Типы мотивационных конфликтов (К.Левин)

Конфликт – ситуация, в которой на индивида одновременно действуют противоположно направленные силы равной величины. Возможны 3 типа конфликтынх ситуаций:

1. Нахождение между 2 положительными валентности равной величины: решается легко, решение в пользу 1 цели меняет ее валентность и она становится слабее, чем у цели, от которой человек отказался;

2. Нахождение между 2 отрицательными валентностями равной величины: стратегия избегания (физический уход, маскированный уход, обман – в противовес можно установить барьер, который м.б. физическим, социальным, идеологическим или ценностным, сила барьера зависит от характера ребенка, силы отрицательных валентностей);

3. Нахождение между отрицательной и положительной валентностями: конфликт возникает только тогда, когда они обе находятся в одном месте.

Под когнитивным диссонансом Фестингер понимал некоторое противоречие между двумя или более когнициями. Диссонанс переживается личностью как состояние дискомфорта. Она стремится от него избавиться, восстановить внутреннюю когнитивную гармонию. И именно это стремление является мощным мотивирующим фактором человеческого поведения и отношения к миру.

Хайдер: Человек стремится к согласованности системы знаний о себе и о мире. Система знаний человека состоит из элементов, которые связаны между собой. Человек стремится к ситуациям, где всё находится в балансе.

Отношения между 2 элементами:

1) Нерелевантные – нет связи

2) Консонантные – взаимод-е, 1 эл-т следует из другого.

3) Диссонантные – противоречат друг другу.

Мотивационная функция диссонанса:

1) Человек стремится к уменьшению диссонанса и к консонансу.

2) Человек избегает информации и ситуаций, кот ведут к диссонансу.

Идея редукции напряжения.

Идея может быть изложена в трех основных пунктах: а) между когнитивными элементами может возникать диссонанс; б) суще­ствование диссонанса вызывает стремление уменьшить его или воспрепятствовать его росту; в) проявление этого стремления вклю­чает: или изменение поведения, или изменение знаний, или осто­рожное отношение к новой информации. В качестве примера обычно приводится ставший уже нарицательным пример с курильщиком.

Среди всех этих когнитивных элементов, или «когниций», необходимо различать два типа: относящиеся к поведе­нию (не важно, к чьему) и относящиеся к среде. Пример пер­вых — «я еду сегодня на пикник», пример вторых — «идет дождь». Эти два типа когниций важно различать между собой потому, что степень возможности изменения этих когнитивных элементов раз­лична: легче изменить когниций, касающиеся поведения, чем ког­ниций, касающиеся среды, например суждения относительно оче­видной реальности.

Фестингер описал 4 вида ситуаций диссонанса:

1) из логической непоследовательности, человек зна­ет, что вода замерзает при 0°С, но одновременно полагает,

что стакан льда не растает при +20°С; известно, что люди смертны, а я думаю, что буду жить вечно, и т.д.;

2) из несоответствия когнитивных элементов культурным об­разцам, профессор, выйдя из себя, кри­чит на студента, зная, что это элементарное нарушение педагогических норм. Здесь нет логического несоответствия, но есть несоответствие иного рода, а именно несоответ­ствие принятым в определенной среде нормам поведения;

3) из несоответствия данного когнитивного элемента какой-то более широкой системе когниций. Пример: некий аме­риканский избиратель является демократом, но вдруг на выборах голосует за республиканского кандидата. Осозна­ние того факта, что он — демократ, не соответствует конк­ретному действию, это порождает диссонанс в его когни­тивной структуре, хотя здесь снова чисто логического не­соответствия нет;

4) из несоответствия прошлому опыту. Пример: кто-то вышел без зонта под дождь и думает, что не промокнет, хотя все­гда в прошлом в такой ситуации он промокал до нитки. Между знанием о том, что под дождем всегда промокаешь, и таким когнитивным элементом, относящимся к «среде», как констатация «дождь меня не замочит», существует так­же несоответствие, порождающее диссонанс.

Критика:

по Фестингеру, об­щая величина диссонанса зависит от «взвешенной пропорции тех релевантных элементов, которые являются диссонантными» [там же]. «Взвешенные пропорции» означают, что каждое отношение должно быть взвешено пропорционально важности участвующих элементов. При этом вводится понятие «наименее стойкий эле­мент»: «Максимальный диссонанс, который может существовать между двумя элементами, равен общему сопротивлению измене­нию наименее стойкого элемента». Но тогда сейчас же встает вопрос: как измерить «важность» этих эле­ментов, как выразить степень этой важности и как выявить наиме­нее стойкий элемент? Ответов на эти вопросы автор теории дис­сонанса не дает, путь измерения степени важности когнитивных элементов остается невыясненным.

3 способа редукции когнитивного диссонанса:

Наши рекомендации