Какие основные контуры реализации концепции маркетинга на туристском предприятии? (т.2.)

Основываясь на принципиальной методологии маркетинга как рыночной концепции управления, и рассматривая маркетинг в туризме как систему, следует исходить из того, что она содержит в себе определенные составные части, рассматривая которые во взаимосвязи и взаимодействии, можно очертить такие основные контуры реализации концепции маркетинга на туристском предприятии как:

· Анализ рыночных возможностей

· Определение перспективного целевого рынка

· Выбор маркетинговой стратегии

· Разработка комплекса маркетинга

· Разработка вспомогательных систем маркетинга

Процесс маркетинговой деятельности начинается с анализа рыночных возможностей.Эта задача решается проведением комплекса маркетинговых исследований. Их результатом является анализ исходной ситуации и конкретные рекомендации по определению перспектив деятельности турфирмы с учетом наиболее привлекательных направлений вложения капитала. На основе сопоставления выявленных рыночных возможностей с целями и ресурсами предприятия определяют его маркетинговые возможности.

Определение маркетинговых возможностей позволяет осуществить выбор наиболее перспективных целевых рынковтуристской фирмы. Такой подход позволяет не распылять маркетинговые усилия, работая на весь рынок, а сосредоточить их на удовлетворении потребностей избранных групп клиентов, обслуживать которых предприятие в состоянии и ему это выгодно.

Далее осуществляется выбор оптимальной маркетинговой стратегии,что уменьшает степень неопределенности и риска в маркетинговой деятельности и обеспечивает концентрацию ресурсов на выбранных приоритетных направлениях. Стратегии конкретизируются в программах.

Практическая реализация стратегии маркетинга связана с выбором средств, обеспечивающих материализацию поставленных целей и задач. Поэтому важнейшее место в маркетинговой деятельности занимает разработка комплекса маркетинга.Это совокупность средств воздействия на потребителей целевого рынка с целью вызвать у них желаемую ответную реакцию. Основными элементами успешно функционирующего комплекса маркетинга туристской фирмы являются: Целевой рынок Туристский продукт Сбыт Цена Коммуникации.

В последнее время часто выделяются еще несколько составляющих комплекса маркетинга:

· персонал, его квалификация и обучение;

· процесс предоставления услуги;

· окружение.

Учитывая чрезвычайную важность комплекса маркетинга в рамках обшей маркетинговой стратегии, разрабатываются частные стратегии по всем его основным элементам:

· продуктовая стратегия;

· ценовая стратегия;

· сбытовая стратегия;

· коммуникационная стратегия.

Продуктовая стратегия предусматривает разработку туристского продукта, в наибольшей степени соответствующего потребностям туристов, а также разработку и внедрение на рынок новых туристских услуг

Ценовая стратегия подразумевает определение поведения предприятия на рынке в расчете на длительную перспективу и ценовой тактики на более короткий период применительно к каждому туристскому продукту, а также конкретному сегменту рынка.

Сбытовая стратегия включает определение каналов, форм и методов доведения туристского продукта до потребителя.

Коммуникационная стратегия определяет целенаправленную деятельность туристской фирмы по распространению положительных сведений о себе и о своем продукте. К этой деятельности относятся реклама, стимулирование сбыта, личные продажи, пропаганда, а также участие в выставочных мероприятиях и формирование фирменного стиля.

Для обеспечения эффективности управления маркетингом требуется разработка его вспомогательных систем:

· маркетинговой информации;

· организации маркетинга;

· маркетингового контроля.

Система маркетинговой информации обеспечивает получение, систематизацию, оценку и использование сведений, характеризующих состояние внешней и внутренней среды туристского предприятия. Без объективной, актуальной, достаточно полной маркетинговой информации невозможно принятие оперативных и стратегических решений.

Система организации маркетинга направлена на создание соответствующей организационной структуры туристского предприятия, обеспечивающей реализацию маркетинговых мероприятий.

Для постоянного слежения за выполнением маркетинговых стратегий и программ создается система маркетингового контроля.

Наши рекомендации