В чем состоит сущность и задача маркетинговых исследований? (т.3.)
Маркетинговые исследованияпредставляют собой сбор, обработку и анализ данных с целью уменьшения неопределенности, сопутствующей принятию маркетинговых решений. Маркетинговые исследования — это функция, которая через информацию связывает туристское предприятие с рынками, потребителями, конкурентами и другими элементами среды его функционирования. Предпосылкой любого маркетингового исследования является управленческое решение, для принятия которого необходима соответствующая информация. Процесс получения такой информации представляет собой исследование в полном объеме, со всеми формальными требованиями.
Маркетинговые исследования подразделяются на три типа:
· предварительные (собирается предварительная информация, помогающая составить гипотезу);
· описательные(дается констатация тех или иных фактов или событий);
· аналитические (проверка гипотез о причинно-следственных связях).
Задачи маркетинговых исследований могут быть самыми различными, наиболее типичными из которых можно считать следующую «горячую десятку»:
· оценка рыночного потенциала предприятия;
· анализ доли рынка;
· изучение характеристик рынка;
· анализ продаж;
· изучение тенденции деловой активности;
· нахождение потенциальных потребителей,
· оценка их потребностей, существующего и будущего спроса;
· текущие наблюдения за целевым рынком;
· прогнозирование долговременных тенденций развития рынка;
· изучение деятельности конкурентов;
· анализ степени удовлетворенности потребителей предлагаемыми услугами.
Исключительно важную роль имеют маркетинговые исследования при проведении ситуационного анализа. Он является действенным методом самоанализа и самоконтроля за результатами хозяйственной деятельности предприятия и управления маркетингом. Цель ситуационного анализа — показать руководству и специалистам своеобразный «срез» того положения, в котором на момент проведения анализа находится предприятие. Хорошо проведенный ситуационный анализ позволяет руководству даже процветающей фирмы избавиться от иллюзий и трезво взглянуть на положение вешей, наметить новые, более перспективные направления развития предприятия.
В маркетинговых исследованиях также широко применяется системный анализ, поскольку он позволяет рассматривать любую рыночную ситуацию как некий объект для изучения с большим диапазоном внутренних и внешних причинно-следственных связей. Характерным для маркетинговых исследований является и комплексный подход.
Комплексный подход позволяет исследовать рыночную ситуацию, рассматривая ее как объект, имеющий разные проявления. Например, проблематика рынка конкретного туристского продукта может быть связана с изменением спроса или цены, т.е. с такими аспектами исследуемого объекта (или ситуации), с помощью которых можно определить стратегические и оперативные решения выхода из создавшегося положения.
При выработке и реализации стратегии и тактики маркетинга используется и программно-целевое планирование. Более того, можно отметить, что маркетинг — это и есть программно-целевой подход к рыночной деятельности, на основе которого строится вся плановая маркетинговая работа туристского предприятия.
Линейное программирование как математический метод выбора оптимального решения (с минимальными расходами, максимальной прибылью, наименьшими затратами усилий или времени) также находит применение при решении ряда задач: например, при разработке наиболее выгодных туров в условиях ограниченных ресурсов, планировании маршрутов.
Разрешению реальных маркетинговых ситуаций существенно помогает метод деловых игр, позволяющий при поиске оптимальных решений «проигрывать» упрощенные модели (например, поведения потребителей туристских услуг).
Экономико-математические методы дают возможность с учетом действующих факторов определить оптимальные маркетинговые стратегии, действия конкурентов, а также оценить оптимальные затраты для получения требуемого объема прибыли.
Чрезвычайно широко в маркетинге используются методы экспертных оценок. Они позволяют достаточно оперативно получить ответ о возможных процессах развития того или иного события на рынке, выявить сильные и слабые стороны туристского предприятия, оценить целесообразность и эффективность тех или иных маркетинговых мероприятий.