Соц., эконом. и политич. причины возникновения и развития PR; роль PR в современном гражданском обществе и рыночной экономике
Четкой формулировки PR не существует. С.Блэк: «Public Relations — искусство и наука достижения гармонии посредством взаимопонимания, основанного на правде и полной информированности». PR - технологии создания и внедрения конкуренции образа объекта в ценностный ряд социальной группы, с целью закрепления этого образа как идеального и необходимого в жизни.
Причины возникновения PR:
-Экономическая -стремление коммерческих организаций создавать и укреплять свой имидж и деловую репутацию с целью повышения прибыли, наращивания благосостояния отдельных личностей и целых государств.
-Политическая: А)необходимость каждого цивилизованного государства создавать и поддерживать свой благоприятный имидж и взаимопонимание на международной арене и в собственной стране;
Б) борьба политических партий, движений и их лидеров за усиление своего влияния в обществе.
-Идеологическая: стремление организационных структур оказывать влияние на целевые общественные группы, чтобы внедрять свои взгляды и убеждения.
-Социальная: А)потребность обмена информацией, чтобы повышать эффективность взаимопонимания и взаимодействия;
Б) признание мировым сообществом необходимости укреплять международную безопасность и сотрудничество на базе взаимного информирования и контактов. Данная функция связей с общественностью резко возросла в связи с развитием процессов глобализации — люди все больше осознают свое общечеловеческое единство.
Роль СО в современном гражданском обществе и рыночной экономике.Мирное и созидательное развитие государства возможно только при условии полноценного обмена информацией между всеми членами и структурами общества. Гос. управление гораздо эффективнее в условиях демократии, что предполагает всеобщее активное участие широких слоев населения в общественной жизни. Социальная напряженность возникает из-за того, что управляющая элита не интересуется/игнорирует нужды и мнение народа. Авторитарная система управления исключает информирование населения, что порождает слухи и формирует отрицательное мнение о власти.
Поэтому одно из главных условий демократического общества - наличие свободных СМИ. Велика роль PR и для рыночной экономики, которая не мыслима без конкуренции. При наличии свободного выбора производители и коммерсанты привлекают к себе потребителей с помощью СО.
Правовое обеспечение PR.
Правовое регулирование - это строго установленная, четко прописанная система норм, обязательная для всех членов общества.
Саморегулирование – добровольно и не носит всеобщий характер. Роль саморегуляторов играют нормы и идеалы, которые служат этическими критериями для оценки деятельности.
PR требует создания самостоятельной законодательной базы, которой до сих пор нет в России. Юридического определения СО также не существует. Нет, к примеру, федерального закона «О связях с общественностью», как существует федеральный закон «О рекламе».
Определение PR в образовательном стандарте не соответствует действительности (выпускник представлен как специалист-консультант по всем возможным вопросам), и растворяет PR в видах деятельности, которые могут быть гораздо лучше реализованы иными специалистами.
Понятие «правовое обеспечение связей с общественностью» включает в себя: законы и нормативно-правовые акты, регулирующие общественную деятельность, коммерческую деятельность, о средствах массовой информации, о рекламе, регулирующие процесс защиты авторских прав, защищающие права потребителей.
Так как воздействие PR, рекламы, СМИ на общество происходит с помощью информации, то нормативно-правовые акты, которые составляют юридическую основу функционирования PR, отражены в достаточно новой области права – информационной, которая только начинает складываться. специальных федеральных законов пока немного. Это законы: "О СМИ", "О государственной тайне", "Об информации, информатизации и защите информации", "О рекламе" и пр. Уголовный кодекс РФ регулирует вопросы, связанные с клеветой, оскорблением, что особенно важно, если мы имеем дело с черным pr.
Согласно Конституции:
· «Каждому гарантируется свобода мысли и слова»
· «не допускается пропаганда или агитация, возбуждающие социальную, расовую или религиозную вражду и ненависть» (29.2);
· «каждый имеет право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом» (29.4);
· «гарантируется свобода массовой информации» (29.5).
В зависимости от сферы деятельности, в которой функционируют специалисты по СО, в процесс правового регулирования включаются отраслевые законодательные акты, причем как различных отраслей промышленности (атомной, авиационной, нефтяной, программного обеспечения и т.д.), так и различных отраслей права (гражданского, трудового, административного и т.д.).
Для брендинга, фирменного стиля, корпоративной культуры очень важно законодательство о правах на средства индивидуализации юридических лиц, товаров, работ, услуг и предприятий (глава 76 ГК РФ).
Для политического PR - выборное законодательство, регулирующее деятельность политических партий в период предвыборных кампаний и между ними.
Для банковской деятельности - соответственно о банках и банковской деятельности, о ценных бумагах и т.п.
В процесс правового регулирования PR необходимо включить также законы, охраняющие государственную, служебную и коммерческую тайну. Коммерческая информация может быть раскрыта, но решение о ее раскрытии принимает не PR-менеджер, а руководство компании и служба безопасности.
В российское законодательство постепенно вводятся этические нормы поведения адвокатов, судей, госслужащих. Возможно этические нормы PR-служащих тоже регламентируют.
Важную роль, как для журналистской, так и для PR-деятельности играет законодательство об авторском праве и смежных правах.
Cпонсорcтво — один из инструментов pr, регулируемый законом «О рекламе» и налоговым кодексом, отдельная статья о спонсорстве отсутствует. Но содержится определения «спонсорства» и «спонсорской рекламы»: это реклама, распространяемая на условии обязательного упоминания в ней об определенном лице как о спонсоре.
Спонсорская реклама в законе получает ряд преференций. Это может стимулировать спонсоров на вложение средств в различные теле- и радио-программы и привести к «переквалификации» рекламодателей в спонсоров. Тем более что закон не запрещает указывать информацию о производимых спонсором товарах.
Деньги на спонсорские проекты выделяются из рекламного бюджета компании-спонсора и облагаются налогами по той же схеме, что и прочие рекламные расходы. В то же время во многих европейских странах предусмотрены налоговые льготы для фирм, спонсирующих общественно значимую деятельность (например, культуру, спорт, образование).