Материалы зоны русского языка
Расширение словарного запаса
Материал: наборы предметов, которые можно назвать одним общим понятием. Аналогично подобранные комплекты муляжей, мелких фигурок. Наборы карточек: на каждой изображен один предмет, а на одной, обобщающей, все те же самые изображения, только уменьшенные. Во всех этих материалах применяется цветовой код: красный - животные, зеленый - растения, синий -неживая природа, желтый - искусственные предметы. В соответствии с цветовым кодом на карточках сделаны рамки, подобраны коробочки и подносы.
Цель: расширение словарного запаса, выстраивание иерархической системы понятий.
Презентация 1
1.Учитель предлагает ребенку перенести на стол корзинку с фруктами.
2.По одному достают фрукты из корзинки и тщательно их обследуют. осматривают, ощупывают, нюхают, пробуют.
3.Важно, чтобы ребенок получил максимум ощущений от разных органов чувств.
4.Ребенок говорит те названия фруктов, которые он знает.
5.Те названия, которые неизвестны ребенку, вводятся с помощью трехступенчатого урока.
6.Сенсорные впечатления связываются со словом.
7.После того, как ребенок может назвать каждый фрукт в корзинке, учитель вводит обобщающее понятие: «Это все - фрукты».
Презентация 2
1.Учитель выкладывает перед ребенком карточки из набора по одной и просит сказать, что изображено на каждой.
2.С незнакомыми ребенку предметами проводится трехступенчатый урок.
3.Важно, чтобы ребенок не только узнал новое слово, но и связал это название с предметом, его внешним видом и функцией. Об этом можно поговорить с ребенком. Можно провести сопоставление картинок и реальных предметов, манипулировать с этими предметами в соответствии с их функциями.
4.Когда ребенок знает все названия, выкладывается обобщающая карточка и вводится обобщающее понятие.
Презентация 3
1. Учитель предлагает ребенку взять два набора карточек.
2. После того, как убедимся, что название каждого изображения и обобщающего понятия
ребенку знакомо, карточки перемешиваем и обобщающие карточки переворачиваем.
3. Предлагаем ребенку рассортировать карточки.
4. Переворачиваем обобщающие карточки и проверяем.
Дальнейшие упражнения:
1.Работа с другими наборами предметов, карточек.
2.Введение более узких и более широких обобщающих понятий: не просто посуда, а чайная посуда, кухонная посуда, столовая посуда; не только фрукты, овощи, ягоды, цветы, а растения.
3.Составление наборов «семей»: петух, курица, цыпленок.
4.Множественное число названий детенышей животных: ягнята, жеребята, щенки.
5.Названия групп животных: стадо, отара, стая, табун, прайд.
6.Названия жилищ животных: нора, берлога, гнездо.
7.Кто чем питается.
8.Названия способов движений разных животных.
9.Этапы развития разных животных, растений, человека.
10.10.Название частей: у дерева - ствол, корни, ветви, крона. (Для этой работы используются специальные карточки. Сначала выкладывается картинка с изображением соответствующего предмета, раскрашенного полностью. Затем такое лее изображение, но на нем раскрашена только одна какая-то часть, на следующей раскрашена другая часть п т.д.).
11.Глаголы - действия человека в разных ситуациях.
12.Эмоциональный словарь: грустит, удивляется, радуется и т.п.
Возраст:от 2,5 лет.
Контроль ошибок:учитель, старший ребенок.
Звуковые игры (упрощенные)
Материал: коробочки с мелкими предметами, в начале названий которых есть определенный звук. В каждой коробочке должно быть не меньше 5-7 предметов.
Цель: Прямая: 1. Обнаружить общий звук в начале каждого слова. 2. Сортировать предметы из двух коробочек. Косвенная: Подготовка к письму.
Презентация
1.Учитель предлагает ребенку доставать предметы из коробочки по одному и называть их: квадрат, конь, корова, карандаш, кольцо, кукла. Если ребенок может выделить общий звук в начале, то берется еще другая коробочка, например: бант, бабочка, барабан, батарейка, болт. ( Важно убедиться, что ребенок называет каждый предмет также, как и учитель. Если коня назвать лошадью, то это помешает услышать общий звук в словах. В этом случае надо либо договориться с ребенком, что это все-таки конь, либо убрать эту фигурку из работы. Набор предметов должен быть таким, чтобы во всех названиях нужный нам звук обозначался на письме «своей» буквой. Так. нельзя класть очки в расчете на то, что ребенок услышите этом слове первую о. Но и на звук а этот предмет класть тоже не стоит. Необходимо учитывать также разницу в звучании твердых и мягких согласных.) Называя слова, мы голосом выделяем общий звук. Важно, чтобы ребенок сам его обнаружил и назвал.
2.Предметы из разных коробочек перемешивают и предлагают ребенку рассортировать.
3.Проверяют, выделяя голосом первый звук в названии.
Возраст: с2,5 лет. Контроль ошибок: взрослый