темы.
Во второй части проводятся маркетинговые исследования.
В заключении приводятся основные выводы, результаты работы.
Список литературы должен быть актуальным, содержать современные источники, в том числе – периодические издания.
Общий объем контрольной работы составляет 20-25 страниц печатного текста.
Консультация как одна из форм учебной работы студентов, направлена на привитие навыков самостоятельного изучения материала и его интерпретации.
Текущий контроль усвоения знаний по «Маркетингу» осуществляется в форме индивидуальных заданий, выдаваемых преподавателем.
Формой итогового контроля знаний студентов по завершении курса «Маркетинг» является контрольная работа и зачет.
Тестовые задания содержат полный объем тем рассматриваемых по программе.
Оценку «зачтено» студент получает при выполнении заданий на 60-70 %.
Содержание лекционного курса
Цель изучения дисциплины – сформировать у студентов научное представление о маркетинг, научить студентов использовать в дальнейшем приобретенные навыки. Познакомить студентов с различными технологиями маркетинга, позволяющими сделать его эффективным и результативным.
Задачи курса:
· раскрыть понятие, сущность, роль, элементы и стадии развития маркетинговых технологий;
· изучить основные методы и методики разработки маркетинговых программ и управление ими;
· познакомить с существующим опытом разработки и внедрения маркетинговых технологий;
· научить использовать свои знания в стандартной ситуации и найти эффективное решение в нестандартной ситуации.
По курсу предусматривается чтение лекций и проведение семинарских занятий различных форм.
Тема 1. Введение в маркетинг. Маркетинг как философия и методология современного предпринимательства
Маркетинг. Нужда. Потребность. Личные потребности. Производственные потребности.
Запросы. Товары. Сделка. Цель маркетинга. Принципы маркетинга. Функции маркетинга.
Основные категории: маркетинг, нужда, потребность, личные потребности, запросы, товары, сделка, принципы и функции маркетинга.
Тема 2. Основные концепции маркетинга. Функции маркетинга и внешняя среда.
Сущность концепций маркетинга. Концепция совершенствования производства. Концепция совершенствования товара. Концепция коммерческих усилий. Концепция маркетинга. Концепция социально-этичного маркетинга.
Основные категории: концепция маркетинга, концепция совершенствования товара, коммерческих усилий, социально-этичного маркетинга.
Тема 3. Маркетинговые исследования: информация о рынке, виды исследований и поведение потребителей.
Маркетинговые исследования. Виды маркетинговых исследований. Задачи маркетинговых исследований. Объект для маркетинговых исследований. Маркетинговая среда. Внутренняя среда и внешняя микросреда. Этапы проведения маркетинговых исследований. Основные методы исследования: наблюдение, эксперимент. Качественные исследования: групповые интервью, опрос или обзорные исследования. Маркетинговая информация: первичная и вторичная. Количественные и качественные данные.
Бенчмаркинг. Цель. Основные принципы.
Основные категории: исследования, объект, среда, методы, эксперименты, информация, опрос, источники информации, качество данных.
Тема 4. Сегментирование рынка и позиционирование товара.
Закон Парето. Сегментирование рынка. Рыночный сегмент. Этапы сегментации. Рыночная ниша. Правила сегментирования.
Признаки и критерии сегментации рынка. Выбор целевого сегмента. Стратегия охвата рынка.
Позиционирование.
Основные категории: закон, сегмент, сегментирование, ниша, целевой сегмент, стратегии, позиционирование.
Тема 5. Конкуренция и конкурентоспособность.
Конкурентная борьба. Конкурентные преимущества. Ценовая конкуренция. Неценовая конкуренция. Конкурентоспособность. Классификация конкурентов. Классификация конкуренции по Котлеру. Конкурентные роли (стратегии).
Рыночный лидер. Рыночные претенденты. Рыночный последователь. Действующий в рыночной нише. Стратегии.
Основные категории: конкуренция, ценовая и неценовая конкуренция, классификация, стратегии.