Тема 1. система электроснабжения переменным током.
ТЕМА 1. СИСТЕМА ЭЛЕКТРОСНАБЖЕНИЯ ПЕРЕМЕННЫМ ТОКОМ.
Общая часть
Безопасность полета самолета зависит от надежной работы системы электроснабжения, которая обеспечивает питанием все оборудование и основные системы самолета.
Питание электроэнергией потребителей на самолете обеспечивает:
- система электроснабжения переменным трехфазным током напряжением 200-115В постоянной частоты 400Гц (основная система);
- система электроснабжения постоянным током напряжением 27В;
- система электроснабжения переменным трехфазным током напряжением 36В постоянной частоты 400Гц.
Основными источниками электроэнергии на самолете являются четыре генератора ГТ40ПЧ6-2с переменного трехфазного тока напряжением 200/115В с силовой нейтралью, выведенной на корпус самолета. Генераторы приводятся во вращение от двигателей и приводов постоянных оборотов (ППО), обеспечивающих постоянную частоту генерируемого тока. Аварийными источниками питания бортовых сетей при отказе основных генераторов служат четыре бортовые аккумуляторные батареи 20НКБН-25-У3, генератор ГТ40ПЧ6-2с вспомогательной силовой установки (ВСУ) и преобразователь ПОС-1000А (ПОС-1000Б).
Аккумуляторная батарея №5 предназначена для питания аварийного освещения в случае вынужденной посадки самолета и кратковременного питания других потребителей в некоторых случаях (см. 24.30.00).
Для питания особо важных (аварийных) потребителей переменным однофазным током 115В и 36В 400Гц в случае отказа или отключения всех четырех основных генераторов (до запуска ВСУ) на самолете установлен однофазный статический преобразователь ПОС-1000А и однофазные понижающие трансформаторы ТР480-115-400 В и ТР115/36. Преобразователь получает питание от бортовых аккумуляторов, а понижающий трансформатор от этого преобразователя.
Питание потребителей постоянным током осуществляется четырьмя блоками ВУ-3Б, преобразующими переменный трехфазный ток 200/115В в постоянный напряжением 27В.
Бортовая сеть переменного трехфазного тока 36В 400Гц получает питание от бортовой сети переменного трехфазного тока 200/115В через понижающие трансформаторы ТС320СО4А.
Для обеспечение резервного авиагоризонта АГР-72А выключателя коррекции ВК-90М и системы МСРП автономным питанием переменным трехфазным током 36В 400Гц, установлен статический преобразователь ПТС-250, подключенный к шине аварийного питания постоянным током. В полете преобразователь включен всегда, чтобы в случае отказа системы переменного тока 36В, от которой питаются основные авиагоризонты, экипаж мог безопасно пилотировать самолет по аварийному авиагоризонту.
Размещение основных агрегатов и блоков системы электроснабжения показано на рис. 1.
Органы управления и контроля системы размещены на панели управления электроэнергетики (263) и панели контроля (262) на рабочем месте бортинженера (рис.2)
Установленные на этих панелях приборы и мнемосигнализаторы, а также нанесенная на панели (263) мнемосхема системы обеспечивают удобный и надежный контроль за работой системы на всех этапах ее эксплуатации.
При проведении технического обслуживания самолета на земле в качестве источников питания бортовых сетей может использоваться генератор переменного тока ВСУ или аэродромный источник переменного трехфазного тока 200/115В 400Гц с выведенной силовой нейтралью мощностью 60кВ.А и более (типа АПА-50М). Для подключения источника электропитания переменным током к бортовой сети на панели правой малой (задней) створки отсека носовой ноги шасси (между 14-15 шп.) установлена вилка разъема аэродромного питания ШРАП-400-3Ф.
Рис.1. Размещение агрегатов системы электроснабжения
Рис.2. Размещение элементов управления и контроля системы электроснабжения
Рис.3.Размещение штепсельного разъема аэродромного питания
Привод генераторов
Привод постоянных оборотов ППО-40М предназначен для обеспечения постоянной скорости вращения ротора генератора переменного трехфазного тока ГТ40ПЧ6-2с независимо от режимов работы двигателя, нагрузки генератора и условий полета самолета. Привод ППО-40М крепится на коробке самолетных агрегатов двигателя с помощью лап корпуса привода (рис.4)
Постоянные обороты генератора поддерживаются путем суммирования оборотов приводного вала, пропорциональных оборотам ротора двигателя и оборотам воздушной турбины. Турбина привода ППО-40М приводится в действие воздухом ,отбираемым от компрессора двигателя. Скорость вращения колеса турбины регулируется изменением количества воздуха, подаваемого на турбину, с помощью дроссельной заслонки, управляемой регулятором ППО-40.6000М скорости вращения привода.
Угол отклонения дроссельной заслонки зависит от настройки регулятора скорости, которая автоматически изменяется с помощью электромеханизма коррекции частоты МКЧ62ТВ-2С по сигналам датчика скорости ДССП-5К и установленных на самолете блоков БКР400Г (коррекции частоты), БЗУСП376Т (защиты и управления), БТТ40ПН (трансформаторов тока) в зависимости от изменения оборотов ротора двигателя и других условий полета.
При отклонении числа оборотов генератора от номинального значения центробежный регулятор (чувствительный элемент которого вращается со скоростью, пропорциональной скорости вращения генератора) поворачивает дроссельную заслонку, стоящую на входе в турбину, изменяя в необходимую сторону расход воздуха через нее. Возникшее благодаря этому изменение скорости вращения колеса турбины восстанавливает через дифференциальный редуктор двигателя обороты генератора. При небольших оборотах ротора двигателя к ротору генератора подводится мощность одновременно от двух источников – от приводного вала и от турбины. При повышении оборотов ротора двигателя обороты турбины уменьшаются, доходя до нуля, а при дальнейшем их увеличении турбина меняет направление вращения, переходя в режим тормоза и поглощая часть мощности (оборотов), идущей от приводного вала. Использование в приводе ППО-40М тормозных режимов повышает экономичность привода в крейсерском режиме работы двигателя.
Рис.4. Размещение привода постоянных оборотов ППО-40М и генератора ГТ40ПЧ6-2С на двигателе (вид снизу)
ТЕМА 1. СИСТЕМА ЭЛЕКТРОСНАБЖЕНИЯ ПЕРЕМЕННЫМ ТОКОМ.
Общая часть
Безопасность полета самолета зависит от надежной работы системы электроснабжения, которая обеспечивает питанием все оборудование и основные системы самолета.
Питание электроэнергией потребителей на самолете обеспечивает:
- система электроснабжения переменным трехфазным током напряжением 200-115В постоянной частоты 400Гц (основная система);
- система электроснабжения постоянным током напряжением 27В;
- система электроснабжения переменным трехфазным током напряжением 36В постоянной частоты 400Гц.
Основными источниками электроэнергии на самолете являются четыре генератора ГТ40ПЧ6-2с переменного трехфазного тока напряжением 200/115В с силовой нейтралью, выведенной на корпус самолета. Генераторы приводятся во вращение от двигателей и приводов постоянных оборотов (ППО), обеспечивающих постоянную частоту генерируемого тока. Аварийными источниками питания бортовых сетей при отказе основных генераторов служат четыре бортовые аккумуляторные батареи 20НКБН-25-У3, генератор ГТ40ПЧ6-2с вспомогательной силовой установки (ВСУ) и преобразователь ПОС-1000А (ПОС-1000Б).
Аккумуляторная батарея №5 предназначена для питания аварийного освещения в случае вынужденной посадки самолета и кратковременного питания других потребителей в некоторых случаях (см. 24.30.00).
Для питания особо важных (аварийных) потребителей переменным однофазным током 115В и 36В 400Гц в случае отказа или отключения всех четырех основных генераторов (до запуска ВСУ) на самолете установлен однофазный статический преобразователь ПОС-1000А и однофазные понижающие трансформаторы ТР480-115-400 В и ТР115/36. Преобразователь получает питание от бортовых аккумуляторов, а понижающий трансформатор от этого преобразователя.
Питание потребителей постоянным током осуществляется четырьмя блоками ВУ-3Б, преобразующими переменный трехфазный ток 200/115В в постоянный напряжением 27В.
Бортовая сеть переменного трехфазного тока 36В 400Гц получает питание от бортовой сети переменного трехфазного тока 200/115В через понижающие трансформаторы ТС320СО4А.
Для обеспечение резервного авиагоризонта АГР-72А выключателя коррекции ВК-90М и системы МСРП автономным питанием переменным трехфазным током 36В 400Гц, установлен статический преобразователь ПТС-250, подключенный к шине аварийного питания постоянным током. В полете преобразователь включен всегда, чтобы в случае отказа системы переменного тока 36В, от которой питаются основные авиагоризонты, экипаж мог безопасно пилотировать самолет по аварийному авиагоризонту.
Размещение основных агрегатов и блоков системы электроснабжения показано на рис. 1.
Органы управления и контроля системы размещены на панели управления электроэнергетики (263) и панели контроля (262) на рабочем месте бортинженера (рис.2)
Установленные на этих панелях приборы и мнемосигнализаторы, а также нанесенная на панели (263) мнемосхема системы обеспечивают удобный и надежный контроль за работой системы на всех этапах ее эксплуатации.
При проведении технического обслуживания самолета на земле в качестве источников питания бортовых сетей может использоваться генератор переменного тока ВСУ или аэродромный источник переменного трехфазного тока 200/115В 400Гц с выведенной силовой нейтралью мощностью 60кВ.А и более (типа АПА-50М). Для подключения источника электропитания переменным током к бортовой сети на панели правой малой (задней) створки отсека носовой ноги шасси (между 14-15 шп.) установлена вилка разъема аэродромного питания ШРАП-400-3Ф.
Рис.1. Размещение агрегатов системы электроснабжения
Рис.2. Размещение элементов управления и контроля системы электроснабжения
Рис.3.Размещение штепсельного разъема аэродромного питания
Привод генераторов
Привод постоянных оборотов ППО-40М предназначен для обеспечения постоянной скорости вращения ротора генератора переменного трехфазного тока ГТ40ПЧ6-2с независимо от режимов работы двигателя, нагрузки генератора и условий полета самолета. Привод ППО-40М крепится на коробке самолетных агрегатов двигателя с помощью лап корпуса привода (рис.4)
Постоянные обороты генератора поддерживаются путем суммирования оборотов приводного вала, пропорциональных оборотам ротора двигателя и оборотам воздушной турбины. Турбина привода ППО-40М приводится в действие воздухом ,отбираемым от компрессора двигателя. Скорость вращения колеса турбины регулируется изменением количества воздуха, подаваемого на турбину, с помощью дроссельной заслонки, управляемой регулятором ППО-40.6000М скорости вращения привода.
Угол отклонения дроссельной заслонки зависит от настройки регулятора скорости, которая автоматически изменяется с помощью электромеханизма коррекции частоты МКЧ62ТВ-2С по сигналам датчика скорости ДССП-5К и установленных на самолете блоков БКР400Г (коррекции частоты), БЗУСП376Т (защиты и управления), БТТ40ПН (трансформаторов тока) в зависимости от изменения оборотов ротора двигателя и других условий полета.
При отклонении числа оборотов генератора от номинального значения центробежный регулятор (чувствительный элемент которого вращается со скоростью, пропорциональной скорости вращения генератора) поворачивает дроссельную заслонку, стоящую на входе в турбину, изменяя в необходимую сторону расход воздуха через нее. Возникшее благодаря этому изменение скорости вращения колеса турбины восстанавливает через дифференциальный редуктор двигателя обороты генератора. При небольших оборотах ротора двигателя к ротору генератора подводится мощность одновременно от двух источников – от приводного вала и от турбины. При повышении оборотов ротора двигателя обороты турбины уменьшаются, доходя до нуля, а при дальнейшем их увеличении турбина меняет направление вращения, переходя в режим тормоза и поглощая часть мощности (оборотов), идущей от приводного вала. Использование в приводе ППО-40М тормозных режимов повышает экономичность привода в крейсерском режиме работы двигателя.
Рис.4. Размещение привода постоянных оборотов ППО-40М и генератора ГТ40ПЧ6-2С на двигателе (вид снизу)