Финансы как эконом. категория. Необходимость, причины возникновения и функционирования финансов.

Финансы как эконом. категория. Необходимость, причины возникновения и функционирования финансов.

Финансы - это не деньги, а специфическая форма экономических отношений в обществе, связанных с движением стоимости. Финансы являются эконом. категорией. Как любая эконом. категория, финансы - совокупность специфических экономических отношений. Финансы возникли на определенном этапе исторического развития, когда появились объективные предпосылки и условия для этого. Объективной причиной возникновения и функционирования финансов является необходимость распределения созданного в обществе продукта в денежной форме. Это необходимость вытекает из закономерности процесса общественного воспроизводства. В любом обществе основой его функционирования является материальное производство, в процессе которого создается вещественный продукт. Прежде чем созданный обществом продукт будет потреблен, он должен пройти закономерные стадии распределения и обмена. Финансы проявляют себя именно на стадии распределения стоимости созданного общественного продукта и т. о. имеют распределительный характер. Специфическим способом проявления финансов в процессе распределения является формирование с их помощью денежных доходов, накоплений, фондов денежных средств у различных субъектов этого процесса.

Кроме финансов в процессе распределения участвуют и другие экономические категории: цена, издержки, кредит. Объективным условием возникновения и функционирования финансов является:

- товарное производство и сопутствующее ему денежные отношения

- возникновение государства как субъекта экономических отношений.

2) Финансовые ресурсы, их содержание и состав. Механизмы формирования и направления использования.

Материально-вещественным выражением финансов выступают финансовые ресурсы. Финансовые ресурсы в отличие от финансов являются реальной категорией. Признаки финансовых ресурсов:

- всегда являются денежными средствами, но не все денежные средства являются финансовыми ресурсами;

- финансовые ресурсы всегда имеют собственника или лицо, которое распоряжается ими;

- целевая направленность, то есть конкретное использование финансовых ресурсов на определенные цели.

Т. о. финансы ресурсы - денежные поступления, доходы, накопления, находящиеся в собственности либо в распоряжении хозяйственных субъектов, государства, граждан, аккумулируемые в различных фондах денежных средств, как централизованных, так и децентрализованных и использованные в соответствии с их целевым направлением. Объем, состав и структура финансовых ресурсов определяются государством и устанавливаются в ходе разработки финансовой политике. Важный законодательный акт, в котором закрепляется объем общегосударственных финансовых ресурсов на конкретный год - закон о бюджете РБ. Формы мобилизации финансовых ресурсов так же устанавливаются государством, и они постепенно изменяются и совершенствуются в зависимости от объективных экономических условий, стратегических и тактических задач финансовой политики государства.

Финансовый аппарат организаций, его структура и функции.

С помощью финансового аппарата осуществляется система финансового управления, а сам финансовый аппарат представляет собой совокупность органов и организаций занимающихся управлением финансами. Другими словами, финансовый аппарат - система финансовых органов. Весь финансовый аппарат состоит из элементов, аналогичных группировке финансовых отношений. Первая сфера - финансовые подразделения в отраслях и на предприятиях. Они управляют финансовыми ресурсами, которые создаются и остаются в распоряжении отраслей и предприятий. Вторая сфера - система страховых органов. Третья сфера - государственные финансы - Министерство финансов, все финансовые органы, налоговые службы и т.д. Органы управления внебюджетными фондами и все остальные фонды создаются в этой сфере. Четвертая сфера - кредитные учреждения - ЦБ и коммерческие банки.

Финансовый менеджмент

В экономически развитых странах наибольшее воздействие на финансы предприятий оказывают: интернационализация хозяйственной жизни, глобализация деловых операций и расширение компьютерной техники. Компьютерная и телекоммуникационная технологии резко меняют процесс принятия финансовых решений. Головные компании обеспечены системой персональных компьютеров, объединенных локальной сетью, с компьютерами поставщиков и потребителей. Это позволяет финансовому менеджеру постоянно быть в курсе всей информации и принимать наиболее рациональные решения. Основные задачи финансового менеджмента:

1) максимизация реальных активов и пассивов предприятий;

2) прогнозирование финансовой стороны деятельности предприятий. Составляются бизнес-планы по объему производства, реализации продукции, прибыли, капитальным вложениям, внедрению новых управленческих решений и финансовых ресурсов для их обеспечения;

3) принятие целесообразных решений при инвестировании крупных средств (оптимальные темпы роста объема реализации, структура привлекаемых средств, методы их мобилизации и т. д.);

4) координация финансовой деятельности предприятий с другими службами (банком, налоговым департаментом и т. д.);

5) проведение крупных операций на финансовом рынке по мобилизации дополнительных капиталов.

13) Финансовое планирование.

Планирование занимает важное место в системе управления финансами. Непосредственно при планировании любой субъект хозяйствования всесторонне оценивает состояние своих финансов и выявляет возможности увеличения финансовых ресурсов, направления их наиболее эффективного использования. Объектом финансового планирования выступает финансовая деятельность субъектов хозяйствования и государства, а итоговым результатом является составление финансовых планов. В каждом плане рассчитываются доходы и расходы на определенный период, устанавливаются связи со звеньями финансовой и кредитной систем. Финансовые планы составляют все звенья финансовой системы, при этом форма финансового плана и состав его показателей отражает специфику соответствующего звена финансовой системы. Например, коммерческие предприятия и организации составляют балансы доходов и расходов; учреждения, осуществляющие некоммерческую деятельность, – сметы; колхозы, кооперативные организации, общественные объединения и страховые компании – финансовые планы; органы государственной власти – бюджеты разных уровней. Конкретные задачи финансового планирования определяются финансовой политикой. Это определение объема денежных средств и их источников, необходимых для выполнения плановых заданий; выявление резерва роста доходов, экономии расходов; установление оптимальных пропорций в распределении средств между централизованными и децентрализованными фондами и др. И прогнозные, и плановые расчеты финансовых показателей базируются на использовании различных методов. К числу наиболее важных из них относятся: метод экстраполяции, нормативный, математического моделирования. Метод экстраполяции состоит в определении финансовых показателей при выявлении их динамики. При расчетах используют показатели отчетного периода, корректируя их на относительно устойчивый темп изменений. Нормативный метод основан на использовании установленных норм и нормативов. Метод математического моделирования основан на построении фин моделей, имитирующих течение реальных эконом и соц. процессов. Для согласования направления использования финансовых ресурсов с источниками их формирования, увязки всех разделов финансовых планов между собой применяется балансовый метод. В странах с рыночной экономикой программный метод преобладает над планированием, тогда как в России до недавнего времени программы и прогнозы лишь дополняли план.

Финансовый контроль

Финансовый контроль - совокупность действий и операций по проверке финансов и связанных с ними других вопросов хозяйственной деятельности экономических субъектов. Для осуществления финансового контроля созданы контрольные органы, деятельность которых сводится к проведению планомерных мероприятий. Объектом финансового контроля является создание фондов денежных средств и их использование. Чаще всего объектом контрольных проверок является прибыль, налоговые платежи, себестоимость, фонды заработной платы и т. д. Перед финансовым контролем стоят следующие задачи: 1. Содействие сбалансированию доходов и расходов.

2. Выявление внутренних резервов.

3. Содействие рациональному использованию выделяемых средств.

4. Обеспечение правового ведения учета, отчетности, анализа.

Оценка финансового состояния предприятия производится по следующим направлениям:

-оценка финансовых результатов;

-оценка величины средств, находящихся в распоряжении предприятия;

-анализ дебиторской и кредиторской задолженности;

-организация расчетных дисциплин.

При проведении контрольных проверок необходимо руководствоваться следующим: законодательными актами, постановлениями, инструкциями.

Содержание и значение финансовой политики. Финансовая стратегия и тактика.

Под финансовой политикой понимают комплекс мероприятий гос-ва по использованию фин отношений, мобилизации финансовых ресурсов, их распределению и использованию на основе финансового законодательства. Финансовая политика государства является лишь средством осуществления его социально-экономической политики и выполняет вспомогательную роль.

Содержание фин политики охватывает широкий комплекс мероприятий:

- разработку общей концепции финансовой политики, определение ее основных направлений, целей, главных задач;

- управление фин деятельностью государства и других субъектов экономики.

Значение финансовой политики заключается в тех результатах, которые могут быть получены в ходе ее реализации как в течение финансового года, так и в более долгосрочном периоде.

Финансовая стратегия и тактика. Главным субъектом финансовой политики является гос-во. Оно разрабатывает стратегию основных направлений финансового развития общества на отдаленную перспективу и определяет задачи на предстоящий период, средства и пути их достижения. В зависимости от характера поставленных задач финансовая политика подразделяется на финансовую стратегию и финансовую тактику. Финансовая стратегия ориентирована на длительный период развития и предусматривает решение крупномасштабных задач в рамках определенных экономических стратегий государства. Финансовая тактика направлена на решение задач определенного этапа развития государства и связана с изменением форм и методов организации финансовых отношений исходя из его текущих потребностей. Финансовая стратегия и тактика тесно связаны между собой. В качестве финансовой стратегии следует рассматривать финансовое оздоровление экономики и динамичный рост валового внутреннего продукта, повышение конкурентоспособности продукции.

Бюджетное устройство и бюджетная система РФ. Принципы построения бюджетной системы РФ.

Бюджетное устройство - это структура и принципы построения бюджетной системы. Бюджетная система РФ - совокупность бюджетов всех уровней и государственных внебюджетных фондов, основанная на экономических отношениях и государственном устройстве РФ, регулируемая нормами права. Она состоит из бюджетов трех уровней:

- I уровень - федеральный бюджет и бюджеты гос внебюджетных фондов;

- II уровень - бюджеты субъектов РФ и бюджеты территориальных гос внебюджетных фондов;

- III уровень - местные бюджеты.

Помимо вышеперечисленных видов бюджетов существует еще консолидированный бюджет, который представляет собой свод бюджетов всех уровней на соответствующей территории. Например, консолидированный бюджет РФ включает в себя федеральный бюджет плюс бюджеты субъектов Р. Ф. Бюджетная система РФ построена на основе следующих принципов:

1. Принцип единства бюджетной системы, который обеспечивается единством бюджетного законодательства, денежной системы, бюджетной классификации, форм бюджетных документов и бюджетной отчетности, бюджетной политики и т.п.

2. Принцип разграничения доходов и расходов между уровнями бюджетной системы РФ.

3. Самостоятельность бюджетов всех уровней, выражающаяся в наличии у каждого бюджета своих источников доходов, в праве каждого бюджета самостоятельно расходовать их по своему усмотрению и определять источники финансирования дефицита бюджета; в утверждении каждого бюджета соответствующими представительными органами; в исполнении каждого бюджета соответствующими исполнительными органами власти; в недопустимости компенсации за счет бюджетов других уровней потребности в доходах и дополнительных расходах.

4. Принцип сбалансированности бюджета означает, что объем расходов должен быть равен объему доходов плюс источники финансирования дефицита бюджета (размер дефицита бюджетов всех уровней ограничен БК).

5. Принцип эффективного и экономного использования бюджетных средств.

6. Принцип достоверности бюджета означает надежность показателей бюджетов, их адекватность существующему экономическому положению.

7. Принцип полноты отражения доходов и расходов бюджетов означает необходимость их отражения в бюджетах в полном объеме и в обязательном порядке.

8. Принцип гласности, т.е. необходимость публикации законов о бюджетах и отчетов об их исполнении в открытой печати.

9. Принцип адресности и целевого характера бюджетных средств означает, что бюджетные средства выделяются в адрес конкретных получателей.

Бюджетное финансирование и бюджетные кредиты, их особенности, принципы и порядок организации.

Бюджетное финансирование – предоставление денежных ср-в участникам денежной системы на проведение мероприятий, предусмотренных бюджетом. Принципы:

1) получение макс эффекта при мин затрат, бюджетные средства должны предоставляться лишь при условии обеспечения наибольшей результативности от их использования;

2) целевой характер использования бюджетных ассигнований;

3) предоставление бюджетных средств в меру выполнения производственных и др. показателей и с учетом использования ранее отпущенных ассигнований;

4) безвозвратность бюджетного финансирования;

5) бесплатность бюджетного финансирования

В практике бюджетных ассигнований используются два способа бюджетного финансирования:

- финансирование по системе «нетто-бюджет» — выделяется на довольно ограниченный круг затрат, предусмотренных утвержденным бюджетом;

- финансирование по системе «брутто-бюджет» — применяется для предприятий и организаций, полностью состоящих на бюджетном финансировании.

Формы бюджетного финансирования:

1) ассигнований на содержание бюджетных учреждений;

2) средств на оплату товаров, работ и услуг, выполняемых физическими и юридическими лицами по государственным и муниципальным контрактам;

3) трансфертов населению;

4) ассигнований на реализацию органами местного самоуправления обязательных выплат населению, установленных действующими законами и правовыми актами;

5) ассигнований на осуществление отдельных государственных полномочий, передаваемых на другие уровни власти;

6) ассигнований на компенсацию дополнительных расходов, возникших в результате решений, принятых органами государственной власти, приводящих к увеличению бюджетных расходов или уменьшению бюджетных доходов;

7) субвенций и субсидий физическим и юридическим лицам;

8) межбюджетных трансфертов;

9) инвестиций в уставные капиталы действующих или вновь создаваемых юридических лиц;

10) средств на обслуживание долговых обязательств, в том числе государственных или муниципальных гарантий.

Бюджетный кредит – это форма финансирования бюджетных расходов, которая предусматривает предоставление средств юридическим лицам или другому бюджету на возвратной и возмездной основах. Виды: а) предоставляемые юридическим лицам, не являющимся государственными или муниципальными унитарными предприятиями; б) предоставляемые государственным и муниципальным предприятиям.

Принципы кредита: срочность, возвратность, обеспеченность, платность, дифференцированность, целевая направленность.

39. Бюджетный процесс как форма управления бюджетной системой, его участники и этапы.Бюджетный процесс - совокупность действий исполнительных и представительных органов власти по разработке и осуществлению финансово-бюджетной политики и управлению бюджетной системы. Бюджетный процесс включает следующие стадии:

- составление проекта бюджета;

- рассмотрение и утверждение бюджета;

- исполнение бюджета;

- составление отчета об исполнении бюджета и его утверждение.

Эти стадии осуществляются в строгой последовательности в течение бюджетного периода и тесно взаимосвязаны между собой. Бюджетный период представляет собой срок, в течение которого действует утвержденный бюджет. В Р. Ф. бюджетный период составляет 12 месяцев и длится с 1 января по 31 декабря. Участниками бюджетного процесса в Р. Ф. являются: Президент РФ; органы законодательной гос. власти; органы исполнительной гос. власти, органы местного самоуправления, включая финансовые органы, органы, осуществляющие сбор доходов и другие уполномоченные органы; органы денежно-кредитного регулирования (ЦБ РФ); кредитные организации, осуществляющие отдельные операции со средствами бюджетов; органы гос. и муниципального финансового контроля; главные распорядители и распорядители бюджетных средств; иные органы, на которые возложены бюджетные, налоговые и иные полномочия (ст. 152 БК РФ). Каждый участник бюджетного процесса обладает совокупностью бюджетных полномочий. Компетенция отдельных органов власти и органов местного самоуправления в бюджетном процессе строго разграничена и определяется Конституцией РФ, конституциями (уставами) субъектов РФ, уставами муниципальных образований, бюджетным, налоговым и иным законодательством, а также нормативно-правовыми актами соответствующего уровня.

40. Бюджетное планирование как часть бюджетного процесса. Принципы, задачи и методы бюджетного планирования.Бюджетное планирование –

- по экономической сущности - денежные отношения, складывающиеся у органов государственной власти и местного самоуправления с юридическими и физическими лицами по поводу перераспределения национального дохода в связи с необходимостью удовлетворения экономических, социальных и политических интересов общества и его граждан;

- по материально-вещественному воплощению - фонд денежных средств, формируемый для финансового обеспечения мероприятий, связанных с выполнением задач и функций, возложенных обществом на государство и местное самоуправление;

- по плановой форме - финансовый документ, составляемый в виде баланса доходов и расходов.

Как совокупность объективно обусловленных денежных отн-й бюджет - это эконом категория, имеющая различные организационно-правовые формы проявления.

Принципы бюджетного планирования:

- регулирование бюджетных вопросов едиными правовыми нормами;

- адресный и целевой характер направления бюджетных средств;

- непрерывность планирования годового бюджета;

- стабильность финансовых показателей (норм, налоговых ставок, смет);

- балансовый метод.

Задачами бюджетного процесса являются:

- выявление материальных и финансовых резервов государства;

- макс приближенный к реальности расчет доходов и расходов бюджетов;

- обеспечение сбалансированности бюджетов;

- согласование бюджетной политики с реализуемой эконом программой;

- осуществление бюджетного регулирования в целях перераспределения источников доходов между бюджетами разного уровня, отраслями хозяйства, экономическими регионами и т.д.

Существуют различные методы бюджетного планирования – индексный, нормативный, балансовый, программно-целевой, экспертного прогнозирования, экстраполяции, моделирования, экономического анализа и др. В России основным является нормативный метод бюджетного планирования. Суть его в определении целевых расходов бюджета в пределах прогнозируемых доходов. Бюджетополучатели составляют сметы планируемых расходов, распорядитель бюджетных средств анализирует и корректирует сметы бюджетополучателей, приводит величину расходов в соответствие с доходами бюджета, выбирая приоритетные направления, и согласовывает проект плана бюджета с Правительством. Проект бюджета представляется Правительством законодательному органу, который вносит поправки, согласовывает их с Правительством и принимает бюджет на планируемый год в виде федерального закона.

Индексный метод основан на анализе динамики таких показателей, как уровень инфляции, уровень реальной заработной платы, реальных доходов и др. Полученные на основе сравнения статистических данных индексы позволяют применить их к прогнозному расчету несоизмеримых показателей. Программно-целевой метод используется для приоритетного бюджетного планирования выполнения гос. целевых программ, обеспечения их необходимыми ресурсами. Метод экстраполяции переносит тенденции развития текущего и прошлых этапов на планирование последующего.

Финансы как эконом. категория. Необходимость, причины возникновения и функционирования финансов.

Финансы - это не деньги, а специфическая форма экономических отношений в обществе, связанных с движением стоимости. Финансы являются эконом. категорией. Как любая эконом. категория, финансы - совокупность специфических экономических отношений. Финансы возникли на определенном этапе исторического развития, когда появились объективные предпосылки и условия для этого. Объективной причиной возникновения и функционирования финансов является необходимость распределения созданного в обществе продукта в денежной форме. Это необходимость вытекает из закономерности процесса общественного воспроизводства. В любом обществе основой его функционирования является материальное производство, в процессе которого создается вещественный продукт. Прежде чем созданный обществом продукт будет потреблен, он должен пройти закономерные стадии распределения и обмена. Финансы проявляют себя именно на стадии распределения стоимости созданного общественного продукта и т. о. имеют распределительный характер. Специфическим способом проявления финансов в процессе распределения является формирование с их помощью денежных доходов, накоплений, фондов денежных средств у различных субъектов этого процесса.

Кроме финансов в процессе распределения участвуют и другие экономические категории: цена, издержки, кредит. Объективным условием возникновения и функционирования финансов является:

- товарное производство и сопутствующее ему денежные отношения

- возникновение государства как субъекта экономических отношений.

2) Финансовые ресурсы, их содержание и состав. Механизмы формирования и направления использования.

Материально-вещественным выражением финансов выступают финансовые ресурсы. Финансовые ресурсы в отличие от финансов являются реальной категорией. Признаки финансовых ресурсов:

- всегда являются денежными средствами, но не все денежные средства являются финансовыми ресурсами;

- финансовые ресурсы всегда имеют собственника или лицо, которое распоряжается ими;

- целевая направленность, то есть конкретное использование финансовых ресурсов на определенные цели.

Т. о. финансы ресурсы - денежные поступления, доходы, накопления, находящиеся в собственности либо в распоряжении хозяйственных субъектов, государства, граждан, аккумулируемые в различных фондах денежных средств, как централизованных, так и децентрализованных и использованные в соответствии с их целевым направлением. Объем, состав и структура финансовых ресурсов определяются государством и устанавливаются в ходе разработки финансовой политике. Важный законодательный акт, в котором закрепляется объем общегосударственных финансовых ресурсов на конкретный год - закон о бюджете РБ. Формы мобилизации финансовых ресурсов так же устанавливаются государством, и они постепенно изменяются и совершенствуются в зависимости от объективных экономических условий, стратегических и тактических задач финансовой политики государства.

Наши рекомендации