Поясните, какой товар в маркетинге называется новым? Приведите основные этапы создания новых товаров.
Под новым товаром в маркетинге понимаются:
1. Качественно совершенно новый товар, аналогов которому на рынке до его появления не было. Требует технологического прорыва, новых открытий и изобретений (ноу-хау), связан с большими затратами.
2. Товар значительно усовершенствованный и допускающий наличие на рынке товаров-аналогов. (компания Philips разработала электролампочки «Счастье семьи», если перегорает основная 90-ваттная нить накаливания, то включается запасная 20-ваттная)
3. Товар, уже обращающийся на рынке, но с некоторыми усовершенствованиями,не изменяющими коренным образом его характеристик. (таких товаров на рынке 70%) (моющее средство в новой удобной упаковке, с дозатором)
4. Товар являющийся традиционным для одних рынков, но новым для других,модификация существующего товара или любые нововведения, которые потребитель считает значимыми.
В маркетинге создание новых товаров связано с выделением следующих этапов:
Поиск идей новых товаров - Оценка и отбор идей - Разработка концепции - Разработка целевой программы - Создание товара - Испытание в рыночных условиях (пробный маркетинг) - Массовое производство и коммерческое освоение
- Поиск идей –должен осуществлятьсясистематически, а не от случая к случаю. Базой для поиска идей являются внешние и внутренние источники по отношению к предприятию:
Внутренние источники:Специалисты, имеющие непосредственное отношение к производству; Изобретатели, научно-исследовательский центр (НИЦ); Маркетологи; Торговый персонал, продавцы (самый главный источник); Специалисты, занимающиеся ремонтом и обслуживанием (Так, компания Volvo, имеет собственную группу по изучению дорожно-транспортных происшествий с участием ее автомобилей. Полученные данные учитываются при разработке новых моделей и модификации существующих).
Внешние источники:Торговые предприятия; Информация о конкурентах; Выставки-ярмарки; Сведения о разработке и внедрении технологий; Предложения потенциальных покупателей; Мнения сторонних специалистов, консультантов; Рекламные агентства
- Оценка и отбор – цель:как можно раньше выявить и отсеять непригодные идеи. При этом необходимо оценить:
- На сколько новый товар соответствует уже имеющемуся ассортименту
- Какие имеются производственные, материальные и финансовые ресурсы для производства нового товара.
- Какие маркетинговые возможности имеет фирма по отношению к данному товару.
- Разработка концепции- предполагает описание характеристик товара и набор выгод, которые он может представить определенной группе потребителей (Концепция определяет желаемое позиционирование товара)
Дается первоначальная экономическая оценка:
- Сок окупаемости
- Уровень необходимых затрат, связанных с разработкой, внедрением и реализацией нового товара.
- Возможная прибыль и возможные потери
- Разработка целевой программы –разрабатываются конкретные мероприятия по выведению нового товара на рынок:
- Анализ целевого рынка 3. Коммуникационная политика
- Выбор каналов сбыта 4. Предполагаемая цена товара и т.д.
- Создание товара- осуществляется превращение идеи в реальный товар, создается лабораторный образец нового товара, с прототипом упаковки, дизайна, товарным знаком, которые будут использоваться в дальнейшем.
Если необходимо, готовятся бумаги на получение патента.
Проводятся испытания с целью доработать товар до уровня самых строгих требований потребителя. Испытания проводятся от нескольких дней до 1-2 лет.
- Пробный маркетинг (тема «Маркетинговые исследования»)
Самый успешный: экспериментальная продажа на контролируемом рынке небольшой партии товара (рыночное тестирование позволяет проверить жизнеспособность нового товара).
- Производственное и коммерческое освоение- Массовое производство товара и разработка всего комплекса маркетинга. При этом важно учитывать фактор времени:
- Если слишком рано вывести товар – могут быть неучтены некоторые недостатки.
- Если затянуть освоение – товар может потерять свою новизну.
Поэтому для эффективно работающего предприятия, главная проблема не как сделать новый товар, а как его сделать первым.
25. Сформулируйте, что такое товарная марка, товарный знак, бренд. Раскройте требования и функции товарного знака.
Товарная марка – имя, термин, знак, символ, рисунок или их сочетания, которые идентифицируют товары предприятия. состав: Марочное имя – это буква, слово или группа букв и слов, которые можно произнести.Марочный знак – символ, рисунок, отличительный цвет или какое-либо обозначение, которое можно опознать, но нельзя произнести.
Марочное имя и марочный знак не обеспечивают их владельцу правовой защиты. Пока не зарегистрированы, как товарные знаки.Товарный знак – это зарегистрированная товарная марка.
Брэнд – популярный товарный знак, образ товарной марки в сознании покупателя.
Требования предъявляемые к товарному знаку:
1. Товарный знак должен быть всегда выделен, он не склоняется и используется только в таком виде, в котором он зарегистрирован.
2. Индивидуальность – использование оригинальных элементов, позволяющих отличить от других товарных знаков.
3. Простота
4. Привлекательным для потребителей.
5. Легко узнаваемым.
Функции товарного знака:
- Информационно- рекламная – идентификация товара и его производителя, пропаганда и реклама товарного знака, облегчение выбора и снижение риска для покупателя.
- Престижная – подтверждение статуса и высокого качества товара.
- Барьерная – защита от подделок.
- Экономическая – товары с известной товарной маркой стоят дороже, чем аналоги с менее популярной товарной маркой.