Анкетирование учащихся и родителей
Анкетирование учащихся и родителей
Продолжите предложения:
- Конфликт – это______________________________________
- Причиной конфликта может быть_______________________
- Конфликт может привести к тому, что___________________
- Чаще всего поводом для конфликта в семье может быть____
- Для того, чтобы избежать конфликт, нужно_______________
Анкетирование родителей
- Считаете ли Вы необходимостью поднимать проблему конфликтов на родительском собрании?
- Бывают ли у вас конфликтные ситуации в семье?
- Как Вы их разрешаете?
- Можно ли вообще обойтись в жизни без конфликтов?
- Можете ли Вы поделиться опытом выхода из конфликтных ситуаций, связанных с вашим сыном или дочерью?
Анкетирование учащихся
Ответь, по возможности честно и правдиво, на поставленные вопросы:
- Ты – конфликтный человек?
- Легко ли тебе выяснять с кем-то отношения?
- Что ты чувствуешь после того, как ты выяснил с кем-то отношения?
- Становишься ли ты умнее после выхода из конфликтной ситуации, делаешь ли для себя какие-нибудь выводы?
- С кем ты чаще всего конфликтуешь?
- Что может стать поводом к конфликтной ситуации?
- Кто первым пытается разрешить конфликт – ты или другая сторона?
- Что ты, как правило, отстаиваешь в конфликте?
- Меняется ли твое отношение к людям, с которыми ты конфликтовал?
- Нужно ли учиться людям разрешать конфликтные ситуации?
Подготовка ситуации для анализа
Ситуация 1.
После собрания родители приходят домой и в ярости требуют объяснений от ребенка. Они говорят о том, что с такими результатами никуда не возьмут после школы. Ученик спокойно отвечает: “Значит, пойду работать”. Как поступить в подобной ситуации?
Ситуация 2.
Родители подарили деньги своему ребенку с определенной целью. Он их истратил не по назначению, купил то, что ему давно хотелось. Родители были возмущены, а в свой адрес ребенок услышал много гневных слов. В конце концов он хлопнул дверью и ушел из дома.
Ситуация 3.
Между матерью и дочерью в течении полугода происходят жаркие схватки по поводу того, когда пятнадцатилетняя дочь должна возвращаться домой. Мать настаивает на том, что она должна приходить не позднее 9 часов вечера, дочь считает, что здесь вообще невозможны никакие ограничения.
Ситуация 4.
Вы возвращаетесь с работы домой и уже на лестнице слышите громкую музыку, веселье в вашем доме. Вы входите в квартиру и видите веселящихся друзей вашего ребенка и его самого. В доме – полный беспорядок. Ваш ребенок смотрит на вас и говорит: “Привет! Мы немного повеселимся! Не возражаешь?”
Памятка для родителей
Уважаемые папы и мамы!
Конфликтная ситуация может коренным образом изменить Вашу жизнь!
Постарайтесь, чтобы эти изменения были в лучшую сторону!
- Прежде чем Вы вступите в конфликтную ситуацию, подумайте над тем, какой результат от этого Вы хотите получить.
- Утвердитесь в том, что этот результат для Вас действительно важен.
- В конфликте признавайте не только свои интересы, но и интересы другого человека.
- Соблюдайте этику поведения в конфликтной ситуации, решайте проблему, а не сводите счеты.
- Будьте тверды и открыты, если убеждены в своей правоте.
- Заставьте себя слышать доводы своего оппонента.
- Не унижайте и не оскорбляйте другого человека для того, чтобы потом не сгорать со стыда при встрече с ним и не мучиться раскаянием.
- Будьте справедливы и честны в конфликте, не жалейте себя.
- Умейте вовремя остановиться, чтобы не остаться без оппонента.
- Дорожите собственным уважением к самому себе, решаясь идти на конфликт с тем, кто слабее Вас.
Что делать родителям, чтобы сохранить любовь и уважение своих подросших детей?
- Не следует видеть в самостоятельности ребенка угрозу его лишиться.
- Помните, что ребенку нужна не столько самостоятельность, сколько право на нее.
- Чтобы ребенок выполнил то, что Вам нужно, постарайтесь сделать так, чтобы он сам этого захотел.
- Не злоупотребляйте опекой и контролем, не перегружайте его.
- Не создавайте в семье “революционную ситуацию”, а если создали, то приложите все усилия, чтобы разрешить ее мирным путем.
- Не забывайте слова И.В. Гете: “В подростковом возрасте многие человеческие достоинства проявляются в чудачествах и неподобающих поступках”.
За что и против чего ведет борьбу ребенок в переходном возрасте?
- За то, чтобы перестать быть ребенком.
- За прекращение посягательств на его физическое начало, неприкосновенность.
- За утверждение среди сверстников.
- Против замечаний, обсуждений, особенно ироничных, по поводу его физической взрослости.
Советы для родителей:
- Необходимо помочь подростку найти компромисс души и тела.
- Все замечания делать доброжелательным, спокойным тоном, не используя ярлыков.
- Нужно подробно познакомить подростка с устройством и функционированием организма, подобрать соответствующую литературу по этому вопросу.
- Необходимо помнить, что пока развивается тело ребенка, болит и ждет помощи его душа.
ХОД СОБРАНИЯ
Конфликт – это опасение хотя бы одной стороны,
что ее интересы нарушает, ущемляет,
игнорирует другая сторона.
Ульям Линкольн
От любви до ненависти один шаг,
от ненависти к любви километры шагов.
Сенека
У нас каждое дело должно пройти пять стадий:
шумиху, неразбериху, поиск виновного,
наказание невиновного и
награждение непричастного.
Идея Паркинсона
Конфликты – это спор, ссора, скандал, в которых стороны не скупятся на взаимные упреки и оскорбления. Самое страшное в конфликте – это чувства, которые люди испытывают друг к другу. Страх, злоба, обида, ненависть, – главное чувство конфликта.
Без конфликтов жизнь не возможна, нужно научиться их конструктивно разрешать. Для того, чтобы научиться разрешать конфликтную ситуацию, нужно научиться осознавать масштабы и детали разногласий и открыто обсуждать их. Заглаживание конфликтной ситуации, уход от ее решения может привести к проблемам куда более серьезным:
- проблемам физического плана, связанные со здоровьем;
- проблемам психологического плана (уход в себя, в свою душевную боль, изменение характера человека, психическое расстройство, суицид и т.д.);
- проблемам социального плана (потеря семьи, развод, потеря работы, потеря себя).
Главная способность в конфликте – способность к конфронтации-объяснению. Это – умение:
- отстаивать свою позицию открыто, “лицом к лицу”;
- оценивать саму конфликтную ситуацию, ее содержание, а не человеческие качества своего партнера;
- сохранить личностные отношения всех участников конфликта.
Чтение отрывков из сочинений учащихся “Конфликт отцов и детей. Миф и реальность?!”
Анкетирование учащихся и родителей
Продолжите предложения:
- Конфликт – это______________________________________
- Причиной конфликта может быть_______________________
- Конфликт может привести к тому, что___________________
- Чаще всего поводом для конфликта в семье может быть____
- Для того, чтобы избежать конфликт, нужно_______________
Анкетирование родителей
- Считаете ли Вы необходимостью поднимать проблему конфликтов на родительском собрании?
- Бывают ли у вас конфликтные ситуации в семье?
- Как Вы их разрешаете?
- Можно ли вообще обойтись в жизни без конфликтов?
- Можете ли Вы поделиться опытом выхода из конфликтных ситуаций, связанных с вашим сыном или дочерью?
Анкетирование учащихся
Ответь, по возможности честно и правдиво, на поставленные вопросы:
- Ты – конфликтный человек?
- Легко ли тебе выяснять с кем-то отношения?
- Что ты чувствуешь после того, как ты выяснил с кем-то отношения?
- Становишься ли ты умнее после выхода из конфликтной ситуации, делаешь ли для себя какие-нибудь выводы?
- С кем ты чаще всего конфликтуешь?
- Что может стать поводом к конфликтной ситуации?
- Кто первым пытается разрешить конфликт – ты или другая сторона?
- Что ты, как правило, отстаиваешь в конфликте?
- Меняется ли твое отношение к людям, с которыми ты конфликтовал?
- Нужно ли учиться людям разрешать конфликтные ситуации?
Подготовка ситуации для анализа
Ситуация 1.
После собрания родители приходят домой и в ярости требуют объяснений от ребенка. Они говорят о том, что с такими результатами никуда не возьмут после школы. Ученик спокойно отвечает: “Значит, пойду работать”. Как поступить в подобной ситуации?
Ситуация 2.
Родители подарили деньги своему ребенку с определенной целью. Он их истратил не по назначению, купил то, что ему давно хотелось. Родители были возмущены, а в свой адрес ребенок услышал много гневных слов. В конце концов он хлопнул дверью и ушел из дома.
Ситуация 3.
Между матерью и дочерью в течении полугода происходят жаркие схватки по поводу того, когда пятнадцатилетняя дочь должна возвращаться домой. Мать настаивает на том, что она должна приходить не позднее 9 часов вечера, дочь считает, что здесь вообще невозможны никакие ограничения.
Ситуация 4.
Вы возвращаетесь с работы домой и уже на лестнице слышите громкую музыку, веселье в вашем доме. Вы входите в квартиру и видите веселящихся друзей вашего ребенка и его самого. В доме – полный беспорядок. Ваш ребенок смотрит на вас и говорит: “Привет! Мы немного повеселимся! Не возражаешь?”
Памятка для родителей
Уважаемые папы и мамы!
Конфликтная ситуация может коренным образом изменить Вашу жизнь!
Постарайтесь, чтобы эти изменения были в лучшую сторону!
- Прежде чем Вы вступите в конфликтную ситуацию, подумайте над тем, какой результат от этого Вы хотите получить.
- Утвердитесь в том, что этот результат для Вас действительно важен.
- В конфликте признавайте не только свои интересы, но и интересы другого человека.
- Соблюдайте этику поведения в конфликтной ситуации, решайте проблему, а не сводите счеты.
- Будьте тверды и открыты, если убеждены в своей правоте.
- Заставьте себя слышать доводы своего оппонента.
- Не унижайте и не оскорбляйте другого человека для того, чтобы потом не сгорать со стыда при встрече с ним и не мучиться раскаянием.
- Будьте справедливы и честны в конфликте, не жалейте себя.
- Умейте вовремя остановиться, чтобы не остаться без оппонента.
- Дорожите собственным уважением к самому себе, решаясь идти на конфликт с тем, кто слабее Вас.
Что делать родителям, чтобы сохранить любовь и уважение своих подросших детей?
- Не следует видеть в самостоятельности ребенка угрозу его лишиться.
- Помните, что ребенку нужна не столько самостоятельность, сколько право на нее.
- Чтобы ребенок выполнил то, что Вам нужно, постарайтесь сделать так, чтобы он сам этого захотел.
- Не злоупотребляйте опекой и контролем, не перегружайте его.
- Не создавайте в семье “революционную ситуацию”, а если создали, то приложите все усилия, чтобы разрешить ее мирным путем.
- Не забывайте слова И.В. Гете: “В подростковом возрасте многие человеческие достоинства проявляются в чудачествах и неподобающих поступках”.
За что и против чего ведет борьбу ребенок в переходном возрасте?
- За то, чтобы перестать быть ребенком.
- За прекращение посягательств на его физическое начало, неприкосновенность.
- За утверждение среди сверстников.
- Против замечаний, обсуждений, особенно ироничных, по поводу его физической взрослости.
Советы для родителей:
- Необходимо помочь подростку найти компромисс души и тела.
- Все замечания делать доброжелательным, спокойным тоном, не используя ярлыков.
- Нужно подробно познакомить подростка с устройством и функционированием организма, подобрать соответствующую литературу по этому вопросу.
- Необходимо помнить, что пока развивается тело ребенка, болит и ждет помощи его душа.
ХОД СОБРАНИЯ
Конфликт – это опасение хотя бы одной стороны,
что ее интересы нарушает, ущемляет,
игнорирует другая сторона.
Ульям Линкольн
От любви до ненависти один шаг,
от ненависти к любви километры шагов.
Сенека
У нас каждое дело должно пройти пять стадий:
шумиху, неразбериху, поиск виновного,
наказание невиновного и
награждение непричастного.
Идея Паркинсона
Конфликты – это спор, ссора, скандал, в которых стороны не скупятся на взаимные упреки и оскорбления. Самое страшное в конфликте – это чувства, которые люди испытывают друг к другу. Страх, злоба, обида, ненависть, – главное чувство конфликта.
Без конфликтов жизнь не возможна, нужно научиться их конструктивно разрешать. Для того, чтобы научиться разрешать конфликтную ситуацию, нужно научиться осознавать масштабы и детали разногласий и открыто обсуждать их. Заглаживание конфликтной ситуации, уход от ее решения может привести к проблемам куда более серьезным:
- проблемам физического плана, связанные со здоровьем;
- проблемам психологического плана (уход в себя, в свою душевную боль, изменение характера человека, психическое расстройство, суицид и т.д.);
- проблемам социального плана (потеря семьи, развод, потеря работы, потеря себя).
Главная способность в конфликте – способность к конфронтации-объяснению. Это – умение:
- отстаивать свою позицию открыто, “лицом к лицу”;
- оценивать саму конфликтную ситуацию, ее содержание, а не человеческие качества своего партнера;
- сохранить личностные отношения всех участников конфликта.
Чтение отрывков из сочинений учащихся “Конфликт отцов и детей. Миф и реальность?!”