Построение матрицы возможностей и их количественная оценка
Для успешного анализа окружения организации методом СВОТ важно не только уметь вскрывать угрозы и возможности, но и уметь оценивать их с точки зрения важности и степени влияния на стратегию организации.
Для оценки возможностей применяется метод позиционирования каждой конкретной возможности на матрице возможностей.
Вероятность использования возможностей | Влияние | ||
Сильное | Умеренное | Малое | |
Высокая | ПОЛЕ ВС | ПОЛЕ ВУ | ПОЛЕ ВМ |
Средняя | ПОЛЕ СС | ПОЛЕ СУ | ПОЛЕ СМ |
Низкая | ПОЛЕ НС | ПОЛЕ НУ | ПОЛЕ НМ |
Матрица возможностей
Матрица строится следующим образом: сверху по горизонтали откладывается степень влияния возможности на деятельность организации (сильное, умеренное, малое); слева по вертикали откладывается вероятность того, что организация сможет воспользоваться возможностью (высокая, средняя, низкая). Полученные внутри матрицы девять полей возможностей имеют разное значение для организации. Возможности, попадающие на поля ВС, ВУ и СС, имеют большое значение для организации, и их надо обязательно использовать. Возможности же, попадающие на поля СМ, НУ и НМ, практически не заслуживают внимания организации. Использовать возможности, попавшие на оставшиеся поля, можно, если у организации имеется достаточно ресурсов.
Построение матрицы угроз и их количественная оценка
Похожая матрица составляется для оценки угроз (рис. 4). Сверху по горизонтали откладываются возможные последствия для организации, к которым может привести реализация угрозы (разрушение, критическое состояние, тяжелое состояние, «легкие ушибы»). Слева по вертикали откладывается вероятность того, что угроза будет реализована (высокая, средняя, низкая).
Вероятность реализации угрозы | Возможные последствия | |||
Разрушение | Критическое состояние | Тяжелое состояние | «Легкие ушибы» | |
Высокая | ПОЛЕ ВР | ПОЛЕ ВК | ПОЛЕ ВТ | ПОЛЕ ВЛ |
Средняя | ПОЛЕ СР | ПОЛЕ СК | ПОЛЕ СТ | ПОЛЕ СЛ |
Низкая | ПОЛЕ НР | ПОЛЕ НК | ПОЛЕ НТ | ПОЛЕ НЛ |
Матрица угроза угроз
Те угрозы, которые попадают на поля ВР, ВК и СР, представляют очень большую опасность для организации и требуют немедленного и обязательного устранения. Угрозы, попавшие на поле ВТ, СК и НР, также должны находиться в поле зрения высшего руководства и быть устранены в первостепенном порядке. Что касается угроз, находящихся на полях НК, СТ и ВЛ, то требуется внимательный и ответственный подход к их устранению. Хотя при этом не ставится задача их первостепенного устранения. Попавшие на оставшиеся поля угрозы также не должны выпадать из поля зрения руководства организации. Необходимо внимательно отслеживать их развитие.
Миссия организации
Миссия- критерий видения, критерий успеха в его достижении. Она определяет уровень притязаний организации, отдельных её подразделений, служб и каждого члена организации в отдельности. Цель показывает тот уровень, на который необходимо вывести деятельность каждой составляющей предприятия по обслуживанию потребителя. Выбор миссии и целей - первый и самый ответственный момент стратегического управления.
Систематизация целей упрощает процесс их выбора и дальнейшую увязку. Иерархии структуры предприятия соответствует иерархия целей, на вершине которой находится видение, далее следуют миссия, стратегические цели,цели отдельных СЕ и цели функциональных подразделений. Реализация целей каждого уровня является необходимым и достаточным условием достижения целей предыдущего уровня. Количество уровней зависит от масштабов и сложности поставленных задач и принятой организационной структуры. В соответствии с временным параметром различаютдолгосрочные, краткосрочные и текущие цели. Классификация целей позволяет конкретизировать задачу целеполагания и определить механизм их достижения.
Миссия должна ориентироваться на потребителя и его потребности и на особенности продукции (её конкурентные преимущества). Она дает ответы на следующие вопросы:Что производим ? Для кого производим? и Как производим ?
Задача менеджеров сделать миссию понятной, возбуждающей и вдохновляющей, определять время, когда следует изменить миссию и стратегический курс компании. Миссия выделяет организацию и способствует успеху или ведет к краху. Опыт успешно действующих на протяжении многих лет предприятий показывает, что на первом месте должны стоять интересы и ценности потребителей услуг на настоящее время и на перспективу. Примеры миссии: “Бюргер кинг” - Предоставить людям недорогую быстро приготовляемую пищу.“Форд “ - Предоставить людям дешевый транспорт.“Мегерле” - Нанесение покрытий для пола быстрее, чем другие.“ALDI” - Предоставление продуктов питания хорошего качества по низким ценам.
Подобные формулировки оказывают решающее влияние на стратегию и тактику всей деятельности компании. Извлечение прибыли не может быть главной целью предприятия.
Миссия служит основой для разработки стратегии развития и установления ключевых целей функциональных подразделений: маркетинга, производства, НИОКР, персонала, финансов, управления и т.д. Цели этих подразделений должны логически вытекать из миссии.
Цели формирования миссии
1. миссия дает общее представление об организации(т.е. к чему организация стремится, какие средства будет использовать в своей деятельности, закрепление имиджа орг-ии)
2. создание корпоративного духа (миссия делает ясной и понятной всем общую цель и предназначение организации, ориентирует действия сотрудников в едином для всех работников направлении, миссия способствует созданию определенного климата в орг.)
3. миссия помогает управлять организацией в силу того что она является базой для установления цели организации, помогает выработке стратегии, дает подход к расширению ресурсов организации и оценке их использования, расширяет для работников смысл и содержание деятельности и тем самым позволяет применять широкий спектр методов и приемов мотивации, миссия не должна нести в себе конкретные указания того, как и в какие сроки следует действовать организации. Она задает только основные направления движения развития организации и определяет отношение организации к процессам и явлениям, протекающим внутри и вне организации.
4. миссия должна быть ясной и понятной всем, кто имеет отношение к организации