Процесс влияния PR-служб на общественное мнение: определение целевой и ключевой аудитории. Виды и категории целевых аудиторий
Общественность — группа людей, сложившаяся под влиянием определенных обстоятельств, осознающих проблемность ситуации и реагирующих одинаковым образом на нее.
Общественное мнение — это совокупность многих индивидуальных мнений по конкретному вопросу, затрагивающему группу людей.
Целевая аудитория - определенная группа людей, конкретный сегмент массы текущих и потенциальных потребителей с выделением специфических признаков, в том числе демографических, психологических, социально-культурных.
Сегментирование - это деление потребителей на группы в соответствии с рядом устойчивых признаков, называемых маркетинговыми "признаками сегментирования".
формы общественности:
• закрытая общественность—сотрудники фирмы;
• открытая общественность – потребители товаров и услуг, аудитория СМИ, участники политических движений и партий.
Деятельность PR-специалистов - комплекс действий по формированию общественного мнения и его изменению в свою пользу.
Особенности общественного мнения (ОМ):
-ОМ изменить очень трудно;
-ОМ имеет тенденцию преувеличивать значение происходящего.
- может быстро меняться, поэтому с ним надо постоянно работать;
- формирование поведения общественности следует осуществлять с учетом всех реалий политической, экономической и социальной обстановки в стране;
- влияние на общественность целесообразно проводить через конкретные группы или отдельные сегменты целевых аудиторий
Факторы формирования ОМ:личностные, социальные, культурные, психологические, научно-технические
Признаки сегментирования ЦА:
- географический
- демографический
- социально-экономический
- психографический - деление рынка на группы в зависимости от социального класса, жизненного стиля или личностных характеристик потребителей;
- поведенческий
- имущественный
Критерии сегментирования ЦА
1) постоянный покупатель - это основа сегмента потребительского рынка;
2) случайный покупатель - приобретает товар из неизвестных побуждений;
3) потенциальный покупатель - задача фирмы и PR-агентства перевесить его колебания на свою сторону;
4) неудовлетворенный покупатель - был готов приобрести товар, но его не устраивают какие-либо характеристики;
5) "модный покупатель" - способен приобрести вещь лишь в угоду моде;
6) разносчики товара - перекупщики;
7) посредники или оптовые покупатели;
8) покупатели из числа акционеров фирмы - пользуются определенными льготами, скидками;
9) большой бизнес - строят свои отношения с фирмой на основе длительного и взаимовыгодного взаимодействия.
10) малый бизнес - рассчитывает на льготы.
В зависимости от рода деятельности заказчика ключевые аудитории сильно варьируются и могут определяться весьма широко.
К влиятельным ключевым аудиториям относятся: заказчики и потребители продукции или услуг компании, сотрудники самой компании, инвесторы, пресса, активисты и неформалы, которых интересует деятельность компании, чиновники, от которых зависит работа компании
Блюм М.А., Молоткова Н.В. PR-технологии в коммерческой деятельности
16.Стратегия и тактика использования СМИ в PR; медиапланирование; функции и задачи специалиста в работе с каналами СМИ (media relations)
Правила и принципы работы со СМИ:
-избегайте «пустых» материалов.
- информация должна быть эксклюзивной.
- нельзя обманывать ожиданий СМИ.
- нужно знать, как работают СМИ.
- нельзя перекладывать свою работу на СМИ
Медиапланирование - это выбор оптимальных каналов размещения рекламы, проводимый с целью достижения максимальной эффективности рекламной кампании. Стратегическое медиапланирование строится на анализе целевых аудиторий и маркетинговой ситуации, оно включает в себя:
- постановку рекламных целей;
- определение приоритетных категорий СМИ;
- принятие решения об использовании какой-либо одной или нескольких концепций медиапланирования;
- задание оптимальных уровней показателей эффективности рекламоносителей;
- планирование этапов рекламной кампании во времени с учетом вида товара, сезонности, конкурентной среды и т.п.;
- определение и обоснование оптимального рекламного бюджета;
- распределение бюджета по категориям СМИ.
Размещение:
- радио-реклама (радиостанции FM-диапазона);
- телевизионная реклама;
- реклама в печати (газеты, журналы, справочники);
- наружная реклама;
- наружная видеореклама (наружные видеоэкраны);
- реклама на транспорте (троллейбусы, трамваи, автобусы, такси);
- сувенирная продукция;
- директ маркетинг.
Media relations/ связи с прессой заключаются в:
- в производстве и размещении в СМИ публикаций познавательно-событийного характера;
- в пресс-поддержке разных акций и кампаний;
- в организации пресс-туров;
- в разработке информационных поводов с целью привлечения внимания СМИ.
Предназначение press relations - обеспечить наибольший размер публикаций либо радио- и телепередач, содержащих информацию PR-характера, чтобы добиться понимания явлений и действий и предоставить нужные знания.
Формируйте информационный поток. Знайте, как работают СМИ. Найдите «свои» СМИ. Познакомьтесь с журналистами. Станьте инф партнером. Будьте доступны. Создавайте инф поводы. Придумывайте «специальные события». Выступайте в качестве эксперта. Готовьте события для журналистов. Делайте интересные фотографии. Не забывайте правила игры.