Анализ ассортимента макаронных изделий магазина «Берег»
Универсам «Берег» торгует продовольственными и непродовольственными товарами, так же магазин имеет собственное производство.
Методы продаж: самообслуживание, через прилавок.
Ассортимент:
а) непродовольственные товары:
посуда и аксессуары для кухни; чистящие и моющие средства, бытовая химия; товары для домашних животных; сезонные товары: для пикника, отдыха, автолюбителям; постельное белье полотенца и банные товары; средства личной гигиены, ухода за телом; сувениры, подарки к праздникам; детские игрушки; одежда.
б) продовольственные товары:
гастрономия мясная, мясо, птица, мясная заморозка, полуфабрикаты; гастрономия рыбная, рыбная заморозка; бакалея, консервация, соусы; свежие и замороженные овощи и фрукты; сухофрукты, орехи; молоко и молочные продукты, сыры; кондитерские изделия; хлеб и хлебобулочные изделия; чай, кофе, специи; детское питание;
для гурманов:
мясные деликатесы – корейка, карбонад, балык, суджук; рыба ценных пород и морепродукты – икра, креветки, мидии; сыры благородных и классических сортов, овечий и козий; торты, конфеты, фрукты и орехи в шоколаде, восточные сладости; продукты класса «Премиум».
Линия здорового питания:
Зерновой и бездрожжевой хлеб, хлебцы; растительные нерафинированные масла: оливковое, подсолнечное, льняное, кунжутное, тыквенное, масло грецкого ореха; прикамский, башкирский и алтайский мед; свежевыжатые соки и морсы собственного производства; минеральные воды; диабетические и диетические продукты; постные продукты.
Собственное производство:
Охлажденные мясные и рыбные полуфабрикаты (производственные цеха оснащены оборудованием, при производстве используется сырье высокого качества, соответствующее требованиям ГОСТов. Все (традиционные куриные грудка, бедра, крылья, окорочка и оригинальные рулеты-гриль с различными начинками – ветчиной, грибами, сыром, ананасами, болгарским перцем); гарниры (по-домашнему приготовленные: из овощей, круп, бобовых с добавлением мяса, грибов, специй, пряных трав); выпечка, блины (пирожки, шаньги, ватрушки, слойки и блины выпекаются из теста собственного приготовления по традиционным технологиям. Продукция в горячем виде поступает в торговый зал на продажу); свежевыжатые соки и морсы (апельсиновый и морковный соки, брусничный и клюквенный морсы).
Алкогольные напитки.
Особенность магазина: социальные скидки, дисконтные карты и акции по сниженным ценам, дистанционный способ, можно сделать индивидуальный заказ готовых блюд, каталоги.
Рассмотрим структуру ассортимента макаронных изделий в магазинах г. Перми (табл. 3, рис. 1).
Таблица 3 - Структура ассортимента макаронных изделий г. Пермь
Наименование | Количество производителей | Удельный вес, % |
Трубчатые | 24,3% | |
Нитеобразные | 14,6% | |
Фигурные | 37,8% | |
Лентообразные | 23,1% | |
Итого | 100% |
Анализ структуры ассортимента позволяет утверждать, что наибольшую долю в ассортименте макаронных изделий магазина «Берег» занимают фигурные макаронные изделия. Это объясняется тем, что данный вид макаронных изделий пользуется наибольшим спросом.
Рисунок 1 - Удельный вес ассортимента макаронных изделий
Рассмотрим показатели ассортимента.
Широта ассортимента - количество видов, разновидностей или наименований товаров однородных или разнородных групп. Это свойство характеризуется двумя абсолютными показателями - действительной и базовой широтой, а также относительным показателем - коэффициентом широты.
Действительная широта (Шд) - фактическое количество видов, разновидностей или наименований товаров, имеющихся в наличии. Базовая широта (Шб) - широта, принятая за основу для сравнения.
Коэффициент широты (Кш) выражается как отношение действительного количества видов, разновидностей и наименований товаров однородных и разнородных групп к базовому:
Кш=Шд/Шб*100,
где Кш – коэффициент широты, %
Шд – действительная широта.
Шб – базовая широта.
По собранным данным, в магазине "Берег" действительная широта равна 42.
Шд = 10
Шб = 39
Кш = 10/39*100 = 25,6%
Полученные результаты показали, что широта не оптимальна для данного типа магазина.
Полнота ассортимента - это способность товара однородной группы удовлетворять одинаковые потребности.
Показатель действительной полноты (Пд) характеризуется фактическим количеством видов, разновидностей и наименований товаров однородной группы, а базовый (Пб) – регламентируемым или планируемым количеством товаров.
В ассортименте магазина имеются макаронные изделия MAKFA, Союзпищепром, Бешбармак, Увелка, ameria, Честный продукт, СМАК, Макаронные изделия. Из них к трубчатым относятся 11, к нитеобразным 10, к фигурным 9, к лентообразным 12.
Кп = Пд/Пб*100,
где Кп – коэффициент полноты, %
Пд – действительная полнота.
Пб – базовая полнота.
Пд трубчатые = 11
Пд нитеобразные = 10
Пд фигурные = 9
Пд лентообразные = 12
Пб трубчатые = 20
Пб нитеобразные = 12
Пб фигурные = 31
Пб лентообразные = 19
Трубчатые: 11/20*100 = 55%
Нитеобразные: 10/12*100 = 83,3%
Фигурные: 9/31*100 = 29%
Лентообразные: 12/19*100 = 63,1%
Кп = 42/82*100 = 51,2%
Полученные результаты показали, что полнота оптимальна для данного типа магазина. Чем ближе этот показатель к 100%, тем полнее ассортимент торгового предприятия.
Повышенная полнота ассортимента может служить одним из средств стимулирования сбыта и удовлетворения разнообразных потребностей, обусловленных разными вкусами, привычками и иными факторами.
Новизна ассортимента – это способность набора товаров удовлетворять изменившиеся потребности за счет новых товаров. Новизна характеризуется действительным обновлением – количеством новых товаров в общем перечне (Н) и степени обновления Кн, которая выражается через отношение количества новых товаров к общему количеству наименований товаров (или действительной широте).
Обновление – одно из направлений ассортиментной политики организации, проводимое, как правило, в условиях насыщенного рынка. Однако обновление ассортимента может быть следствием дефицита сырья и/или производственных мощностей, необходимых для производства ранее выпускавшихся товаров.
Причинами, побуждающими изготовителя и продавца обновлять ассортимент, является замен товаров, морально устаревших, не пользующихся спросом; разработка новых товаров улучшенного качества с целью стимулирования их покупки потребителем; проектирование и разработка новых товаров, не имевших ранее аналогов; расширение ассортимента за счет увеличения полноты и глубины для создания конкурентных преимуществ организации.
Потребителями новых товаров являются так называемые новаторы и суперноваторы, потребности которых не редко меняются из-за желания ощущения новизны. Зачастую новые товары удовлетворяют не столько физиологические, сколько психические и социальные потребности. Так, покупатель новой престижной марки автомобиля, имеющий автомобиль старой модели, который пригоден для использования как транспортное средство, удовлетворяет в первую очередь социальные потребности.
Однако следует иметь в виду, что постоянное и повышенное обновление ассортимента для изготовителя и продавца связано с определенными затратами и риском, что они могут не оправдаться, например, новый товар может не пользоваться спросом. Поэтому обновление ассортимента также должно быть рациональным.
Кн = Новинки/Пд или Шд*100
где Кн – коэффициент новизны, %
Пд – действительная полнота.
Шд – действительная широта.
Новинки – обновившийся товар.
Следуя данным, полученным после наблюдения за магазином «Берег», новинки равны 5.
Пд = 42
Кн = 5/42*100 = 11,9%
Полученные результаты показали, что новизна не оптимальна для данного типа магазина.
Устойчивость ассортимента (У) – это способность набора товаров удовлетворять спрос на одни и те же товары.
Коэффициент устойчивости – отношение количества видов, разновидностей и наименований товаров, пользующихся устойчивым спросом у потребителей (У), к общему количеству видов, разновидностей и наименований товаров тех же однородных групп (Шд)
Выявление товаров, пользующихся устойчивым спросом, требует маркетинговых исследований методами наблюдения и анализа документальных данных о поступлении и реализации различных товаров.
Потребители товаров устойчивого ассортимента могут быть охарактеризованы как «консерваторы во вкусах и привычках». Оценив определенное наименование товара, они долго не меняют свои предпочтения.
Изготовители и продавцы чаще всего стремятся расширить количество товаров, пользующихся устойчивым спросом. Однако следует иметь в виду, что вкусы и привычки со временем меняются, поэтому устойчивость ассортимента должна быть рациональной.
Ку = у/Пд или Шд*100
где Ку – это коэффициент устойчивости, %.
Пд – это действительная полнота.
Шд – это действительная широта.
У – это устойчивость.
Следуя данным, полученным после наблюдения за магазином «Берег», устойчивость равна 12.
Пд = 42
Ку = 12/42 * 100 = 28,5%
Полученные результаты показали, что устойчивость является низкой для данного типа магазина.
Широта ассортимента не оптимальна для данного магазина (25,6%), а полнота находится в пределах нормы (51,2%). Новизна (11,9%) мала для данного вида товара и поэтому магазину «Берег» следует расширить ассортимент макаронных изделий для более полного удовлетворения потребностей потребителей. Устойчивость (28,5%) показала, что способность набора товаров не способна удовлетворять спрос на одни и те же товары. Таким образом, магазину «Берег», находящемуся по адресу г. Пермь, ул. Генерала Панфилова, 19 рекомендуется провести акции для повышения устойчивости спроса.