Шаг шестой: Начинаем говорить
Начинаем говорить, естественно, дико волнуясь. И естественно, всех интересует, как от волнения избавиться? Это невозможно, Вы и сами это хорошо знаете. И не нужно. Не стоит принимать успокоительное. Оно ухудшает реакцию. Помните вступительные экзамены в институт? Стоит Вам начать говорить, сразу станет легче. Впрочем, есть несколько упражнений, позволяющих дожить до собственного выступления:
1. Сидя в ожидании, пока Вас объявят, опустите руки и расслабьте их. Представьте, что они стали настолько длинными, что уперлись в пол... Представили? (Молодые девушки норовят представить у себя невероятной длины ноги, но это совсем другое). Теперь то напряжение, которое Вы испытываете, направьте по рукам в землю. Почувствуйте, как оно уходит. Не слишком увлекайтесь, Вас уже зовут второй раз...
2. Поболтайте кистями, подвигайте в воздухе пальцами, разомните руки. Вы и сами много раз делали это интуитивно. Врачи и психологи подтверждают, что гимнастика кистей рук позволяет не только снизить парализующий эффект волнения, но и стимулирует работу речевого аппарата, повышает сообразительность и красноречие. Красноречивого объяснения наука пока не дает. Астрологи трактуют это так: планета Меркурий управляет в теле человека кистями рук, а также коммерческими способностями и речью. Разминая руки, мы активизируем Меркурий, соответственно активизируется и речь. Надеюсь, я ничего не напутал.
Итак, начнем. Некоторые начинают выступление на пресс-конференции без обиняков: "Здравствуйте, я готов отвечать на ваши вопросы". Э-э-э, так не пойдет. Вы, все-таки, на сцене. А разогревать публику кто будет? Вступительная речь минут на 10 необходима. У нее скорее задача задать эмоциональную тональность, чем снабдить информацией. Относитесь к этому соответственно.
В этом смысле самой важной является первая минута выступления. То, как она прошла и определит ход всей пресс-конференции. Я убеждался в этом много раз. Хотите проверить - поэкспериментируйте сами.
Не бросайтесь в бой сразу, тем более, что это не бой. Сделайте паузу, соберите взглядом взгляды слушателей. И только после того, как все умолкнут, перестанут ерзать и кашлять, начинайте говорить. Это хороший тест на прочность нервной системы.
Первая фраза всегда должна содержать приветствие. Оно не должно быть формальным. Если Вы - не Филипп Киркоров, журналисты, скорее всего, видят вас первый раз в жизни. Они вглядываются в Вас, составляют о Вас свое мнение. Непременно дайте им понять, как вы рады, что они здесь. Скажите им это прямо, с первых же слов. "Я давно ждал этого момента:" и т.п.
Часто речь выступающего создает впечатление, что она адресована учащимся школы для умственно отсталых, или инопланетянам. Если Ваши слушатели не те и не другие - говорите с ними обычными словами. Поддерживайте зрительный контакт с аудиторией на протяжении всей речи. Не забывайте ни об одном из слушателей. Часто можно услышать рекомендацию обращаться на протяжении всего выступления к одному, избранному вначале, слушателю. Не думаю, что ему это понравится. Вам бы, на его месте, понравилось? Действительно, поначалу, в зале есть некоторое напряжение. Произносить первые слова можно глядя на того самого, симпатичного Вам слушателя. Но как только Вы увидите его доброжелательный ответный взгляд, нужно перевести своей взгляд на другого человека и установить контакт с ним. Атмосфера в зале станет теплее. Вот так.
Первые фразы называют зачином. Зачином может служить обращение непосредственно к интересам собравшихся, оригинальная цитата, интересный факт, впечатляющая цифра, вопрос, или цепочка вопросов, прием сопереживания ("недавно я стал свидетелем такого разговора:", или "когда я шел на сегодняшнюю пресс-конференцию..."), шутка или остроумное замечание.
Другой беспроигрышный вариант - заговорить о своих чувствах по поводу сегодняшней встречи, этого события и т.п. Можно рассказать и анекдот. Но только по теме и приличный.
Десять правил правильного выступления
1. Соберитесь (прежде, чем говорить, ответьте на 4 вопроса - кому вы будете говорить, что говорить, где и когда)
2. Держитесь темы (какова ваша главная идея, что вы хотите доказать)
3. Будьте логичны (держите в голове какую-то логику, не перебегайте с темы на тему)
4. Запишите (перед вами на всякий случай должен быть текст)
5. Говорите, а не читайте (потренируйтесь в говорении, поскольку чтение говорит о неподготовленности)
6. Предполагайте возражения (следует заранее подумать и учесть возможную критику сказанного)
7. Будьте понятны (говорите конкретно и ясно, чтобы люди могли вас понять)
8. Разумно используйте графику (она должна только поддерживать, а не заслонять собой выступление)
9. Будьте убедительны (следует быть живым, интересным, чтобы доказать значимость произносимого для собравшихся)
10. Вовремя остановитесь
Еще Достоевский в романе "Бесы" отмечал: "Разве можно продержать на одной статье такую публику, как наша, целый час? Вообще я сделал замечание, что будь разгений, но в публичном легком литературном чтении нельзя занимать собою публику более двадцати минут безнаказанно". Это в литературном, а в деловом, так и подавно. Таким образом, ограничьте свой триумф двадцатью минутами. Это, примерно, 6 страниц текста.
Поскольку во время устного выступления слушатели не могут, как при чтении, возвращаться к его началу, следует отдельные моменты повторять. То же касается и окончания речи, следует заранее предупредить слушателей: "Перед тем, как перейти к вопросам:", "В завершение" и т.п. Постарайтесь избежать нашей любимой фразы "И последнее:", которую мы повторяем неоднократно, убивая в слушателях всякую надежду дожить до окончания выступления.
Помещение для выступления
Лучше, если маленькое помещение совершенно заполнено, чем наполовину пустое большое. Большое количество сидящих далеко друг от друга слушателей не позволяет создать в зале нужную атмосферу. В этом случае, лучше усадить слушателей поплотнее. Дружески пригласите сидящих на "галерке" пересесть вперед. Лучше, если это сделает ведущий. Вероятно, в первые секунды никто не шевельнется. Будьте вежливы, но настойчивы. Стоит первому засопеть и завозиться, как сработает "стадное чувство" и все потянутся к первым рядам. Проверено.
Репетиция
Ах, как непринужденно держатся на сцене профессиональные артисты! А Вы видели их на первой репетиции? Жалкое зрелище! Большинство ораторских выступлений - первая и единственная репетиция. Выберите время, когда можно использовать помещение, чтобы никто не мешал, и, стоя, как бы обращаясь к слушателям, постарайтесь воспроизвести всю речь. Отдельные части полезно произносить перед зеркалом. Свободно ли вы передаете свои мысли? Прислушайтесь к голосу. Прибегаете ли Вы к паузам, когда надо перевести дыхание, ослабить напряжение, собраться с мыслями? Подчеркиваете ли наиболее значимые слова?
Финал
Простое и бездарное: "Ну что ж, у меня все" гасит эффект. Вообразите, если бы в финале захватывающего художественного фильма герои вместо фраз: "Так не доставайся же ты никому!", или "Асталависта, бейби!" промямлили что-нибудь подобное. Как Вы знаете, последнее впечатление самое сильное, и если заключения нет, суть выступления ускользает от слушателей. Если обстановка подразумевает эмоциональную сдержанность, в качестве финала допускается краткое повторение сказанного.
Главное - заключение должно быть непосредственно связано с главной идеей выступления, быть естественным, быть мажорным, оптимистичным по духу. В идеале, заключение должно быть сюрпризом для слушателей, вызвать эмоциональный всплеск. Он должен быть таким, чтобы слушателям рефлекторно захотелось зааплодировать.
Но все-таки пресс-конференция - не выступление с броневичка. Главный критерий успешного выступления здесь не эмоции, а информативность. Если Вы уж вышли к микрофону, то обязаны выдавать информацию. Но знайте меру. Перегружать информацией вредно. Не стоит приводить большой перечень цифр и имен. Либо дайте журналистам эту информацию в письменном виде, либо приведите только два-три примера, иначе в прессе появятся искажения. Старайтесь не высказываться по вопросам, в которых вы некомпетентны. Вы не дома.
Можно ли читать по бумажке?
Можно. Но это уже не модно. И не современно. И даже смешно. Так что - нельзя.