Анализ политико-правовой среды.
Одной из важных частей макросреды рынка является политико-правовая среда. Политико-правовая среда представляет систему нормативно-правовых актов, правительственных и политических организаций, законодательной, судебной и исполнительной власти, которая создает правовое поле для бизнеса и влияет на условия его ведения. Стоит отметить, что политико-правовая среда маркетинга неоднородна и может иметь существенные различия в ряде стран.
Политическая стабильность является одним из важнейших факторов, оказывающих влияние на тот или иной рынок. Под политической стабильностью понимается предсказуемость внешней политики государства.
В свою очередь, предсказуемость внешней политики государства определяет величину риска проведения деловых операций в международном маркетинге.
Политическая стабильность - исключительно важный фактор: в международном маркетинге он играет иногда едва ли не решающее значение, когда речь идет об экспорте, связанном с долгосрочным кредитом и большими инвестициями. [2]
Факторы государственного регулирования в международном маркетинге включают:
• регулирование предпринимательской деятельности;
• регулирование внешнеэкономической деятельности.
Каждое предприятие, осуществляющее операции за рубежом, должно знать законы, регулирующие предпринимательскую деятельность в области конкуренции, ценообразования, рекламы и т.д.
Так как основная часть международного бизнеса приходится на торговлю, то в связи с этим необходимо подробнее рассмотреть государственное регулирование внешнеторговой деятельности.
В мировой практике выделяют три способа регулирования внешнеэкономической деятельности:
• регулирование цен;
• регулирование потоков товаров;
• валютное регулирование.
Для регулирования цен и потоков товаров государством используются так называемые тарифные и нетарифные барьеры, причем тарифные методы (барьеры) влияют на цены, а нетарифные - либо на цены, либо непосредственно на объемы (потоки) товаров. [5]
В настоящее время в нашей стране наблюдается довольно стабильная ситуация в политико-правовой среде. Россия открыта для поставок компьютерной техники, готова вести диалог в сфере инноваций. В нашей стране также открываются и уже функционируют различные научные центры.
Все фирмы, реализующие компьютерную технику на территории Российской Федерации, попадают под ведение федеральных законодательных актов, которые регулируют данный потребительский рынок.
Основные законы, распространяющиеся на производство и продажу компьютерной техники, их сертификацию и продвижение на потребительский рынок:
- Гражданский Кодекс РФ;
- Указ Президента РФ № 65 «О свободе торговли»;
- Федеральный закон «О защите прав потребителей»;
- Федеральный закон «О защите конкуренции»;
- Федеральный закон « О рекламе».
Вся предлагаемая потребителям техника должна быть по определенным ГОСТам, правилам и нормам, влияющих на ее производство.
Руководитель маркетинга должен хорошо знать законы, охраняющие добросовестность конкуренции, интересы потребителей и высшие интересы общества.
Анализ экономической среды.
Экономический фактор является одним из ключевых в макросреде. Экономическая среда оказывает влияние на любой рынок, на любое предприятие. В настоящее время в нашей стране наблюдается стабильная ситуация в сфере экономики.
В последние годы выросло благосостояние населения, хотя у населения по – прежнему недостаточное количество средств, чтобы покрыть все свои потребности. Уровень инфляции снижается и составляет на данный момент 0,22%, что на 0,41 меньше, чем год назад. Уровень ВВП за прошлый год немного снизился (на 0,3%), а в 2017 ожидается его повышение на 1,4 – 2%. В стране не наблюдается каких – либо серьезных экономических потрясений.
Что касается показателей по Пензенской области, то здесь также все стабильно.
Для рынка компьютерной техники важное значение имеют следующие экономические факторы:
1. Экономическая стабильность, платежеспособность населения
2. Развитие технического оснащения
3. Взаимоотношения с поставщиками
Экономическая стабильность играет очень большое значение в развитии рынка компьютерной техники. Покупатели должны быть обеспечены денежными средствами для того, чтобы покупать продукт. Как и было отмечено выше, благосостояние населения улучшается, но недостаточно.
На предложение фирм, выпускающих компьютеры и сопутствующую технику влияет развитие технического оснащения. Под этим словосочетанием имеется ввиду содержание компьютеров, развитие программного обеспечения и т. д. Словом, все то, что предлагается купить потребителю. Постоянно появляется что – то новое, прогресс здесь не стоит на месте, рынок компьютеров движется семимильными шагами.
Третьим очень важным фактором является взаимоотношения компаний, занимающихся продажей компьютерной техники, с поставщиками. Конкурентоспособность на данном рынке очень высокая, в связи с этим, необходимо иметь надежных поставщиков.
В настоящее время отмечается сокращение поставок ПК на мировой рынок, в т.ч. и на российский. Во II квартале 2016 г. на российский рынок было поставлено около 1,1 млн настольных и портативных ПК. Это на 13,7% меньше, чем за аналогичный период 2015 г. в I квартале поставки сократились на 17,6%.
Поставки настольных ПК во II квартале 2016 г. в Россию сократились на 13,8% относительно аналогичного периода прошлого года и составили 330 тыс. штук.
По данным Gartner, в 2016 году поставки десктопов и ноутбуков в глобальном масштабе составили 269,7 млн штук, снизившись на 6,2% относительно 2015-го. Рынок неуклонно падает с 2012 года. Этому есть несколько причин:
1. Недостаток средств у населения.
2. Популярность смартфонов.
Действительно, если вспомнить прошлый год, то можно отметить курс доллара, который очень сильно увеличился. Что касается смартфонов, то это предположение также верно. Их появляется все больше, и люди их активно покупают. Они удобны, многофункциональны, и ценовой ряд на них варьируется очень серьезно. Значит, их могут позволить себе люди с разным уровнем достатка. Популярность смартфонов увеличивает цикл пользования ПК. [3]
По итогам II квартала 2016 г. рынок ПК в России по объемам поставок возглавили: Lenovo (23,1% от всех поставленных за квартал компьютеров), Asustek (22,3%), HP Inc. (15,7%), Acer (14,8%) и Dell (4%). [3]