Предмет и задачи статистики рынка.
Предмет и задачи статистики рынка.
Предмет статистики рынка – массовые рыночные явления и процессы, поддающиеся количественной оценке. Статистика рынка изучает рыночные отношения, проявляющиеся в первую очередь в форме множества актов купли-продажи. В рыночные отношения вступают между собой рынка товаров и услуг субъекты рынка – продавцы (владельцы товара) и покупатели (владельцы денег).
Функциональные задачи статистики рынка могут быть представлены в следую-
щем порядке:
− сбор и обработка статистической информации;
− оценка и анализ конъюнктуры рынка;
− характеристика структуры рынка;
− оценка и анализ развития рынка;
− региональный анализ рынка;
− характеристика экономических и социальных последствий развития рынка.
Эти задачи реализуются в ходе статистического исследования рынка в целом и
конкретных рынков средств производства, предметов потребления и услуг. При этом вы-
деляются оптовый и потребительский рынки
Система показателей статистики рынка.
Статистика исследования рынка пользуется соответствующими количественными
и качественными показателями. Эти показатели призваны отразить состояние, развитие
и устойчивость рынка на различных уровнях, во времени и в пространстве (географическом и социально-экономическом). Они характеризуют индивидуальные явления и процессы, их типические (групповые) сочетания и общие, сводные совокупности индивидуальных единиц.
Рыночный процесс схематично описывается следующим образом: складываются в
определенных пропорциях спрос и предложение; их взаимодействие порождает акты ку-
пли-продажи (товарооборот); товар обменивается на деньги в соответствии с равновесной
ценой, которая выступает эквивалентом товарно-денежного обмена в согласии действия
рыночного механизма. Данный рыночный процесс, совершающийся в массовом масштабе, требует материального, транспортного, информационного и трудового обеспечения. Конечная цель всего процесса – социально-экономический эффект, т.е. удовлетворение
спроса – для потребителя, прибыль – для производителя и продавца-посредника.
Понятие и сущность конъюктуры рынка.
Конъюнктура рынка, или рыночная конъюнктура – это конкретная экономическая ситуация, сложившаяся на рынке на данный момент времени или ограниченный отрезок времени.
Понятие рыночной ситуации включает:
− степень сбалансированности рынка (соотношение спроса и предложения);
− сформировавшиеся, наметившиеся или изменившиеся тенденции его развития;
− уровень устойчивости или колеблемости его основных параметров;
− масштабы рыночных операций и степень деловой активности;
− уровень коммерческого (рыночного) риска;
− силу и размах конкурентной борьбы;
− положение рынка в определенной точке экономического или сезонного цикла.
Главная цель изучения конъюнктуры рынка – определить характер и степень его
сбалансированности, прежде всего соотношения спроса и предложения. Суть действия
рыночного механизма проявляется в стремлении спроса и предложения конъюнктуры
равновесию.
Расчет и анализ потенциала рынка.
Потенциал рынка – это прогнозная совокупность производственных и по-
требительских сил, обусловливающих спрос и предложение.
Производственный потенциал выступает в форме возможности произвести и пред-
ставить на рынок определенный объем товаров (продуктов и услуг). Ему противостоит
потребительский потенциал, который проявляется в виде возможности рынка поглотить
(т.е. купить) определенное количество продуктов и услуг. Оценка и анализ производст-
венного потенциала входят в круг маркетинговых интересов покупателя, а потребитель-
ского – интересует продавца.
В общем виде формула потенциала рынка: p=sum(N*W*Эх)+F
Емкость рынка – количество (стоимость) товаров, которое может поглотить
рынок при определенных условиях за какой-то промежуток времени:
Е=sum(S*k*эх)+Р-(Н-Иф-Им)-А-С
Насыщенность рынка – это степень обеспеченности потребителей товарами,
определяемая или экспертным путем, или на основе выборочного исследова-
ния домашних хозяйств.
Нк=Нн+П-В
Методы регистрации цен.
Существуют две концепции регистрации цен. В основе первой, прейскурантной
методики лежит строго документированный и сплошной учет цен, который в известной
мере был оправдан в условиях политики стабильных цен, сравнительного узкого и мало-
изменяющегося ассортимента товаров. Практически регистрировались не сами цены, а
только изменения цен. По мере расширения объема и ассортимента товаров стали нака-
пливаться серьезные ошибки: происходило неучтенное (скрытое) повышение цен, обу-
словленное появлением якобы «новых» видов товаров, и скрытое нарастание инфляци-
онных процессов, так как не считались изменением и не учитывались в индексе новые
цены на ранее не выпускавшиеся разновидности товара, временные цены на товары
улучшенного качества, уценка залежалых товаров и т.п. Эта концепция считалась основ-
ной в условиях централизованной плановой экономики; в рыночных условиях она при-
меняется на коммерческих предприятиях с хорошо поставленным учетом.
Выборочная система регистрации цен основана на следующих общих принципах:
• отказ от массового документированного учета, практически невозможного в усло-
виях различных форм собственности, и переход к ограниченному использованию
документов;
• отказ от сплошного учета цен и переход к использованию выборочного метода во
времени, пространстве и товарной массе;
• формирование потребительской корзины, т.е. набора товаров-представителей;
• введение системы поправок на изменение качества товаров;
• полный охват всех форм и видов торговли (субрынков).
Предмет и задачи статистики рынка.
Предмет статистики рынка – массовые рыночные явления и процессы, поддающиеся количественной оценке. Статистика рынка изучает рыночные отношения, проявляющиеся в первую очередь в форме множества актов купли-продажи. В рыночные отношения вступают между собой рынка товаров и услуг субъекты рынка – продавцы (владельцы товара) и покупатели (владельцы денег).
Функциональные задачи статистики рынка могут быть представлены в следую-
щем порядке:
− сбор и обработка статистической информации;
− оценка и анализ конъюнктуры рынка;
− характеристика структуры рынка;
− оценка и анализ развития рынка;
− региональный анализ рынка;
− характеристика экономических и социальных последствий развития рынка.
Эти задачи реализуются в ходе статистического исследования рынка в целом и
конкретных рынков средств производства, предметов потребления и услуг. При этом вы-
деляются оптовый и потребительский рынки