ФМ.20 Принципы оценки рын.стоим-ти предпр-я и роль фин.менеджера в её повышении. Рост капитализации фирмы как стратегическая цель.
Акционирование предприятий, развитие ипотечного кредитования, фондового рынка и системы страхования формируют потребность в оценке стоимости объектов и прав собственности.
Рыночная стоимость — наиболее вероятная цена, по которой данный объект может быть отчужден на открытом рынке в условиях конкуренции, если стороны действуют разумно, располагая всей необходимой информацией, и при условии, что на величине сделки не отражаются какие-либо чрезвычайные обстоятельства.
Цель оценки - определение рыночной стоимости собств. капитала пр-тия, к-рая является показателем его устойчивости и конкурентоспособности. Выделяют три подхода к оценке: доходный, затратный и сравнительный (рыночный). В рамках доходного подхода используют метод дисконтированного денежного потока и метод капитализации дохода.
Затратный подход основан на методе чистых активов и методе расчета ликвидационной стоимости. Сравнительный подход включает метод сделок, метод рынка капитала и метод отраслевых коэффициентов.
Основной принцип опр-я РС- это принцип предполагаемого, наиболее эффективного и наилучшего использования объекта оценки. Стоимость п/п-я при таком подходе является усредненной РС, к-ой бизнес может обладать при наиболее эффективном и наилучшем использовании.
Причинами оценки стоимости п/п:
-купля-продажа п/п-я как единого имущественно- производственного комплекса;
-продажа части активов при решении финансовых или связанных с правом собственности проблем;
-расширение сферы залогового кредитования и аренды;
-дальнейшее развитие страхования в связи с повышением риска, хар-ного для рыночной экономики;
-выбор инвестиционных решений, требующих ответа на вопрос: куда нужно инвестировать средства, чтобы они приносили наибольшую отдачу и т.д.
Принципы оценки рыночной стоимости предприятия для различных целей оценки объединяются в три группы:
1.Основанных на представлениях собственника:
1.Принцип полезностизаключается в том, что рыночной стоимостью обладают предприятия (бизнес), способные удовлетворить потребность реального или потенциального собственника в течение определенного периода времени. С точки зрения любого пользователя оценочная стоимость предприятия не должна быть выше минимальной цены на аналогичное предприятие с той же полезностью. Кроме того, за объект не разумно платить больше, чем может стоимость создание нового объекта с аналогичной полезностью в приемлемые сроки.
2.Принцип замещения – максимальная стоимость предприятия, определенная наименьшей ценой, по которой может быть приобретен другой объект с эквивалентной полезностью.
3.Принцип ожидания или приведения. Рыночная стоимость предприятия (бизнеса) определяется тем, во сколько в настоящее время оцениваются прогнозируемые будущие выгоды (доходы). Рыночная стоимость бизнеса определяется его ожидаемой полезностью для собственника. На величину стоимости предприятия оказывают влияния ожидаемая чистая отдача от функционирования предприятия и ожидаемая выручка от его перепродажи.
2.Связанные с эксплуатацией предприятия, особенностями бизнеса:
1.Принцип вклада – суть которого заключается в следующем: включение любого дополнительного актива в систему предприятия экономически целесообразно, если получаемый прирост стоимости предприятия больше затрат на приобретение этого актива.
2.Принцип остаточной продуктивности – заключается в том, что остаточная продуктивность земельного участка определяется как чистый доход после того, как оплачены расходы на менеджмент, рабочую силу и эксплуатацию капитала.
3.Принцип предельной производительности – заключается в том, что по мере добавления ресурсов к основным факторам производства чистая отдача имеет тенденцию увеличиваться быстрее темпа роста затрат, однако после достижения определенной точки общая отдача хотя и растет, однако уже замедляющимися темпами. Это замедление происходит до тех пор, пока прирост стоимости не станет меньше, чем затраты на добавленные ресурсы.
4.Принцип сбалансированности (пропорциональности) – согласно которому максимальный доход от предприятия можно получить при соблюдении оптимальных величин факторов производства. Одним из важных моментов действия данного принципа является соответствие размеров предприятия потребностям рынка. Так, если предприятие является слишком большим для удовлетворения потребностей рынка, то его эффективность падает, особенно если затруднена доставка ресурсов или товаров.
3.Обуславливаемые действием окружающей среды:
1.Принцип соответствия – по которому предприятие, не соответствующее требованиям рынка по оснащенности производства, технологии, уровню доходности и т.д., скорее всего будет оценено ниже среднего.
2.Принцип регрессии и прогрессии. Регрессия имеет место, когда предприятие характеризуется излишними применительно к данным рыночным условиям улучшениями. Рыночная стоимость такого предприятия, вероятно будет ниже реальных затрат на его формирование. Прогрессия имеет место, когда в результате функционирования не зависимых от предприятия объектов, например объектов, обеспечивающих улучшенную инфраструктуру, рыночная стоимость данного предприятия оказывается выше затрат на его создание.
3.Принцип конкуренции-если ожидается обострение конкурентной борьбы, то при прогнозировании будущих прибылей данный фактор можно учесть либо за счет прямого уменьшения потока доходов, либо путем увеличения фактора риска, что опять же снизит текущую стоимость будущих доходов.
4.Принцип зависимости от внешней среды – изменение политических, экономических и социальных сил влияет на конъюнктуру рынка и уровень цен. Стоимость предприятия изменяется. Следовательно, оценка стоимости предприятия должна проводится на определенную дату.
5.Принцип экономического разделения – имущественные права следует разделить и соединить таким образом, чтобы увеличить общую стоимость объекта.
6.Принцип наилучшего и наиболее эффективного использования. Данный принцип применяется, если оценка проводится в целях реструктурирования. Если ее целью является определение стоимости действующего предприятия без учета возможных изменений, то данный принцип не применяется.
Управление по стоимости позволяет оценивать эффективность менеджмента не только по таким показателям, как прирост прибыли, снижение издержек и динамика рентабельности, но и по изменению уровня капитализации фирмы. Увеличение финансовых ресурсов организации само по себе не гарантирует не только увеличения, но даже сохранения ее конкурентного статуса на рынке. А рост уровня капитализации фирмы (возрастание ее рыночной стоимости) за счет конвертируемости капиталов дает возможность удерживать или создавать новые конкурентные преимущества в долгосрочной перспективе. Тем самым обеспечиваются задачи стратегического развития организации. Итак, необходимость в росте уровня капитализации фирмы обусловлена 2 причинами: Первая – собственники хотели бы увеличить ту стоимость, что находится в их распоряжении. Капитализация компании, как рыночная оценка всех ее ценных бумаг, идеальный показатель для такого рода измерений. Если капитализация растет, значит, акции и облигации компании рассматриваются возможными их покупателями как выгодное вложение денег. Собственник может продать принадлежащие ему акции или не делать этого. Растущая капитализация показывает, что менеджмент предприятия работает в правильном направлении. Второй причиной интереса к капитализации может быть желание стать более привлекательным в глазах возможного партнера или инвестора. Измеренная и объявленная капитализация дает основания полагать, что компания прозрачна для государства и рынка. Это существенно снижает риски. Т.о., роль финансового менеджера заключается в способности соотносить текущие потребности со стратегическими задачами.