Структура социологического исследования
Любое соц. исследование состоит из 3 этапов:
1. Подготовительный (теоретико-методологический)
· Аналитический этап
Подготовительный этап - теоретико-методологический)
· Прикладная проблема всегда в недостатке информации. Формулировка проблемы – это противоречие в необходимости информации и ее отсутствии. Формулировка проблемы всегда задает предметное поле. Предмет не должен противоречить проблеме. Формулировка проблемы выглядит так: «противоречие между необходимости в информации о чем-либо и отсутствием данных сведений».
· Объект – это явление, процесс или феномен соц. действительности, в рамках которой функционирует предмет нашего исследовательского интереса. Объектом является процесс, потому что любая ситуация входит в процесс.
Феномен – определенное сложносоставное, многоэлементное порождение социума, т.е. система (кризис). Явление – единичное проявление какого-либо процесса. Феномен порождает явление.
· Предмет – обязательно часть объекта. Предмет задается проблемой и темой исследования. Объект задает среду.
· Цель – для чего мы проводим исследование. Цель начинается с глагола (выяснить, установить). Цель связана с предметом. Цель может быть сложносоставной, но их не может быть несколько. Социально-демографические характеристики: пол, возраст.
· Задачи
Задачи формируют блоки инструментов исследования. Чем больше задач, тем меньше проблем с методами. Задачи формулируются с глагола, они обуславливают структуру пункта интерпретации и операционализации. Задачи должны быть подчинены цели. Задачи должны быть выстроены в логической последовательности.
от проблемы, предметной области (определяет границы наших интересов, нашего исследовательского опыта. цель=предмету по смыслу, поэтому цель всегда одна, если две цели- то 2 предметные области) зависит цель.
Задачи- не должны противоречить цели. задачи предопределяют методы исследования.
· Интерпретация и операционализация
Процесс перевода качественных характеристик в цифровые данные. Их связь. Мнение – субъективное обоснованное отношение. Операционализация – то, что мы должны узнать. Операционализация выделяет составные части, характеризует структурные элементы. Процедура операционализации обычно применяется к качественным методам. Для качественных методов описывают критерии. Операционализировать и интерпретировать надо ключевое задание. Предпочтение – сознательный выбор среди предложенных равнозначных альтернатив.
· Гипотезы (послед.теоретич.этап)
Гипотезы обусловлены задачами исследования. Количество гипотез должно совпадать с количеством задач. Гитотезы влияют на выбор метода в случаях: гипотезу сформулировать невозможно, т.к. отсутствуют первоначальные данные – экспертный опрос.
статья о методах контент-анализа «критерии отбора источников для контент-анализа»
Методическая часть- метод процедур.
(взять у кого-нибудь - описательная, эксперемент.функция и тд!)
• калиндарный план устанавливается вместе с брифом.
• План исследования (стратегический)
• выбор-метод. осуществляется исходя из поставленных задач (не цели). метод решает локальные вещи, т.е. задачи. если несколько методов, они должны решать общую цель, поэтому программа всегда одна. методы и задачи выстраивается логич.целью процедур. напр., цель- выяснить конфликт в мире среди студентов. задачи- 1) проанализировать, сколько информации выдается медиа, 2) какого рода инфа 3) какой смысловой окрас 4) как относятся студенты. 2 метода: контент-анализ, опрос. все методы должны быть обоснованы. "для решения ... задач, мы используем ...метод". методический план- описание последовательности процедур на каждом этапе.
• обоснование выборочной совокупности. выборка применяется только к количественным методам! выборка на анализ документа- не покатит! колич.методики:
a. опрос (по формуле выборки в.м.паниотто - чем меньше генеральная совокупность, тем больше людей опросить, и наоборот- если 10 человек, то у всех разные мнение, а у 100 человек больше совпадений. при небольших ген.сов-тях применять сплошную выборку! дельта- предельная ошибка выборки = количество неверных мнений, людей (если 5%, при совокупностях >10 т.ч. опрашиваем 385 человек). чем больше ошибка, тем меньше выборочная совокупность (дельта равна 0, если опрашиваешь все гендерн.сов-ть). при дельта - 0%- точная выборка, при 5%- репрезентативная, при 10% - вероятностная, более 25%- приблизительная. в псих.методиках точные данные и не нужны- только определение тенденций! в работе писать, по формуле паниотто при дельта %, используем выборку ... человек.
b. контент-анализ (выборка к документам- ежедневная газета 242 выпуска в год обычно, еженедельники 52 выпуска, интернет 365, но инет не пишем! на тв количество выпусков новостей в день- 1825 выпусков в неделю- генеральная совокупность!. все анализируем за опред.срок- 1 год, 5 лет).
• база исследования. те люди, документы, которые будут подвергнуты анализу. база- студенты- для опроса (они не объекты. в челябинске 83 вуза), для контент-анализа- сми. критерии отбора базы связаны с поставленными задачами (к 25 летним мужчинам не должны попадаться 55 летние). в контент-анализе все сложнее- почему именно газету, почему именно газету?
· 2 этап. Этап сбора конкретной социологической информации (полевой) -период сбора первичных соц.данных. задачи:
1. верификация инструмента исследования. - проведение пилотажного исследования- процесс опроса 20-50 человек, проверяем в рамках опроса: корректность формулировок опроса (понятность (лучше оценивать от 1 до 5, а не от 1 до 10), читабельность- корректность кодировки вариантов ответов(1.1., 1.2., а не точечки и кружочки как варианты)), чтобы сделать открытый вопрос закрытым. для проверки спектра вариантов ответа - можно поставить графу ДРУГОЕ. степень сложности анкеты для респеондента- сложный вопрос с простым чередовать. проверить степень логической совмещенности блоков.
ü Для наблюдения оставляется бланк наблюдателя,
ü Для эксперимента - бланк эксперимента,
ü Для анализа документов / контент-анализа - бланк анализа документов / контент-анализа,
ü Для опроса - опросный лист, анкета, бланк интервьюера т.п.
ü Для фокус-группы - гайд (сценарий).
2. подготовка исполнителей + инструктаж.
сложности:
1. нет професс.анкетеров
2. анкетеры не стараются правильно заполнить время
3. высокая текучка кадров
4. сложно найти исполнителей (модераторов) для исполнения фокус-группы
5. работа с внешними заказчиками (внешн.штабом анкетеров)
Обработка полученных результатов.
SPSS- Прога для обработки данных
допустимо для опроса формализованного интервью, полуформализ.интервью
Контент-анализ связан, как правило, с ручной обработкой данных.
3 Этап анализа и обработки данных
Никаких субъективных мнений.
Обработка - Результат исследования - в процентах
Анализ полученных результатов = Аналитическая записка. Пишется анализ (констатация результата, попытка понять почему так). Подтверждается или опровергается гипотеза, или гипотезы. Выдаются рекомендации (Разрабатываются, как правило, совместно с заказчиком).
Требования к формулировке рекомендаций.
1. должны быть адресными
2. предельно конкретны и четки (содержат перечень действий)
3. предельно понятный неспециализированный язык
4. рекомендации не дб уж слишком длинными
5. Дб подробными
№ 45. Использование социологических методов исследования в связях с общественностью.
Функции МК
МК- это процесс сообщения информации с помощью технических средств. СМК- численно большим, рассредоточенным аудиторией с целью воздействия на оценки, мнения и поведение людей.
СМК- организационно-технические комплексы, занятые сбором, обработкой и распространением для массовой аудитории словесной и музыкальной информации
Социология МК- социологическая дисциплина, изучающая процессы функционирования и развития СМК, соц.обусловленность и последствия их деятельности.
Объект социологии МК- массово-коммуникативная деятельность как соц.институт
Предмет соц.МК- совокупность закономерностей массово-коммуникативной деятельности.
ü Модель МК Лассуэла:
Кто? Что? По какому каналу? С каким эффектом?
ü Шеннон – Уивер
+ коммуникативный шум
ü Шрамм
Присутствует обратная связь!
…àСмсàкодирование интерпретаторàдекодированиеàсмс…..
ü Дефлер
..àИсточникà передатчикàканалàприемникàпункт назначенияà источник….
Где канал, там аппарат СМК вначале и аппарат обратной связи в конце
2 уровня функций МК:
1) Индивидуальный уровень
- информационная функция
o Нахождение информации о событиях и условиях жизни, непосредственном окружении, общества и мира в целом
o Удовлетворение общих интересов и любознательности, обучение и самообразование
o Поиск информации для принятия тех или иных решений
- функция личностной идентификации
o Подкрепление индивидуальных ценностей
o Получение сведений о моделях поведения
o Идентификация с ценностями других и достижение понимания самого себя
- функция интеграции и соц.общения
o Понимание положения другого
o Формирование основы для диалога
o Помощь в реализации соц.ролей
o Возможность общения с семьей, друзьями
- функция развлечения
o Эмоциональная разрядка
o Заполнение свободного времени, уход от проблем, получение эстетичного удовольствия
o Сексуальное возбуждение
2) Уровень общества:
- информационная функция:
o Информирование о событиях, условиях жизни в обществе и в мире
o Информировано инновационных процессах
- Функция социальной связи:
o Комментирование и интерпретация происходящего
o Поддержка существующих нормальных и властных отношений
o Процесс социализации
o Координация радионаправленных соц.активности, форматирование общего согласия
- функция обеспечения преемственности:
o Выражение образцов доминирующей культуры
o Обеспечение узнавания субкультур и новых культурных направлений
- рекреативная функция:
o Снижение соц.напряженности
- функция мобилизации
o Организация кампании в связи с актуальными проблемами в пол, соц, культурных сферах.
метод анкетного опроса. Структура опроса.
важна выборка. чем четче ЦА- тем сложнее выборка- кластерная, квотная, районированная.
сфера применения:
1. анализ, диагностика, восприятие имиджа
2. восприятие бренда
3. восприятие ценности эффективности спец.мероприятий- количество публикаций- если много - то эффективное. частично это критерий, но надо спросить участников мероприятия, насколько оно нужное!
4. используется при выборах. 2 вида:
1) с целью агитации. особенности: низкий процент ошибки выборки, вопросы должны касаться на счет планов действий кандидата, совершать повторные визиты уже с агит.продукцией! важен сам процесс, но цифорки могут быть полезными.
2) рейтинги. для выяснения предвыборных рейтингов больших масштабов. Exit-poll - нельзя получить данные до момента получения голосов. - опрос на выходе с избирального участка!
динамика посещения изб.участка, динамика изменения предпочтения.
3) Мониторинг зависимости от сделанного мнением людей- мониторинг реальных дел кандидата.
5. оценка конкурентов
маркетинг со вторичной информацией, социология с первичной
Количественный метод.
Формализованное интервью.
метод получения первичной социологич.информации, проходящей по заранее подготовленному и структурированному плану с помощью особого инструмента.
формализованное интервью не предполагает доп.уточняющих вопросов никаких! ПОЛНОСТЬЮ СОБЛЮДАЕТСЯ ПЛАН ИНТЕРВЬЮ!
проходит в форме устных ответов на поставленный вопрос- отличие от анкетного вопроса!
анкета интервью заполняется исключительно интервьюером. интервью всегда ограничено по времени. данные, полученные от респондентов подлежат статистической обработке. полностью записывать ответ, даже если отвечают глубость- не влиять на точку зрения респондента! устный ответ- нельзя читать вопросы! более непосредственные вопросы. делать меньше открытых вопросов, т.к. все записывается в анкету интервью!- больше закрытых вопросов.
особенности инструмента для формализованного интервью.
Все инструкции по заполнению формулируются для интервьюера.
есть слова для начала интервью, перехода от одного блока к другому.
Должна прослеживаться логическая структура и дб прописаны квоты, которые существуют в исследовании (если интервьюер идет в поле, у него заранее прописан пол и возраст)- он сам ничего не записывает!
сфера применения:
special-event, торговые залы и комплексы, уличные вопросы, PR-мероприятия, с пожилыми людьми (сложно читать и писать)
Можно выделить ограниченный ряд вопросов, важна процедура пилотажа (спросить у друзей- как они воспринимают вопросы).
До 50 человек.
Метод формализованного интервью
Формализованное интервью – метод получения первичной социологической информации, проходящий по заранее разработанному и структурированному плану с помощью особого инструмента. Особенности:
• Не предполагает дополнительных вопросов
• Проходит в форме устных ответов респондентов на поставленные вопросы
• Анкета интервью заполняется исключительно интервьюером
• Интервью всегда ограничено по времени (всегда нужно писать время начала и конца интервью, не более 5-10 минут)
• Данные, полученные от респондентов, подлежат обязательной статистической обработке (закрытые вопросы рассчитываются в процентном соотношении)
Особенности инструментов:
• Анкета рассчитана на интервьюера, т.е. все инструкции по заполнения формулируются для него
• Формулируется время проведения интервью, начала и конца
• Заранее зафиксированы квоты, которые запланированы в исследовании
Сфера применения интервью:
• Пожилые люди (из-за дальнозоркости)
• Топ-менеджеры
• Опросы в торговых комплексах
• Опросы на выходе
• Уличные опросы
• Специальные мероприятия
С помощью формализованного интервью можно выяснить ограниченный круг вопросов. Для формализованного интервью большое значение имеет пилотаж.
Качественные методы связаны с формированием дискуссии.
Методы:
• Экспертный опрос (неформализованное интервью может использоваться в качестве экспертного опроса) Направлен на выяснение оценок и мнений специалистов о той или иной специфической проблеме. Используется в том случае, когда не хватает адекватной информации в практике, либо при появлении чего-то принципиально нового. Экспертная оценка отличается аргументированностью и мотивированностью, при этом она должна быть независима. Система оценки должна быть выстроена через внешние показатели. В различных экспертных опросах могут быть задействованы представители той или иной социальной профессиональной группы. В каждой такой группе есть ряд характеристик, при этом отбираются типические представители этой группы.