Внедрение матричного инструментария в процесс
стратегического планирования
Целесообразно практическое применение матриц в стратегическом планировании разбить на отдельные этапы. Поэтапное внедрение матричного инструментария в планирование деятельности предприятия представлено в таблице .
На первом этапе предлагается произвести первичный анализ деятельности предприятия. Для этой цели подобраны три матрицы. Матрица SWOT широко описана в литературе. Матрица MCC предполагает анализ соответствия целей предприятия и его основных возможностей. Матрица вектора экономического развития предприятия представляет собой таблицу, в которой представлены числовые данные основных показателей предприятия. Из этой матрицы можно почерпнуть информацию для других матриц, а также на основе этих данных сделать различные выводы уже на данном этапе.
Вторым этапом применения матричных методов является анализ рынка и отрасли. Здесь анализируются рынки, на которых функционирует предприятие, а также отрасль в целом. Основными в подгруппе «Рынок» являются матрица BCG, исследующая зависимость темпов роста и доли рынка, и матрица GE, анализирующая сравнительную привлекательность рынка и конкурентоспособность в отрасли и имеющая две разновидности: вариант Дэйа и вариант Мониенсона. Подгруппа «Отрасль» содержит матрицы, исследующие отраслевое окружение, закономерности развития отрасли. Основной в данной подгруппе является матрица Shell/DPM, исследующая зависимость отраслевой привлекательности и конкурентоспособности.
Таблица 10
Внедрение матричного инструментария
в планирование деятельности предприятия
№ п/п | Уровни решения задач | Матрица | Основные характеристики | Источник информации | ||||||
Первичный анализ | Матрица SWOT | Анализ сильных и слабых сторон предприятия, возможностей и угроз | Thompson A.J., Strickland A.J.. Strategic Management: Concepts and Cases, 3 ed. Plano, Tex.: BusinessPublications, 1984 | |||||||
Матрица MCC | Анализ соответствия миссии предприятия и его основных возможностей | Источник: Nicholls J.The MCC decision matrix: a tool for applying strategic logic to everyday activity - Management decision 33,6, USA 1996. | ||||||||
Матрица вектора экономического развития предприятия | Анализ статистических данных | Дойль П. Менеджмент: стратегия и тактика СПб.:Питер, 1999 | ||||||||
Анализ рынкаотрасли Рынок | Матрица BCG | Анализ темпов роста и доли рынка | Boston Consulting Group, Perspectives on Expirience. Boston, Mass.: The Boston Consulting Group, 1972 | |||||||
Матрица GE | Анализ сравнительной привлекательности рынка и конкурентоспособности | Hussey D.E. Portfolio Analysis: Practical Expirience with the the Directional Policy Matrix // Long Range Planning. Vol.11. Aug. P.2-8, 1978 | ||||||||
Матрица ADL | Анализ жизненного цикла отрасли и относительного положения на рынке | Arthur D. Little цит. по Ефремов В.С. Классические модели стратегического анализа и планирования: модель ADL/LC //Менеджмент в России и за рубежом, №1 1998. | ||||||||
Продолжение таблицы 10 | ||||||||||
Матрица HoferSchendel | Анализ положения среди конкурентов в отрасли и стадии развития рынка | HoferSchendelцит.по Ефремов В. С. Классические модели стратегического анализа и планирования: модель HoferSchendel //Менеджмент в России и за рубежом, №2 1998. | ||||||||
Матрица Ансоффа ("рынок—продукт") | Анализ стратегии по отношению к рынкам и продуктам | Ansoff I.H. Strategies for Diversification //Harvard Business Review. Vol.35.Sept.-Oct.P113-124, 1957 | ||||||||
Матрица Портера (пять конкурентных сил) | Анализ стратегических перспектив развития бизнеса | Porter M.E. Competitive Strategy: Techniques for Analyzing Industries and Competitors. N.Y,: TheFreePress, 1980 | ||||||||
Матрица эластичности конкурентной реакции на рынке | Анализ действия фирмы по факторам конкурентоспособности товара в зависимости от эластичности реакции приоритетного конкурента по товару | Дойль П. Менеджмент: стратегия и тактика СПб.:Питер, 1999 | ||||||||
Матрица группировки товара | Анализ группировки товара | Дойль П. Менеджмент: стратегия и тактика СПб.:Питер, 1999 | ||||||||
Матрица "Воздействие неопределенность" | Анализ уровня воздействия и степени неопределенности при выходе на новый рынок | Bock F., Hellweg M., Lube M.-M.A Strategy for Supporting Innovation and Growth in Times of High Uncertainty - Arthur D. Little, 1998. | ||||||||
Отрасль | Матрица Купера | Анализ привлекательности отрасли и силы бизнеса | Маркова В.Д., Кузнецова С.А. Стратегический менеджмент М.: ИНФРА-М – Сибирское соглашение, 2001. | |||||||
Матрица ShellDPM | Анализ привлекательности ресурсоемкой отрасли в зависимости от конкурентоспособности | Shell, 1975 Классические модели стратегического анализа и планирования: модель Shell/DPM //Менеджмент в России и за рубежом, №3 1998. | ||||||||
Матрица стратегий переживающего спад бизнеса | Анализ конкурентных преимуществ в отраслевом окружении | Маркова В.Д., Кузнецова С.А. Стратегический менеджмент М.: ИНФРА-М – Сибирское соглашение, 2001. | ||||||||
Матрица основных форм объединений | Анализ объединения в отраслевом окружении | Маркова В.Д., Кузнецова С.А. Стратегический менеджмент М.:ИНФРА-М Сибирское соглашение,2001. | ||||||||
Анализ дифференциации | Матрица улучшения конкурентной позиции | Анализ дифференциации и охвата рынка | Дойль П. Менеджмент: стратегия и тактика СПб.:Питер, 1999 | |||||||
Продолжение таблицы 10 | ||||||||||
Матрица "Дифференциация относительная эффективность затрат" | Анализ дифференциации и относительной эффективности затрат | Фатхутдинов Р.А. Стратегический менеджмент М.:Дело, 2001 | ||||||||
Матрица "Производительность — инновации/ дифференциации" | Анализ инноваций/ дифференциации и производительности | Фатхутдинов Р.А. Стратегический менеджмент М.:Дело, 2001 | ||||||||
Анализ качества | Матрица "Цена—качество" | Позиционирование продукта в зависимости от качества и цены | Виханский О.С. Стратегическое планирование М.:Гардарики, 1999. | |||||||
Матрица "Качество— ресурсоемкость" | Анализ зависимости качества от ресурсоемкости | Виханский О.С. Стратегическое планирование М.:Гардарики, 1999 | ||||||||
Анализ маркетинговой стратегии | Матрица стратегии расширения марочных семейств | Анализ зависимости отличительных преимуществ и сегментации целевого рынка | Мак-Дональд M. Стратегическое планирование маркетинга С-Пб., 2000. | |||||||
Матрица "Осведомленность— отношение к марке товара" | Анализ зависимости маржи валовой прибыли и ответной реакции сбыта | Мак-Дональд M. Стратегическое планирование маркетинга С-Пб., 2000. | ||||||||
Матрица маркетинговых каналов | Анализ зависимости темпов развития рынка и ценности, добавляемой каналом | Мак-Дональд M. Стратегическое планирование маркетинга С-Пб., 2000. | ||||||||
Матрица "Контакт— уровень приспособления услуг" | Анализ зависимости уровня приспособления услуг к требованиям клиентов от степени контакта с клиентом | Мак-Дональд M. Стратегическое планирование маркетинга С-Пб., 2000. | ||||||||
Матрица "Диагностика маркетинга" | Анализ зависимости стратегии от осуществления стратегии | Мак-Дональд M. Стратегическое планирование маркетинга С-Пб., 2000 | ||||||||
Анализ управления Руководство | Матрица способов стратегического управления | Анализ зависимости стратегии и влияния планирования | Мескон M., Альберт M., Хедоури Ф. Основы менеджмента М.:Дело, 1999. | |||||||
Продолжение таблицы | ||||||||||
Матрица модели стратегического менеджмента | Анализ зависимости модели менеджмента от типа изменений | Мескон M., Альберт M., Хедоури Ф. Основы менеджмента М.:Дело, 1999. | ||||||||
Матрица Херси—Бланшара | Анализ ситуативной модели руководства | Мескон M., Альберт M., Хедоури Ф. Основы менеджмента М.:Дело, 1999. | ||||||||
Матрица "Комбинации размерностей стилей руководства университета Огайо" | Анализ комбинаций размерностей стилей руководства | Мескон M., Альберт M., Хедоури Ф. Основы менеджмента М.:Дело, 1999. | ||||||||
Матрица "Управленческая решетка" | Анализ типов руководства | Мескон M., Альберт M., Хедоури Ф. Основы менеджмента М.:Дело, 1999. | ||||||||
Персонал | Матрица "Изменение— сопротивление в организации" | Анализ зависимости изменений, происходящих в организации и сопротивления этим изменениям | Виханский О.С. Стратегическое планирование М.:Гардарики, 1999. | |||||||
Матрица влияния оплаты на взаимоотношения в группе | Анализ зависимости взаимоотношений в группе от дифференциации оплаты | Виханский О.С. Стратегическое планирование М.:Гардарики, 1999. | ||||||||
Матрица типов включения человека в группу | Анализ зависимости отношения к ценностям организации и отношения к нормам поведения в организации | Виханский О.С. Стратегическое планирование М.:Гардарики, 1999. | ||||||||
Матрица "Основные деловые способности" | Анализ рынка и основных деловых способностей | Мескон M., Альберт M., Хедоури Ф. Основы менеджмента М.:Дело, 1999 | ||||||||
Матрица "Ва-жностьвыпол-нения работы" | Анализ зависимости выполнения работы от важности | Slack N. The Importance-Performance Matrix as a Determinant of Improvement Priority- Warwick Business School, UK 1994 | ||||||||
Матрица существующих формальных систем критерия качества работы | Анализ существующих формальных систем критерия качества работы | Weber J., Schäffer P. On the Way to Active Management of Performance Measures D., 1995. | ||||||||
Продолжение таблицы | ||||||||||
Матрица результатов управления критериями качества работы | Анализ результатов управления критериями качества работы | Weber J., Schäffer P. On the Way to Active Management of Performance Measures D., 1995. | ||||||||
Матрица Блейка—Моутона | Анализ зависимости выполнения работы от количества людей и от количества задач | Мак-Дональд M. Стратегическое планирование маркетинга С-Пб., 2000. | ||||||||
Матрица Мак-Дональда | Анализ производительности | McDonald M. Advanced Marketing Planning Advanced Marketing Planning - Cranfield School of Management, 1998. | ||||||||
Следующие этапы стратегического планирования — анализ дифференциации и анализ качества. Дифференциация и качество выступают в данном случае как составляющие, с помощью которых возможно получение требуемого результата. В группе «Дифференциация» находятся три матрицы. Матрица «Улучшение конкурентной позиции» позволяет наглядно выявить закономерности и зависимости дифференциации от охвата рынка. Матрица «Дифференциация — относительная эффективность затрат» выявляет зависимость относительной эффективности затрат на данном рынке от дифференциации. Матрица «Производительность—инновации/дифференциации» показывает зависимость между производительностью данной бизнес-единицы и внедрением инноваций.
Объект исследования группы «Анализ качества» — выявление факторов и закономерностей, влияющих на такой аспект, как качество производимой продукции. Группа может включать две матрицы. Матрица «Стратегии установления цен» позиционирует продукты в зависимости от качества и цены. Матрица «Качество—ресурсоемкость» определяет соотношение качества произведенного продукта и ресурсов, на него потраченных.
Группы «Анализ управления» и «Анализ маркетинговой стратегии» не входят в процесс пошагового внедрения матричного метода в стратегическое планирование. Эти группы являются обособленными. Матрицы, из которых состоят данные группы, могут применяться на всех стадиях стратегического планирования и затрагивают вопросы функционального планирования. Группа «Анализ управления» состоит из двух подгрупп. Первая подгруппа — «Руководство» — рассматривает руководство компании в целом, процессы, влияющие на руководство, менеджмент компании. Подгруппа «Персонал» рассматривает процессы, протекающие между сослуживцами, влияние различных факторов на работоспособность персонала.
В предложенной схеме стратегического планирования в каждой группе матрицы взаимодействуют друг с другом, но нельзя опираться на результат или вывод только одной матрицы — необходимо учитывать выводы, получаемые из каждой матрицы в группе. После проведения анализа в первой группе проводится анализ в следующей. Анализ в группах «Управление» и «Маркетинговая стратегия» осуществляется на всех этапах анализа в стратегическом планировании.
Кроме того, есть ряд матриц, достаточно широко используемых при анализе управленческой деятельности.
Интернационализация, радикально изменяющая деловой мир, как предоставляет широкие возможности, так и несет в себе большую угрозу. Лидеры обладают необходимым потенциалом мощного скачка в мировом масштабе. Интернационализация рынков приводит к тому, что национальные рынки становятся лишь нишами на глобальном рынке. Компании, которые не смогут перейти к глобальному статусу, окажутся оттесненными на второй план и будут приобретены глобальными гигантами. Когда покупатели начинают действовать в глобальном масштабе, они ожидают и от поставщиков оказания глобальных услуг. Предвидится увеличение полярности между четырьмя типами стратегических позиций на рынке. Их относительность по показателям дифференциации и эффективности затрат представлена на рисунке 60.
Очевидно, что восприятие и оценка своего опыта, а также процесс адаптации к условиям и требованиям организационного окружения во многом носят индивидуальный характер. В одной и той же среде люди ведут себя по-разному. У человека как бы имеются две степени свободы в построении своего поведения в организации.
Рис. 60. Матрица «Дифференциация—относительная эффективность затрат»
С одной стороны, он обладает свободой в выборе форм поведения: принимать или не принимать существующие в организации формы и нормы поведения, с другой — он может принимать или не принимать ценности организации, разделять или не разделять ее цели и философию. В зависимости от того, в какой комбинации сочетаются эти главные составляющие основы поведения, могут быть выделены четыре предельных типа поведения человека в организации (рис. 61).
Рис. 61. Матрица типов включения человека в организацию
Первый тип: полностью принимаются ценности и нормы поведения, действующие в организации.
Второй тип: человек не приемлет ценностей организации, однако старается вести себя, полностью следуя нормам и формам поведения, принятым в организации. Такого человека можно охарактеризовать как приспособленца.
Третий тип: человек приемлет ценности организации, но не приемлет существующих в ней норм поведения. В данном случае человек может порождать много трудностей во взаимоотношениях с коллегами и руководством, он выглядит оригиналом.
Четвертый тип: индивид не приемлет ни норм поведения, ни ценностей организации. Это открытый бунтарь, который все время входит в противоречие с организационным окружением и создает конфликтные ситуации. Было бы неверно считать, что такой тип поведения абсолютно неприемлем в организации.
Системы вознаграждения, рассматриваемые в отрыве от характера взаимоотношений в группе, не могут сами по себе дать ответа на вопрос о том, в какой мере та или иная система влияет на взаимоотношения в группе, поведение членов группы, функционирование группы в целом. Например, нельзя оценить влияние на группу индивидуально-сдельной, коллективно-сдельной форм оплаты или же оплаты на основе фиксированного бюджета группы, если не знать характера деятельности группы (рис. 62).
Рис. 62. Матрица влияния оплаты на взаимоотношения в группе
Проведение стратегических изменений в организации — очень сложная задача. Трудности ее решения в первую очередь связаны с тем, что всякое изменение встречает сопротивление, которое иногда может быть столь сильным, что его не всегда удается преодолеть тем, кто осуществляет изменения.
Рис. 63. Матрица «Изменение—сопротивление»
Отношение к изменению может быть рассмотрено как комбинация состояний двух факторов:
· принятие или непринятие изменения;
· открытая или скрытая демонстрация отношения к изменению.
Блэйк и Моутон построили решетку, включающую пять основных стилей руководства.
Рис. 64. Матрица «Управленческая решетка»
Вертикальная ось на схеме ранжирует «заботу о человеке» по шкале от 1 до 9. Горизонтальная ось ранжирует «заботу о производстве» также по шкале от 1 до 9[17].
Создатели матрицы исходили из того, что самым эффективн эффективным стилем руководства — оптимальным стилем — является поведение руководителя в поле 9,9.
Матрица размерностей стилей руководства по классификации Университета Огайо говорит о том, что люди могут вести себя с разной степенью внимания к подчиненным и структурированию проблем; четыре возможные комбинации этих элементов в руководстве представлены на рисунке 65.
Рис. 65. Матрица комбинации размерностей стилей руководства
Как показано на рисунке 66, имеются четыре стиля руководства, которые соответствуют конкретному уровню зрелости исполнителей: «давать указания», «продавать», «участвовать», «делегировать».
Первый стиль (S1) требует, чтобы руководитель сочетал большую степень ориентированности на задачу и малую — на человеческие отношения. Этот стиль называется «давать указания»; он годится для подчиненных с низким уровнем зрелости (M1).
Второй стиль (S2) — «продавать» — подразумевает, что стиль руководителя в равной и в высокой степени ориентирован и на задачу, и на отношения c подчиненными. В этой ситуации подчиненные хотят принять ответственность, но не могут, так как обладают средним уровнем зрелости (М2).
Рис. 66. Стиль руководства
Третий стиль (S3) характеризуется умеренно высокой степенью зрелости (М3). В этой ситуации подчиненные могут, но не хотят отвечать за выполнение задания.
Четвертый стиль (S4) характеризуется высокой степенью зрелости (М4). В этой ситуации подчиненные и могут, и хотят нести ответственность. Здесь более всего подходит стиль делегирования.
Таким образом, стратегическое планирование и маркетинг неотделимы друг от друга. Маркетинг необходим для определения целей и стратегий развития организации. В то же время невозможно конкретно заниматься маркетингом, не зная целей и стратегии организации, отдельных направлений ее деятельности (бизнеса). Поэтому часто используется термин «стратегическое маркетинговое планирование». Многие инструменты анализа, в том числе матричные методы, инвариантны по отношению к области их применения, будь то стратегическое планирование или маркетинг.
Матричные методы играют очень важную роль в стратегическом планировании и маркетинге. Матричный метод очень удобен — именно этим объясняется его распространенность. Однако использование только матричных методов не является достаточным, так как матрицы позволяют исследовать стратегическое планирование и маркетинг с отдельных сторон и не показывают полной картины, но в соединении с остальными методами матричный подход дает возможность наглядно увидеть закономерности в процессах, происходящих на предприятии, и сделать рациональные выводы.