Теория потребительского поведения. Эффект дохода и эффект замещения

При ординалистском (порядковом) подходе используются кривые и карта кривых безразличия. Кривая безразличия – это изображение на плоскости множества наборов товаров, имеющих одинаковую полезность. При выборе набора из такого множества потребителю безразлично, какой из наборов взять (рис. 9.1).

Свойства кривых безразличия основаны на предположениях ординалистской концепции:
1. Кривая безразличия, лежащая выше и правее другой кривой, представляет собой более предпочтительные для данного потребителя наборы товаров.
2. Кривые безразличия имеют отрицательный наклон (товары Х, Y).
Предположим, что i – кривая безразличия для этих товаров. Все наборы товаров, находящиеся на кривой безразличия i во II и IV квадрантах, идентичны набору А. Все наборы I-го квадранта будут предпочтительнее, чем набор в точке А, а все наборы III-го квадранта будут менее предпочтительнее, чем набор А.
3. Кривые безразличия никогда не пересекаются.
4. Кривая безразличия может быть проведена через каждую точку в пространстве квадрантов, и мы будем иметь карту безразличия.
Карта безразличия – набор кривых безразличия, где каждая кривая безразличия, находящаяся выше, чем исходная, является более предпочтительной.
Точка А предпочтительнее, чем С, так как А дает больше х и y (чем больше, тем лучше, по предположению), (рис. 9.2).
5. Предельная норма замещения уменьшается при движении вниз по кривой безразличия. Предельная норма замещения товаромХ товара Y (MRSХ,У) – количество товара Y, которое потребитель согласен уступить в обмен на рост количества товара Х на одну единицу, с тем, чтобы общий уровень удовлетворения остался неизменным:

Теория потребительского поведения. Эффект дохода и эффект замещения - student2.ru .

Теория потребительского поведения. Эффект дохода и эффект замещения - student2.ru Теория потребительского поведения. Эффект дохода и эффект замещения - student2.ru
Рис. 9.1. Кривая безразличия Рис. 9.2. Кривые безразличия

При движении из точки А в точку В увеличивается количество товара Х и снижается Y, т. е. происходит замещение одного товара другим.

В товарном мире возможны разные нормы замещения одного товара другим.

Кривые безразличия лишь показывают возможность замены одного товара другим, но не определяют, какой набор товаров потребитель считает для себя наиболее выгодным. Эту информацию дает бюджетное ограничение, показывающее, какие потребительские наборы можно приобрести на данную сумму денег.

Выбор набора товаров зависит от цен на товары и бюджета потребителя. Пусть свой бюджет (I) потребитель тратит на покупку двух товаров: товара Х по цене Рх, товара Y по цене Ру, тогда уравнение бюджетной линии будет иметь вид

Теория потребительского поведения. Эффект дохода и эффект замещения - student2.ru или Теория потребительского поведения. Эффект дохода и эффект замещения - student2.ru (типа y=a0-a1*x ).

При потреблении нескольких товаров:

Теория потребительского поведения. Эффект дохода и эффект замещения - student2.ru ,

где P1 ...Pn – цены товаров от 1 до n;

X1 ...Xn – количество товаров от 1 до n;

I – бюджет.

Бюджетная линия показывает одинаковую величину бюджета потребителя при разных сочетаниях товаров Y и Х (рис.9.3).

Свойства бюджетной линии:

1. Точки А и В показывают максимально возможный объем потребления товара Y и Х соответственно, т.е. весь бюджет тратится только на товар Y или товар Х соответственно.

2. Наклон бюджетной линии равен Теория потребительского поведения. Эффект дохода и эффект замещения - student2.ru .

3. При изменении дохода потребителя бюджетная линия движется параллельно вправо – при росте дохода или влево – при уменьшении дохода.

4. При изменении цен на товары изменяется угол наклона бюджетной линии, и потребитель может купить больше (меньше) товара Х (Y).

а б в
Теория потребительского поведения. Эффект дохода и эффект замещения - student2.ru Теория потребительского поведения. Эффект дохода и эффект замещения - student2.ru Теория потребительского поведения. Эффект дохода и эффект замещения - student2.ru

Рис. 9.3. Линии бюджетного ограничения

Наши рекомендации