PR, маркетинг ,реклама — этажи одного дома
В 2004 г. в Америке появилась книга «Расцвет пиара и упадок рекламы». Критики назвали ее одним из самых гениальных учебников по маркетингу и рекламе.
Авторы делятся с читателем своим открытием: в западном мире происходит переход от маркетинговой политики, основанной на рекламе, к политике, ориентированной на связи с общественностью. Эту книгу вполне могли не заметить: в мире ежегодно выходят тысячи единиц профессиональной литературы. Если бы не одна ее особенность...
Автор книги — великий Эл Райе, тот самый, что в соавторстве с Джеком Траутом в 70-е гг. XX в. создал теорию позиционирования.
Традиционный маркетинг воспринимал человека как потребителя, то есть был обращен к нему в его единственной функции — функции потребления. Главное — завоевать его внимание, поэтому маркетинговые действия очень напоминали военную стратегию. Самая известная книга по маркетингу Траута и Раиса так и называлась — «Маркетинговые войны». Авторы представляли сознание потребителя в качестве территории, за обладание которой торговые марки ведут войну. Ее суть заключалась в стремлении оккупировать как можно больше «сознательного» пространства.
Спустя тридцать лет Эл Райе констатировал: маркетинг изменил свою «ориентацию». Войны остались в прошлом. Рекламе доверяют все меньше. Да и как доверять голосу самой компании, ко торая требует покупать ее товары! Доверяют PR: качественному, креативному, профессиональному. Потому что PR умеет сообщать потребителям нужные сведения не напрямую, а как бы из третьих рук: через средства массовой информации, с помощью экспертов или лидеров общественного мнения, подключая эмоционально насыщенные события.
Разумеется, Эл Райе не отвергает рекламу, но видит в ней в первую очередь механизм продвижения уже существующих брендов. PR создает новые бренды, на него опирается «кризисный менеджмент». И, что самое важное, PR содействует созданию важнейшего нематериального актива любой компании — ее репутации.
В сентябре 1998 г. в Москве проходила международная конференция «Маркетинг в России: мировая практика и российский опыт». В конференции участвовал автор самых, пожалуй, популярных в нашей стране книг по маркетингу — американец Филипп Котлер. Одна участница задала ему вопрос по поводу его знаменитого маркетингового комплекса (marketing mix), включающего в себя 4«Р»: товар (product), цена (price), место (place) и продвижение (promotion). «Какое место вы отводите public relations в системе маркетинга?»— спросила любознательная девушка. Мэтр ответил, что считает возможным включить в маркетинг также общественное мнение (public opinion) и политику (policy). Кстати, в последней книге Ф. Котлера «Основы маркетинга» маркетинговый комплекс выглядит так: товар, цена, продвижение и распространение товара.
«Эпоха потребления» (50-60-е гг.) в западных странах обнаружила, что основной проблемой управления стало не производство, а организация сбыта. В условиях рынка оказалось, что самое главное — не произвести, а продать. При этом мало довести товар до прилавка, надо еще убедить потребителя купить его в условиях огромного выбора. Возник маркетинг, который поначалу многие путали с коммерческими усилиями по сбыту. Пространство маркетинга включало в себя разнообразные виды деятельности: исследования, разработку товара, присвоение марочных названий, рекламу, организацию распространения, установление цен, стимулирование сбыта и т. д. В середине 70-х гг возникла концепция, «включающая» PR в сферу маркетинга В различных руководствах по маркетингу и бизнесу, в том числе и в книгах Ф. Котлера, PR стал рассматриваться как одна из маркетинговых коммуникаций, наряду с рекламой, sales promotion и direct marketing.
Против подчинения PR маркетингу решительно высказались ведущие специалисты в области связей с общественностью. Они выступили против слияния функций маркетинга и PR. Связи с общественностью были позиционированы как самостоятельная область деятельности, которая на управленческом уровне определяет общую стратегию организации.
Объективности ради необходимо отметить, что у PR и маркетинга много общего.
Они используют одинаковые инструменты: методы анализа и прогноза, обработки данных, стратегию сегментирования и т. д. И PR, и маркетинг сопровождают все процессы управления: исследование и анализ, планирование, реализацию плана, контроль и оценку результатов. И PR, и маркетинг признают важность работы с людьми и содействуют этому.
Цели PR и маркетинга во многом похожи: они стремятся к достижению взаимопонимания между компанией и клиентами; заботятся о качестве товаров, образе и репутации компании.
Тем не менее можно выделить и ряд фундаментальных отличий. Воспользуемся авторитетом американских специалистов в области PR У. Элинга, Дж. Уайта и Дж. Грюнига и кратко сформулируем эти различия.
Теоретические основы PR находятся в социальной психологии и социологии, а маркетинга — в экономике и в «узкой сфере» психологии — психологии потребительского поведения. Социальный фокус PR — многочисленные целевые аудитории, маркетинг в центр внимания ставит потребителя. PR стремится поддерживать сбалансированные связи, откликается на требования социальной среды, организует диалог. Маркетинг решает задачи изучения интересов и потребностей людей в продукте (или услуге) и возможности воздействия на них рекламными и другими средствами. Стратегию маркетинга можно свести к стремлению подчинить потребителя товару, стратегию PR — к созданию благоприятной среды для работы компании.
Основное средство маркетинга — убеждающее воздействие. Для PR важна коммуникация в форме диалога. С помощью PR организация отслеживает интересы клиентов, служащих, акционеров, чиновников и т. д. Специалисты PR выявляют назревающие проблемы и угрозы — признаки ухудшающихся связей с общественностью. Их задача — помогать руководству средствами коммуникации разрешать конфликты и налаживать двусторонние связи.
Одним словом, маркетинг ориентирован на рынок и сбыт, a PR — на общественное мнение. Маркетинг дает возможность ответить на вопросы: что продавать? по какой цене продавать? кому продавать? в какой форме продавать? Миссия маркетинга — продвижение, стимулирование сбыта товаров и создание мотиваций для покупки.
Public relations отвечает прежде всего на два вопроса: какой быть организации и как сделать ее такой? Миссия PR — создание и сохранение взаимопонимания между организацией и общественностью. Зависит ли маркетинг от связей с общественностью? В 1907 г. «исторический отец PR», будущий советник династии Рокфеллеров Айви Ли опубликовал в американских газетах «Декларацию о принципах» — первый моральный кодекс будущей профессии. В ней было сказано: «Наша цель заключается в том, чтобы откровенно и открыто... предоставлять прессе и общественности США своевременную и точную информацию по вопросам, имеющим ценность и интерес для общества»1. Для определения своей деятельности Айви Ли пользовался термином publicity и главную задачу новой деятельности сводил в первую очередь к работе с прессой (mass media relations) с целью promotion. С позиций этого подхода основная функция PR — обмен и продвижение информации, различные формы рекламирования.
Со временем специалисты расширили и углубили представления о связях с общественностью, выделив PR из ряда коммуникативных дисциплин и отнеся его к разряду управленческих. Но именно эти два «кита» — publicityи promotion— оказались наиболее ясной и, главное,наиболее видимой частью PR. Именно они особенно
востребованы маркетингом.
Теперь поговорим о терминологии. Здесь много неясностей, поэтому выскажем свое мнение, не претендуя на истину в последней инстанции.
Promotion,или продвижение. Среди многих определений данного понятия выберем простейшее — создание и стимулирование интереса к товару, услуге (а также к персоне, организации и др.). Нередко термин «продвижение», или «комплекс продвижения», заменяют более современным и популярным понятием «интегрированные маркетинговые коммуникации» (ИМК).
По мнению Ф. Котлера, этот третий компонент маркетинга состоит из рекламы, стимулирования сбыта, личных продаж и связей с общественностью. Современный метод ИМК требует координации всех четырех средств коммуникации и ведет к разработке единой и* стратегии. Его суть заключается в поиске возможностей уделять больше внимания самому клиенту, а не продаже товаров, установить с ним прочные взаимоотношения.
В этом контексте PR, включенный в комплекс продвижения, мо-*ет играть особую роль, замечательную во всех отношениях. Связи с общественностью помогают установить контакт с теми покупателями, которые не читают рекламных объявлений. Сообщение поступит к клиентам не в форме торговой рекламы, а в виде информаци онных сообщений, статей, очерков. Такое сообщение, несомненно, покажется им более правдоподобными.
Однако специалисты продолжают спор о том, считать ли promotion одной из функций PR или, наоборот, что PR наряду с рекламой выполняет в стратегии promotion определенные функции. Как правило, эти споры ведут теоретики, а практики не сомневаются в том, без PR-технологий представить современный маркетинг просто невозможно.
Publicity.Это своего рода «девичья фамилия» связей с общественностью. Первый термин, который обозначил появление новой социальной деятельности — связей с общественностью, — и первая их функция.
Одно из определений этого понятия — формирование положительной известности организации, личности (товара, услуги) путем распространения специально подготовленных информационных сообщений через масс-медиа, организацию различных акций, деловых контактов и т. д.
В начале XX в. термин «паблисити» означал цикл одновременных публикаций в газетах разного типа, посвященных политику, бизнесмену, артисту.
Одно из направлений современных связей с общественностью — паблисити товара (product publicity): вывод на рынок и продвижение нового продукта, а также поддержание на новой стадии жизненного цикла знакомого продукта.
Механизм паблисити — создание благоприятного мнения общественности и о компании, и о продукте. Его можно назвать одним из важнейших механизмов PR: с одной стороны, он оказывает воздействие на увеличение объема продаж, с другой — не-i посредственно связан с формированием имиджа, управлением репутацией.
Образно говоря, паблисити — это яркий луч внимания, направленный вами на вашу компанию, «...информирование клиентов и партнеров (имеющихся и потенциальных) о своих новостях. Это и есть паблисити», — отмечает Д. Доти1.
С задачей паблисити неплохо справляются и пресс-службы (или пресс-секретари). Пресс-служба своевременно информирует общественность о делах компании: кадровых перестановках, внедрении современных технологий, новой номенклатуре товаров, важных контактах руководителей и т. д.
Специалист по связям с общественностью, реализуя задачу паблисити, инициирует участие компании в решении социально значимых проблем: в борьбе за чистоту окружающей среды, участии а благотворительных проектах, спонсорстве важных спортивных, зрелищных, культурных событий.
PR и реклама
У рекламы только одна цель — продать, все остальное от лукавого...
Р. Рг/бикам
По мнению одного из первых отечественных теоретиков в области PR Е. Блажнова, «PR — это особая реклама, реклама дальнего действия, готовящая будущий рынок, будущее состояние умов, предстоящие действия...»1.
Это, скорее всего, не определение, а лишь оригинальное умозаключение по поводу нового для автора субъекта коммуникативного пространства. Существуют реальные примеры того, как, называя свои действия рекламой, люди занимались исключительно связями с общественностью. С. Катлип, автор американской «библии PR», книги «Эффективные связи с общественностью», сообщает, что в 1915 г. семь американских банкиров основали Ассоциацию финансовой рекламы исключительно с целью организации связей с общественностью. Неведомый еще PR воспринимался в те годы как реклама высокого уровня.
Современные российские руководители пока не слишком искурены в определениях и очень часто воспринимают PR как разновидность рекламы, иногда — как саморекламу. Отличия PR от рекламы, по выражению Г. Л. Тульчинского, «столь же тонки, сколь и существенны».
Ф. Котлер, определяя PR, подчеркивает, что в отличие от рекламы в этой сфере деятельности используются «редакционные, а| не платные места» в СМИ. Это, конечно, очень заманчиво, если бы не сопровождалось некоторыми неприятными ограничениями. Предоставив масс-медиа свою информацию, вы уже почти не имее- I те контроля над содержанием, форматом и временем публикации. Вы можете написать все, что угодно, но не можете диктовать СМИ, как и когда это нужно напечатать или «озвучить». Вы лишь обеспечиваете журналистов письменными материалами, которые они | используют по своему усмотрению.
Реклама — контролируемый способ сообщения информации. Вы имеете почти полный контроль над содержанием, форматом, выбором времени и размером вашего сообщения. Никаких неприятных ограничений. Но за удовольствие нужно платить, именно поэтому! реклама — дорогое удовольствие.
К PR нельзя подходить с калькулятором и логарифмической ли-1 нейкой. PR ориентирован на позиционирование и продвижение не столько товара, сколько компании, и не на рынке, а в обществе, в социальной среде.
Расходы на рекламу, как правило, можно точно рассчитать, а еа
эффект — спрогнозировать.
Затраты на рекламу обычно непосредственно входят в издержки! производства и включаются в цену товара. Затраты же на PR, как пра-| вило, покрываются из бюджета развития компании (за рубежом —I из стратегического бюджета) и, таким образом, при расчете цены учитываются лишь опосредованно.
Реклама продает — это ее главная цель. С помощью PR до целевых аудиторий фирмы доводится сообщение о том, что она стремится! не только получить прибыль, но и быть хорошим членом общества,! вносить вклад в его социальное и культурное развитие. Поэтому PR-I мероприятия нередко бывают затратными.
Реклама четко идентифицирована в средствах информации с оплаН ченным информированием. Читатели и зрители знают, что эта послание оплатила заинтересованная в нем компания. Факт знания о пристрастности коммуникатора служит определенной защитой против влияния его сообщения. В одном современном исследо-вании, проведенном в США, было обнаружено, что только 12 щ школьников шестого класса верят, что телевизионная реклама всегда или большую часть времени говорит правду; к десятому классу таких школьников остается лишь 4 %.
Информация, транслируемая PR-специалистами, не ассоциируется у ее получателей с оплаченным продвижением. Кроме того, пиарщики нередко вовлекают средства массовой информации в свои действия: это взаимодействие может принимать форму совместных проектов или информационного спонсорства, то есть обязательно должно быть взаимовыгодным.
Еще Ги де Мопассан назвал рекламу «двигателем деловой жизни» и посетовал на то, что рекламщики применяют грубые приемы, привлекая внимание публики «барабанным боем и пушечной пальбой...»1.
Перешагнувший порог третьего тысячелетия житель любой экономически развитой страны получает ежедневно десятки коммерческих предложений и вынужден принимать бесконечные решения: отказаться — приобрести. Средний американец за свою жизнь увидит более 7 млн рекламных объявлений.
PR-статья или информация никогда не будет напрямую призывать читателя отдать предпочтение конкретному товару или компании. С помощью средств PR читатель, зритель или слушатель получают информацию как бы «из третьих рук». Несомненно, такие сообщения выглядят более достоверными. Кроме того, как правило, PR-новости — это хорошие новости.
В одной PR-шутке сказано: реклама требует у покупателя, чтобы он купил это пианино, a PR устраивает так, чтобы покупатель пришел с просьбой продать ему этот замечательный инструмент.
Мы должны отдать должное рекламе. В современном мире она активно участвует в формировании общественного мнения и, несомненно, оказывает влияние на образ организации в глазах общественности. Как точно отметил английский классик PR С. Блэк, «образ фирмы будет присутствовать даже в рекламе изделия» и. естественно, влиять на общественное мнение.
Следовательно, реклама помогает реализовать те важные коммуникативные задачи, которые непосредственно стоят перед PR.
В огромном рыночном разнообразии товаров и услуг реклама Успешно играет множество замечательных ролей, но главная — это роль посредника. Социальные психологи убедительно доказали: при прочих равных условиях, чем более знаком нам какой-либо предмет, тем он для нас привлекательнее.
Несколько лет назад американская страховая компания «Нортвест Мьючуал Лайф» провела общенациональный социологический опрос, чтобы выяснить, насколько хорошо широкой публике знакомо ее имя. Выяснилось, что среди страховых компаний она занимает тридцать четвертое место. Спустя две недели та же компания провела повторный опрос, оказавшись на этот раз на третьем месте. Что вызвало этот невероятный скачок от безвестности к славе? Всего лишь один миллион долларов, потраченный на телерекламу. Этот пример оставляет без ответа только один вопрос: надолго ли хватит воздействия миллиона?
О том, является ли реклама частью PR, ведутся споры.
Автор разделяет мнение Сэма Блэка и других профессионалов в области PR, считая, что реклама — социальная коммуникация и представляет собой эффективное средство связей с общественностью. Есть основания «ввести» рекламу в арсенал PR-технологий.
Но, как бы там ни было, чтобы достигнуть максимальной эффективности, усилия PR и рекламы должны быть скоординированы.
Особое значение для целей PR-деятельности имеет одна из раз-| новидностей рекламы, имеющая ценностно-ориентированную на-1 правленность, — институциональная, корпоративная (или имиджевая). К этой рекламе относят рекламу логотипа, торговой марки1 и т. д.
Она используется прежде всего для достижения эффекта корпоративной узнаваемости. Любую компанию, стремящуюся занять собственное место в массовом сознании, нелепо упрекать в нескромности: бизнес — занятие публичное. А у публичности — свои законы.
На наш взгляд, эффективные коммуникации любой компании невозможны без всех компонентов этого процесса. PR, реклам и маркетинг — это глаза, уши и сердце успешного бизнеса!
Реклама, маркетинг и PR — этажи одного здания.