Типы мотивационных конфликтов (К.Левин)
Конфликт – ситуация, в которой на индивида одновременно действуют противоположно направленные силы равной величины. Возможны 3 типа конфликтынх ситуаций:
1. Нахождение между 2 положительными валентности равной величины: решается легко, решение в пользу 1 цели меняет ее валентность и она становится слабее, чем у цели, от которой человек отказался;
2. Нахождение между 2 отрицательными валентностями равной величины: стратегия избегания (физический уход, маскированный уход, обман – в противовес можно установить барьер, который м.б. физическим, социальным, идеологическим или ценностным, сила барьера зависит от характера ребенка, силы отрицательных валентностей);
3. Нахождение между отрицательной и положительной валентностями: конфликт возникает только тогда, когда они обе находятся в одном месте.
Под когнитивным диссонансом Фестингер понимал некоторое противоречие между двумя или более когнициями. Диссонанс переживается личностью как состояние дискомфорта. Она стремится от него избавиться, восстановить внутреннюю когнитивную гармонию. И именно это стремление является мощным мотивирующим фактором человеческого поведения и отношения к миру.
Хайдер: Человек стремится к согласованности системы знаний о себе и о мире. Система знаний человека состоит из элементов, которые связаны между собой. Человек стремится к ситуациям, где всё находится в балансе.
Отношения между 2 элементами:
1) Нерелевантные – нет связи
2) Консонантные – взаимод-е, 1 эл-т следует из другого.
3) Диссонантные – противоречат друг другу.
Мотивационная функция диссонанса:
1) Человек стремится к уменьшению диссонанса и к консонансу.
2) Человек избегает информации и ситуаций, кот ведут к диссонансу.
Идея редукции напряжения.
Идея может быть изложена в трех основных пунктах: а) между когнитивными элементами может возникать диссонанс; б) существование диссонанса вызывает стремление уменьшить его или воспрепятствовать его росту; в) проявление этого стремления включает: или изменение поведения, или изменение знаний, или осторожное отношение к новой информации. В качестве примера обычно приводится ставший уже нарицательным пример с курильщиком.
Среди всех этих когнитивных элементов, или «когниций», необходимо различать два типа: относящиеся к поведению (не важно, к чьему) и относящиеся к среде. Пример первых — «я еду сегодня на пикник», пример вторых — «идет дождь». Эти два типа когниций важно различать между собой потому, что степень возможности изменения этих когнитивных элементов различна: легче изменить когниций, касающиеся поведения, чем когниций, касающиеся среды, например суждения относительно очевидной реальности.
Фестингер описал 4 вида ситуаций диссонанса:
1) из логической непоследовательности, человек знает, что вода замерзает при 0°С, но одновременно полагает,
что стакан льда не растает при +20°С; известно, что люди смертны, а я думаю, что буду жить вечно, и т.д.;
2) из несоответствия когнитивных элементов культурным образцам, профессор, выйдя из себя, кричит на студента, зная, что это элементарное нарушение педагогических норм. Здесь нет логического несоответствия, но есть несоответствие иного рода, а именно несоответствие принятым в определенной среде нормам поведения;
3) из несоответствия данного когнитивного элемента какой-то более широкой системе когниций. Пример: некий американский избиратель является демократом, но вдруг на выборах голосует за республиканского кандидата. Осознание того факта, что он — демократ, не соответствует конкретному действию, это порождает диссонанс в его когнитивной структуре, хотя здесь снова чисто логического несоответствия нет;
4) из несоответствия прошлому опыту. Пример: кто-то вышел без зонта под дождь и думает, что не промокнет, хотя всегда в прошлом в такой ситуации он промокал до нитки. Между знанием о том, что под дождем всегда промокаешь, и таким когнитивным элементом, относящимся к «среде», как констатация «дождь меня не замочит», существует также несоответствие, порождающее диссонанс.
Критика:
по Фестингеру, общая величина диссонанса зависит от «взвешенной пропорции тех релевантных элементов, которые являются диссонантными» [там же]. «Взвешенные пропорции» означают, что каждое отношение должно быть взвешено пропорционально важности участвующих элементов. При этом вводится понятие «наименее стойкий элемент»: «Максимальный диссонанс, который может существовать между двумя элементами, равен общему сопротивлению изменению наименее стойкого элемента». Но тогда сейчас же встает вопрос: как измерить «важность» этих элементов, как выразить степень этой важности и как выявить наименее стойкий элемент? Ответов на эти вопросы автор теории диссонанса не дает, путь измерения степени важности когнитивных элементов остается невыясненным.
3 способа редукции когнитивного диссонанса: