Предпочтения потребителя и полезность.
В основе формирования рыночного спроса лежат решения отдельных потребителей отдельных благ. Чаще всего блага потребляются не по отдельности, а в определенных наборах («корзинах»).
Экономические решения при выборе благ продиктованы желанием покупателя, достичь максимальной выгоды при имеющихся возможностях. Эта выгода, представляющая собой степень удовлетворения потребностей называется полезностью.
Аксиомы теории потребительского выбора:
1. Принцип сопоставимости.Потребитель может ранжировать свои альтернативы. [А>В; А<В; А = В]
2. Принцип транзитивности. Потребитель может последовательно переносить предпочтения с одних благ на другие. [Если А>В, а В>С, то А>С];
3. Принцип рефлективности.Каждый набор благ должен быть не хуже и не лучше себя самого. [Если А≥А, А<А, → А = А]; Отношение потребителя к данному набору благ не должно меняться в течение всего процесса выбора.
Предположения:
a) О ненасыщаемости потребностей.Большее количество благ всегда предпочитается меньшему. (Исключение составляют антиблага)
b) О непрерывности.Между лучшим и худшим наборами по отношению к данному набору всегда найдется более или менее равноценный ему.
Функция полезности.
Функция полезности – это соотношение между объемами потребляемых благ и уровнем полезности, достигаемой при этом потребителем:
U = f(X1,X2,…..,Xn)
Полезность - это целевая функция действий потребителя в процессе выбора, количественное значение которой, он стремится максимизировать.
Полезность обладает свойством порядковой измеримости, когда альтернативы могут быть ранжированы – порядковая (ординалистская) функция полезности.
Потребитель всегда может сказать, что чему он предпочитает, но не может определить, насколько один набор лучше другого.
Количественная (кардиналистская) функция полезности– функция, возникающая в том случае, когда можно количественно оценить разность в уровнях благосостояния данного потребителя. Используя эту функцию, можно охарактеризовать не только общую полезность (TU), но и предельную полезность (MU).
Предельная полезность – это полезность, получаемая от потребления каждой дополнительной единицы блага.
Принцип убывающей предельной полезности – с потреблением каждой последующей единицы данного блага, предельная полезность этого блага будет уменьшаться.
Кривые безразличия.
Графически предпочтения потребителя можно представить в виде кривых безразличия.
Кривая безразличия отображает совокупность наборов благ, между которыми потребитель не делает никакого различия, т.е. они приносят ему одинаковую полезность. Другими словами, наборы М1 и М3 приносят потребителю одинаковую полезность.
Кривая безразличия будет иметь отрицательный наклон исходя из предположения о ненасыщаемости потребностей.[спускаясь вниз по кривой от т.М3 к т.М4, потребитель теряет некоторое количество товара Y, тем самым попадая в т.М5. Для того, чтобы остаться на данной кривой безразличия потерянное количество товара Y (-∆Qy)должно быть компенсировано каким-то количеством товара X (+∆Qx).Таким образом наклон (-∆Qy)/(∆Qx) будет отрицательное число, т.к. числитель и знаменатель всегда будут с разными знаками].
Карта кривых безразличия – способ описания предпочтений человека.
Свойства кривых безразличия:
1.Наборы на кривых безразличия, более удаленных от начала координат, предпочитаются наборам на менее удаленных кривых [т.к. они обеспечивают потребителю большую полезность].
2.Кривые безразличия не пересекаются [доказательство от противного].
Набор, представленный т.А принадлежит кривым U2и U1, а, следовательно, потребитель не делает разницы между наборами А, В и С. Но набор С > В, т.к. U2 > U1. Исходя из этого и набор А должен предпочитаться набору С, а это есть противоречие.