Маркетинговая информационная система организаций связи
Концепция маркет. включает идентификацию удовлетворение потребностей клиента, а чтобы идентифицировать потребности клиента, необходимо получить инф-ю о них. А так как фирма действует в условии конкуренции, то необходимо иметь информацию о сильных и слабых сторонах конкурентов.
Инф-я система маркет. (MKIS) – это часть глобальной информ-й системы компании. MKIS должна обладать хар-ми:
1) Является важным ресурсом компании;
2) Инф. система должна охватывать внутренние и внешние переменные, а также показывать не только исторические результаты, но и обеспечивать прогноз будущих изменений.
«Инф. система маркет. (MKIS) состоит из людей, оборудования и процедур по сбору, сортировке, анализу и оценке, и распространению нужной, своевременной и точной информации для тех, кто принимает маркет. решения». (Ф. Котлер)
Рисунок 3 - Информационная система маркет. (MKIS).
1. Система внутренней отчетности.
Она включает:
1.1. Отчеты о заказах;
1.2. Продажи;
1.3. Выставляемые и оплачиваемые счета.
и обеспечивает поддержание БД о клиентах:
Информация | Использование в маркет. планир. |
1. Наим. потреб.; 2. Адрес; 3. Дата продажи; 4. Заказ-е единицы; 5. Представители; 6. Цена; 7. Скидка. | 1. Анализ каналов распространения; 2. Геодемографическое положение; 3. Структура продаж за период; 4. Анализ прибыли и сегментация; 5. Мониторинг продаж; 6. Прогноз прибыльности; 7. Анализ ценовой эластичности. |
13) Назначение, цели и задачи маркетингового исследования. Основные направления маркетинговых исследований. Методы маркетинговых исследований.
«МИ - это системный анализ проблемы, построение и поиск фактов, с целью улучшения принятия решения и контроля в маркетинге товаров и услуг». (Ф. Котлер)
МИ - это целевой сбор, запись и анализ всех фактов относительно проблем, касающихся перевозки и продажи товаров и услуг от производителя к потребителю или пользователю.
Направлениямаркет. исследований:
1) Исследование рынка:
a) Анализ рыночного потенциала для сущ-х товаров и услуг;
b) Прогноз вероятного спроса на товары и услуги;
c) Прогноз продажи товаров или услуг;
d) Изучение рыночных тенденций;Изучение характеристик рынка.
2) Исследование товара:
a) Принятие клиентом предложенных нов.тов. или услуг;
b) Сравнительное изучение конкурирующих товаров;
c) Изучение упаковки и дизайна;
d) Прогноз новых возможностей использования существующих товаров;
e) Исследование развития ассортимента.
3) Ценовые исследования:
a) Анализ эластичности спроса;
b) Анализ издержек, налогов или маргинальной прибыли от реализации;
c) Эффект изменений в кредитной политике спроса;
d) Восприятие потребителями цены и кач-ва.
4) Исследование продвижения:
a) Иссл мотивации для рекламирования эффективности коммерческого продвижения;
b) Анализ влияния рекламирования на спрос;
c) Анализ эффективности отдельных аспектов рекламирования;
d) Установление территорий для продаж;Анализ эффективности продавцов;
e) Анализ эфф-ти др. методов коммерческого продвижения.
5) Исследование распространения:
a) Анализ располож. иоформл. центров распространения;
b) Анализ упаковки для транспортир.и складирования;
c) Требования дилера к поставкам;
Объектами МИ явл-ся тенденция и процесс развития рынка, включая анализ изменения экон., научно-технич., законодат. и др. факторов, а также структура и география рынка, его емкость, динамика продаж, барьеры рынка, состояние конкуренции, сложившаяся конъюнктура, возм-ти и риски.
МИ потребителей дает возможность определить и исследовать весь комплекс побудительных факторов, кот.и руководствуются потребители при выборе товаров (доходу, образование, социальное положение и др.). Цель исслед-я потребителей - сегментаций потребителей, выбор целевых сегментов.
Осн. задача исследования конкурентов заключается в том, чтобы получить необходимые данные для обеспечения конкретного преимущества на рынке, а также найти пути сотрудничества и кооперации с возможными конкурентами.
Для получения сведений о возможных посредниках, с помощью кот.предпр. будет в состоянии присутствовать на выбранных рынках, производится изучение фирменной структуры рынка. Помимо посредников, организация должна иметь представление о транспортно-экспедиторских, рекламных, страховых, финансовых и других организациях.
Главной целью исследования товара явл-ся определение соответствий технико-экон. показателей и кач-ва товаров запросам и требованиям потребителей, а также анализ их конкурентоспособности. Рез-ты исследований дают возможность организации разработать собственный ассортимент товаров в соответствии с требованиями покупателей, повысить их конкурентоспособность, разработать новые товары, выработать фирменный стиль, определить способность патентной защиты.
Исследование цены направлено на определение такого уровня и соотношение цен, который позволяет получить наибольшую прибыль при наименьших затратах. В качестве объектов исследований выступают затраты на разработку, пр-во и сбыт товаров, степень влияния конкуренции, поведение и реакция потребителей на цены.
Исследование товародвижения и продаж преследует цель - определить наиболее эффективные пути, способы и средства быстрейшего доведения товара до потребителя и его реализации. Объекты изучения - торговые каналы, посредники, продавцы, формы и методы продажи, издержки обращения.
Исследование системы стимулирования сбыта - одно из важных направлений маркет. исследований. В качестве объектов исследования выступают: поведение поставщиков, посредников, покупателей, эффективность рекламы, отношение потребительской общественности, контакты с покупателями.
Исследования внутренней среды предпр. ставят целью определение реального уровня конкурентоспособности предпр. в результате сопоставления соответствующих факторов внешней и внутренней среды.
Методы маркет. исследований
По характеру использования информации, способам ее получения, технике проведения исследования и его конечным результатам методы проведения маркет. исследований во внешнеэкон. сфере делятся на несколько видов.
1. Кабинетные.исслед. осущ-ся на основе вторичной инф.- официальных печатных источников. Такие исслед. относительно недороги и дают возможность получить ответ на интересующие вопросы в max короткие сроки. Каб. исслед. дает инф. о емкости и тенденциях рынка, доходах и расходах потребителей, статистике предложения, демограф.сведениях.
2. Полевое исслед., или исследование рынка на месте, считается достаточно сложным и дорогим, но самым эфф-м методом изучения рынка, поэтому к нему прибегают лишь крупные компании. Достоинство этого метода состоит в том, что он дает возм-ть устанавливать личные контакты с потенциальными покупателями, закупать образцы товаров, пользующихся наибольшим спросом на данном рынке, проводить анкетирование и др.
3. Метод пробных продаж исп-ся в тех случаях, когда отсутствует необходимая информация о рынке или фирма не имеет времени для всестороннего изучения рынка, а также при реализации редких и новых для данного рынка товаров.
4. Поддержка личных контактов с представителями ин.фирм имеет большое значение при изучении рынка. Эти контакты устанавливаются при взаимных посещениях фирм, во время встреч деловых людей на междун. ярмарках, выставках, на международных аукционах, товарных биржах и т. д.