Анализ социально-культурной среды

Анализ социально-культурный факторов позволяет выявить возможные направления развития потребительских предпочтений, определить потенциал рынка, его привлекательность для проникновения.

Социокультурные факторы - это преобладающие жизненные ценности, установки, культурные традиции. Они в определенной степени влияют на продукцию или услуги, которые являются результатом деятельности организаций.

Как уже было сказано выше, поставки компьютеров по всему миру снижаются. Людям гораздо удобнее пользоваться карманными компьютерами. Данный рынок очень быстро развивается, постоянно совершенствуется. Те операции и процессы, которые смартфоны не способны совершать, не нужны молодежи, а молодежь является потребителем номер один на данном рынке. [4]

Найти интересующий вопрос в Интернете, поговорить по скайпу, отправить письмо – все это можно сделать с помощью телефона. Основным покупателем ПК в настоящее время являются многочисленные компании, которые делают оптовые закупки. Компьютеры нужны в офисах, они нужны и в производственных помещениях для различного рода задач. К тому же, компьютеры нуждаются в постоянном уходе.

Таким образом, большая доля рынка приходится на юридических лиц. Компании приобретают не слишком дорогие компьютеры, но качественные, чтобы прослужили как можно дольше.

Что касается дорогой техники, то ее, естественно, могут позволить себе немногие. Однако и эта продукция представлена на рынке достаточно широко. Как правило, это мощные игровые компьютеры и их комплектующие, и техника фирмы Apple.

На Пензенском рынке представлено большое количество ПК, ноутбуков и комплектующих. Все магазины давно известны потребителю.

Технологические факторы

Технологические факторы играют большое значение в развитии компьютерной техники. Они это развитие и определяют. Как и было сказано выше, технологии совершенствуются. Технологическая среда обеспечивает появление новых разработок, а значит и расширяет ассортиментный перечень и увеличивает количество конкурентов.

Покупатель должен знать, что он покупает. Продавцы и менеджеры должны хорошо разбираться в предложенном ассортименте. Продукция должна быть правильно представлена, реклама должна быть необходимо развита.

В настоящее время выбор ПК очень большой, поэтому покупателю важно знать, что и зачем он покупает. А продавцы должны быть готовы ему это предложить.

Таблица 1 - PEST-анализ. Возможности и угрозы для рынка компьютерной техники



Среда Возможности Угрозы
Политико-правовая 1.Усиление государственной поддержки малого предпринимательства 2. Рост пошлин на ввозимые товары     1. Компьютеры и сопутствующая техника должны соответствовать всем федеральным законам и ГОСТам, принятым на территории РФ
Экономическая 1. Высокий уровень конкуренции на рынке 2. Платежеспособный спрос 3. Рост оборота розничной и оптовой торговли   1. Уровень инфляции 2. Дороговизна производства 3. Недостаток средств у населения    
Социально-культурная 1.Реклама и связи с общественностью 2. Рост спроса на компьютерную технику 3. Повышение уровня жизни населения. 1. Структура доходов и расходов 2. Частичная замена компьютеров смартфонами 3. Потребительские предпочтения
Технологическая 1. Изменение и адаптация новых технологий 2. Информация и коммуникации 3. Совершенствование технологий   1. Развитие конкурентных технологий 2. Дороговизна производства по новым технологиям  

Глава 2. Анализ микросреды рынка компьютерной техники компании «Квинта»

Анализ потребителей

Для определения потребителей необходимо выделить численную структуру рынка, что в дальнейшем будет формировать взаимодействие компании и потребителя.

Потребителями данного рынка являются жители г. Пензы и близлежащих населенных пунктов, а также фирмы, открывающиеся на территории Пензенской области, как большие, так и маленькие. Как уже было сказано выше, в настоящее время основным потребителем рынка компьютерной техники являются именно компании – юридические лица. Им нужны компьютеры, им нужна сопутствующая техника, или же варианты для ее замены в случае различных производственных неполадок.

Однако и физические лица также являются потребителями на данном рынке. Как правило, это люди со средним и большим уровнем достатка, в основном, конечно, с достатком выше среднего.

Рынок компьютерной техники в Пензенской области – недостаточно массовый рынок. Общая численность магазинов в самой Пензе – не более двадцати пяти. Данный рынок характеризуется тем, что цена и качество товаров и услуг, предлагаемых на этом рынке, всегда связаны между собой, эта связь обусловлена средней конкуренцией в сегменте.

Концепция рынка массового потребления основывается на узнаваемости товара. Существует дифференциация предложения товаров (услуг) массового рынка. В этом случае, для обеспечения продаж применяется массовая реклама и технологии торгового маркетинга, которые стоят на службе у производителей, брендов и товаров широкого потребления. [2]

Если говорить про потребность в данном товаре у физических лиц, то компьютеры уже давно стали неотъемлемой частью каждого из нас. Поэтому портрет потенциального потребителя простой: молодые люди от 19 до 40 лет со средним уровнем достатка.

Рассмотрим одну из опытнейших компаний нашего региона – компьютерный магазин «Квинта», который функционирует в нашем регионе уже около пятнадцати лет.

Рынок компьютерной техники в целом находится в небольшом упадке, в том числе и в Пензенской области. Компания «Квинта» также столкнулась с проблемой меньшего количества покупателей относительно прошлых лет. Как уже было сказано выше, этому есть несколько причин – недостаток средст у населения и популярность смартфонов. Однако по сравнению с другими магазинами, «Квинта» делает ставку на небольшие компании и открывающиеся офисные центры. Фирма ведет работу в этом направлении, именно небольшие компании являются ее основными потребителями. В данной компании также оказываются услуги по ремонту компьютерной техники, что также является ее преимуществом.

У компании есть свой сайт, на котором представлена часть товаров. Другая часть всегда доступна для просмотра в магазине. Однако компания стремится еще более плотно закрепиться в нашем регионе, поэтому ей могут быть предложены следующие мероприятия для формирования потребительского сознания о том, что приобрести данную услугу можно легко и качественно:

- реклама в местных и специализированных газетах и журналах;

- вывешивание баннеров в наиболее популярных местах города;

- реклама в социальных сетях, что приобретает сейчас большую популярность.

Помимо качества заказчики учитывают свой доход, принадлежность к социальному классу, образование, профессию, собственные предпочтения, знания, и, конечно, цены.

При принятии решения о покупке наиболее значимыми критериями являются следующие (табл.2)

Таблица 2 – Наиболее значимые факторы выбора компьютеров и компьютерной техники.

Факторы выбора Значимость факторов
· Цена Цена является самым важным критерием , так как каждый потребитель желает приобрести качественный товар, за меньшую сумму, то есть сэкономить.
· Качество Качество, как и цена, всегда является главным критерием в выборе. Здесь потребитель также хочет приобрести продукт качественный, при этом цена должна устраивать.
· Ассортимент Наличие компьютеров для покупателей со средним достатком является важным моментом. Также наличие мощных и дорогих компьютеров является важным моментом, для некоторых покупателей данный критерий выбора стоит на первом месте.
· Высокая квалификация Консультанты должны уметь общаться с людьми, разбираться в технике и представлять, что подходит клиенту по его описанию. Сборщики компьютеров должны хорошо знать свое дело.
· Индивидуальный подход к каждому клиенту Каждый покупатель должен быть доволен консультацией специалистов, доволен обслуживанием, должен получить ответы на все интересующие его вопросы.

Магазин компьютерной техники «Квинта» осуществляет сегментацию рынка по нескольким критериям, таким как рост малого предпринимательства и благосостояние.

Таблица 3 – основные сегменты компьютерной компании «Квинта»

Сегмент Объяснение
«Экономные» клиенты Клиенты с достаточно небольшим уровнем достатка. Таких, как правило, немного. Для них практически не имеет значение магазин, бренд, комплектующие. Для них важна, чтобы техника работала и делала это исправно.
«Средние» клиенты Они составляют большую часть потребителей данной компании. Они избирательны и придирчивы. Выбирают товар по соотношению цена-качество.
«Состоятельные» клиенты Таких клиентов не так много, по сравнению с представленными выше, но они все же есть. В качестве этих клиентов выступают как взрослые обеспеченные люди от 30 до 40 лет, так и крупные фирмы, приобретающие технику и комплектующие для офиса/офисов.

Таким образом, в настоящее время компьютерная компания «Квинта» имеет 3 основных целевых сегмента рынка, но они не охватывают всех возможных потребителей. Компания проводит сегментирование только по 2 критериям: рост малого предпринимательства и благосостояние, сегментирование по конкурентам не проводится. Сегментация по конкурентам даст компании возможность выявить наиболее сильных конкурентов на рынке в определенный момент и прогнозировать угрозы с их стороны

Анализ конкурентов

Анализ конкурентов на рынке услуг по продаже компьютерной техники направлен на изучение рынка и перспектив его дальнейшего развития. Для этого оцениваются особенности новых товаров. В ходе исследования становится ясным, какое место занимают ключевые игроки на рынке.

Анализ конкурентов занимает важное место в деятельности любого предприятия. Анализ постоянный и разносторонний, обширный и узконаправленный. Он помогает выявить организации свои особенности и недостатки. Недооценка конкурентов может повлиять на потерю клиентов, организации терпят убытки. Изучение конкурентов просто необходимо для успешной деятельности. [1]

Для оценки конкуренции и концентрации рынка необходимо рассчитать индекс Херфиндаля-Хиршмана. Данный расчёт позволяет оценить уровень монополизации конкретного рынка.

Анализ социально-культурной среды - student2.ru

где:

Si - доля каждого конкретного участника рынка

Рассчитаем индекс Херфиндаля-Хиршмана:

В качестве конкурентов будут рассмотрены следующие компьютерные магазины: Технолинк, Ситилинк, Региональный Компьютерный центр, Прайм, ДНС, Флекс, М.Видео, Пантера, Skendo, Драйв, Эльдорадо, NIX

Таблица 4 – Доля рынка магазинов ПК в Пензе.

Технолинк 9,3
Ситилинк 9,7
Региональный Компьютерный Центр
Прайм
ДНС 8,9
Флекс
М.Видео 8,5
Пантера 4,6
Skendo
Драйв
Эльдорадо
NIX

Доля рынка компании «Квинта» занимает 11%.

HHI=9,32+9,72+172+52+8,92+42+8,52+4,62+62+42+72+52+112 =86,49+94,09+289+25+79,21+16+72,25+21,16+36+16+49+25+121=930

Из данного расчёта следует вывод, что данный рынок с низким уровнем концентрации, который, однако, приближается к среднему.

Конкуренты у компании «Квинта» достаточно сильные. Поэтому фирме необходимо вести активную политику, развиваться, совершенствоваться, вносить что-то новое, чтобы занять лидирующие позиции.

Анализ и сравнительная оценка основных конкурирующих на рынке компаний и их товаров с целью выявления их конкурентоспособных позиций. Проводится балльная оценка (m) конкурентов по каждому критерию с учетом веса критерия (j), отражающего его значимость. Результаты анализа представлены в таблице 4, отражает преимущества и недостатки компаний.

На рынке компьютерной техники в Пензе больше остальных выделяются «Компьютерный Центр», «Ситилинк» и «Технолинк». Сетка оценки конкурентоспособности данных организаций представлена в таблице 5.

Таблица 5 – Сетка оценки конкурентоспособности

  Оценка конкурентных позиций, в баллах (m)   Вес критерия (j) m * j
Факторы, i Компьютерный Центр Ситилинк Технолинк Квинта
МАРКЕТИНГОВЫЕ КРИТЕРИИ      
Позиция на рынке      
· доля рынка · относительная доля рынка и ее динамика 3*4=12 2*4=8 2*4=8 2*4=8
Мощность марки      
· известность · опыт работы компании на рынке · сила позиционирования 2*3=6 1*3=3 1*3=3 2*3=6
Мощность комплекса маркетинга      
· товарно-ассортиментная политика · ценовая политика · политика распределения · политика продвижения 2*3=6 2*3=6 1*3=3 3*3=9
Оценка конкурентных позиций ∑=10  
               

Анализ поставщиков

Необходимо предлагать большой ассортимент продукции, который будет отличаться от представленной конкурентами. Нужно правильно вести ценовую политику. И, конечно, иметь различные варианты товара. Поэтому сотрудничество с поставщиками, которые выполнят все пожелания заказчика требуют много времени и сил, ведь найти таких компаньонов в современной рыночной структуре сложно.

Положения, присущие надежному поставщику:

· Предоставляемый товар должен быть безукоризненного качества

· Ассортимент постоянно способный удивлять своим многообразием

· Продукция всегда должна быть в большом объёме

· Всегда учитывать популярные новинки мирового рынка

· Поставщик всегда отправляет товар в сроки

· Витрины всегда полны моделями трендов товара

· Если заказы у поставщика большие, то он делает дополнительные скидки.

Поставщики компании «Квинта» находятся в некоторых крупных городах России, в основном, в Москве. Заказчику приходится делать единовременные большие закупки, поэтому ограничивается разнообразие товара, доставка такого товара принесет предпринимателю определенные расходы на транспортировку заказанной продукции.

Компания «Квинта» занимается не только продажей компьютеров и сопутствующей техники, но занимается еще и ремонтом, осуществляется непосредственная сборка компьютеров.

Таблица 6 - Анализ обеспеченности ресурсами компании

  Обеспеченность ресурсами Доступность Соответствие продукции требованиям компании   Зависимость от поставщика (возможность переключения на другого поставщика) Σ б., max= 20 б
Трудовые ресурсы
Финансовые ресурсы
Материальные ресурсы : сырье, комплектующие. полуфабрикаты
Технологические ресурсы
Информационные ресурсы

По данным таблицы можно сделать вывод о том, что самыми высокими показателями являются показатели материалов и технологических ресурсов. Ведь именно от качества завозимых материалов, от оснащенности и новизны технологических ресурсов, от качества работы сотрудников будет зависеть продажа, сборка и ремонт компьютеров.

Наши рекомендации