Роль логистики в организации эффективного сбыта
Логистика широко ориентирована на потребителя. Ее цель — доставка продукции точно в срок при минимальных затратах на снабжение, хранение, производство, упаковку, сбыт, транспорт, благодаря чему значительно улучшаются условия функционирования всей экономики. Реализуется главная цель логистики путем решения большого комплекса задач.
Задачи, решаемые в логистике, разделяют на три группы:
1) глобальные;
2) общие;
3) частные.
1. Глобальной (главной) задачей в логистике является достижение максимального эффекта с минимумом затрат в условиях нестабильной обстановке на рынке. К глобальным задачам относят также моделирование логистических систем и условий их надежного функционирования.
2. К общим задачам логистики относятся:
1) создание интегрированной системы регулирования материальных и информационных потоков;
2) контроль за движением материальных потоков;
3) определение стратегии и технологии физического перемещения товаров;
4) разработка способов управления движения товаров;
5) стандартизация полуфабрикатов и упаковки;
6) прогнозирование объемов производства, перевозок, складирования;
7) выявление несбалансированности между потребностями и возможностями закупки и производства;
8) прогнозирование спроса на товары, производимые и перемещаемые в рамках логистической системы;
9) распределение транспортных средств;
10) организация предпродажного и послепродажного обслуживания потребителей;
11) оптимизация технической и технологической структур автоматизированных транспортно-складских комплексов.
Таким образом, на основе решений общих задач создается сеть складских систем для обслуживания потребителей, распределяются функции между распределительными складскими центрами и складами потребителей, которые рационально прикрепляют их к пунктам производства.
3. Частные задачи в логистике более узки:
1) создание минимальных запасов;
2) максимальное сокращение времени хранения продукции в запасах;
3) сокращение времени перевозок продукции и т. д.
Таким образом, основными целями коммерческой логистики являются создание интегрированной эффективной системы регулирования и контроля материальных и информационных потоков, обеспечивающей высокое качество поставки продукции; достижение максимальной приспособленности предприятий и фирм в изменяющейся рыночной обстановке, повышение их рыночной доли и получение преимуществ перед конкурентами при минимизации общих логистических затрат и обеспечении комплектности и своевременности поставок; контроль за материальным потоком и соответствие материальных и информационных потоков друг другу; разработка способов управления операциями движения товаров; установление норм стандартизации полуфабрикатов и упаковки; определение объема производства, транспортировки и складирования; установление взаимосвязи между намеченными целями и возможностями закупки и производства.
Логистическая функция — это укрупненная группа логистических операций, направленных на реализацию целей логистической системы.
В соответствии с рассмотренными задачами логистики различают два вида ее функций: оперативные и координационные.
1. Оперативный характер функций связан с непосредственным управлением движения материальных ценностей в сфере снабжения, производства, распределения и мало чем отличается от функций традиционного материально-технического обеспечения.
К функциям в сфере снабжения относится: управление движением сырья, материалов и готовой продукции от поставщика к производственным предприятиям, складам или торговым хранилищам.
В сфере производства функциями логистики являются: управление запасами, включающие контроль движения полуфабрикатов и комплектующих через все стадии производственного процесса, а также перемещение готовой продукции на оптовые склады и розничные рынки сбыта.
Функции управления распределением продукции охватывают оперативную организацию потоков конечной продукции от предприятия-производителя к потребителям.
2. К числу функций логистической координации относятся: выявление и анализ потребностей в материальных ресурсах различных фаз и частей производства; анализ рынков, на которых действует предприятие; обработка данных, касающихся заказываемой продукции.
Перечисленные функции логистики заключаются в координации спроса и предложения. В этом смысле маркетинг и логистика тесно взаимосвязаны, и справедливо следующее определение: «Маркетинг формирует спрос, а логистика его реализует». Таким образом, логистика занимается «объединением» двух сфер: предъявляемого рынком спроса и выдвигаемого компанией предложения, базирующегося на соответствующей информации.
В рамках координационных функций логистики выделяется еще одно направление — оперативное планирование, продиктованное стремлением сократить запасы, не снижая эффективности производственной и сбытовой деятельности фирм. Суть его состоит в том, что на основании прогноза спроса, корректируемого позднее при поступлении реальных заказов, разрабатываются графики перевозок и в целом порядок управления запасами готовой продукции, который в итоге и определяет планирование производства, разработку программ снабжения его сырьем и комплектующими изделиями.
С концептуальных позиций можно выделить следующие функции логистики:
1) системообразующая функция. Логистика представляет собой систему эффективных технологий обеспечения процесса управления ресурсами. В «узком смысле» логистика образует систему управления товародвижением (формирование хозяйственных связей, организация перемещения продукции через места складирования, формирование и регулирование запасов продукции, развитие и организация складского хозяйства);
2) интегрирующая функция. Логистика обеспечивает синхронизацию процессов сбыта, хранения и доставки продукции с ориентацией на рынок средств производства и оказание посреднических услуг потребителям. Она обеспечивает согласование интересов логистических посредников в логистической системе;
3) регулирующая функция. Логистическое управление материальными и сопутствующими потоками направлено на экономию всех видов ресурсов, сокращение затрат живого и овеществленного труда в различных отраслях экономики. В широком смысле управляющее воздействие логистики заключается в поддержании соответствия поведения части логистической системы интересам системы в целом. Чем выше ресурсный потенциал какой-либо подсистемы, тем больше она в своей деятельности должна ориентироваться на стратегию логистической системы. В противном случае при превышении подсистемой определенного, наперед заданного уровня автономности может возникнуть опасность разрушения самой системы;
4) результирующая функция. Логистическая деятельность направлена на поставку продукции в необходимом количестве в указанное время и место с заданным качеством (состоянием) при минимальных издержках. Логистика стремится охватить все этапы взаимодействия «снабжение — производство — распределение — потребление», т. е. она представляет собой алгоритм преобразования ресурсов в поставку готовой продукции в соответствии с существующим спросом.
В практическом плане на современном этапе развития логистический подход состоит в установлении адекватности материального, финансового и информационного потоков, определении технологии оптимального перемещения ресурсов и товаров, выработке стандартных требований к качеству товаров и их упаковке, выявлению центров возникновения потерь времени, нерационального использования материальных и трудовых ресурсов, оборудования и т.п.